Страницы истории

Информация о деятельности Ассоциации по годам:

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 К 30-летию 2023

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» (далее - МАДВиЗ) - первое межрегиональное объединение в России.

11.08.1990, исходя из необходимости сохранения единого экономического пространства Дальнего Востока и Забайкалья в рамках Российской Федерации, проведения согласованной социально-экономической политики, обеспечивающей экономические реформы, а также объединения усилий и оказания взаимопомощи в переходный период, руководители Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Сахалинской, Камчатской, Магаданской областей, Еврейской автономной области, входящих в Дальневосточный экономический район, заявили о создании на добровольной основе Дальневосточной ассоциации и подписали «Соглашение об основных принципах социально-экономического сотрудничества». Инициатива территорий по образованию межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия была поддержана Президентом России Б.Н.Ельциным Указом от 11.11.1991 № 194 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы». Данный указ обозначил правовую основу деятельности ассоциаций, их основные задачи, в частности, - разработку и реализацию региональных, межрегиональных проектов и программ.

В 1991 г. в состав Ассоциации вошли Читинская область, в 1992 году Республика Бурятия, позже - Чукотский, Корякский и Агинский Бурятский автономные округа. В 1991 г. учредителями Ассоциации был заключен «Договор о социально-экономическом сотрудничестве», принят Устав и образована Исполнительная дирекция.

16.09.1993 Правительство РФ приняло постановление № 918 «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов РФ и органов местного самоуправления». Постановлением было утверждено временное положение, которое устанавливало порядок взаимодействия «Центра» и регионов до принятия соответствующих законодательных актов.

Руководствуясь данной правовой основой, 15.07.1993 учредители Ассоциации переименовали Дальневосточную ассоциацию в «Межрегиональную ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья», которая зарегистрирована Министерством юстиции России 28.12.1993.

Новая редакция Устава МАДВиЗ определяется Законом РФ от 17.12.1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», согласно которому Устав перерегистрирован 26 декабря 2000 г. в Минюсте России (свидетельство о регистрации № А-7).

Высший орган управления МАДВиЗ - Совет, в который по должности входят руководители исполнительных и законодательных органов власти. Председатель Совета МАДВиЗ - один из руководителей субъектов. Рабочий орган МАДВиЗ - Исполнительная дирекция во главе с генеральным директором.

В январе 1994 г. было принято решение о введении в состав ассоциаций глав администраций субъектов Федерации. Председателем совета Дальневосточной ассоциации был избран Виктор Иванович Ишаев, глава администрации Хабаровского края.

За время работы ассоциации было проведено более 30 заседаний Совета, на которых рассмотрено порядка 150 вопросов, имеющих жизненно важное значение для её участников. В заседаниях Совета ассоциации принимали участие члены Правительства России, первые лица государства. Например, 24 апреля 1996 г. в заседании Совета участвовал Президент РФ Б.Н. Ельцин, который одобрил Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 гг., утвердил Указом, придав ей статус президентской. В ноябре 1998 г. в заседании Совета принял участие Председатель Правительства РФ Е.М. Примаков, а в октябре 1999 г. – Председатель Правительства РФ В.В. Путин, в феврале 2004 г. - Президент РФ В.В. Путин.

Перечень решаемых ассоциацией вопросов перспективного и текущего характера разнообразен, условно рассматриваемые вопросы можно разделить на три группы.

Первая группа вопросов связана с решением проблем взаимоотношения с центральными министерствами и ведомствами. Необходимость их постановки и решения обусловлена объективными причинами отличия Дальнего Востока и Забайкалья от других, прежде всего, центральных регионов России.

Ассоциация многие годы работала в направлении повышения экономической доступности территории Дальнего Востока.

Следующая главнейшая проблема связана с энергетикой. Энергетический комплекс Дальнего Востока имеет весьма неэффективную структуру энергобаланса, в котором до 80% занимает энергия, вырабатываемая на твёрдом и жидком топливе, завозимом из-за пределов региона. Реконструкция баланса и приведение его к рыночным стандартам требует времени и государственной поддержки. Усилиями ассоциации поставлены и решены в центре вопросы ввода в эксплуатацию Бурейской ГЭС в Амурской области, освоения месторождений нефти и газа в Сахалинской области и Республике Саха (Якутия).

Вторая группа вопросов решалась за счёт кооперации и сотрудничества членов Ассоциации по вопросам неконтролируемого вылова рыбы в нейтральных водах Охотского моря, охраны окружающей среды, развития приграничных территорий, межгосударственных экологических проблем бассейна реки Амур, международного и внешнеэкономического сотрудничества ДФО на межправительственном уровне.

Постоянно растущее количество решаемых вопросов со временем заставили ассоциацию искать новые организационные формы своей работы. Так, уже в 1995 г. появились координационные советы по направлениям деятельности. В рамках Дальневосточной ассоциации были созданы координационные советы по экономике, топливно-энергетическому комплексу, развитию приграничной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, создана агропромышленная корпорация. Целью этих структур было оперативное решение конкретных проблем, наработка предложений по данным отраслям для своих территорий и федеральных министерств.

После 2000 г. были созданы координационные советы по социальной политике, образованию и науке, здравоохранению, туризму, физкультуре и спорту, по развитию предпринимательства, информационному обеспечению Дальневосточных территорий. В состав координационных советов входили специалисты исполнительных и законодательных органов власти субъектов Федерации Дальнего Востока, представители ведущих отраслей экономик Дальнего Востока и Забайкалья, представители министерств, ведомств, научные сотрудники. Возглавляли их заместители руководителей исполнительных органов власти субъектов РФ.

Работа координационных советов позволила более квалифицированно готовить предложения, рекомендации для рассмотрения и утверждения на советах ассоциации, а также в федеральных органах власти.

В работе ассоциации необходимо отметить ответственный подход ее членов - учредителей ассоциации, на них приходится основная ответственность за принятие решений на региональном уровне, за разработку и воплощение политики регионального развития.

Убедительным примером настойчивости, компетентности является перечень вопросов, решённых с активным участием всех членов ассоциации. Это вопрос о строительстве мостового перехода через р. Амур, об освоении нефтегазовых месторождений по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2, о создании государственной системы наблюдения и контроля 200-мильной экономической зоны Дальневосточного побережья России, вопрос о разработке и принятии долгосрочной стратегии развития Дальнего Востока до 2020 г.

Советом МАДВиЗ совместно с Правительственной Комиссией РФ было принято решение о разработке программы газификации Сахалинской области, Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и ЕАО, данное решение закреплено в Постановлении Правительства РФ от 24.06.1999 г.

Советом МАДВиЗ вносились предложения по повышению пошлины на вывоз необработанной древесины в 1,5-2 раза, а также по уменьшению импортных пошлин на ввоз технологического оборудования для глубокой переработки древесины.

На заседаниях Совета МАДВиЗ рассматривались наиболее острые проблемы рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока. В частности, вопросы принятия федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об отмене аукционов по продаже квот на вылов морских биологических ресурсов».

Членами МАДВиЗ активно обсуждался вопрос правового регулирования и использования недр, о разграничении предметов ведения в системе недропользования между федеральными и региональными уровнями власти, где бы нашел свое отражение и принцип «двух ключей», и пропорции деления получаемых рентных платежей.

На Совете МАДВиЗ неоднократно рассматривались вопросы:

- развития топливно-энергетического комплекса, в т.ч. - строительство важнейшего объекта для Дальнего Востока и Забайкалья Бурейской ГЭС. В результате совместных усилий Минтопэнерго РФ и МАДВиЗ удалось увеличить капиталовложения;

- транспортной инфраструктуры, в частности - строительство первой очереди моста через Амур у г. Хабаровска, первая очередь которого завершена, начато сооружение второй очереди.

Реалии нового времени потребовали адекватных форм и масштабов государственного участия в экономике Дальнего Востока и Забайкалья. Появилась острая необходимость в разработке специальной Федеральной программы как основополагающего инструмента государственного регулирования социально-экономических преобразований в регионе, усиления его связей как с внутренними регионами России, так и со странами АТР.

В этих условиях главы администраций субъектов Федерации, Совет МАДВиЗ в 1993 г. обратились к Президенту России с настоятельным предложением о разработке специальной Программы развития региона на ближайшую и долгосрочную перспективу. Эта инициатива нашла поддержку, необходимость её разработки была обусловлена общегосударственным значением Дальнего Востока и Забайкалья, масштабностью и остротой социально-экономических проблем, решение которых было необходимо для обеспечения целостности и экономической безопасности России.

В связи со сложной ситуацией, сложившейся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, с целью адаптации макрарегиона к рыночной экономике, по инициативе МАДВиЗ была принята и утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 480 федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы», ставшая первой в стране ФЦП межрегионального характера. Учитывая важную роль Дальнего Востока и Забайкалья в социально-экономическом возрождении России, их геополитическое положение в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе, Указом Президента РФ от 23 апреля 1996 г. № 601 Программе присвоен статус президентской. Этим же указом Правительству РФ поручено предусматривать при подготовке и заключении соглашений с Международным банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, а также при получении государственных займов и кредитов приоритетное выделение средств на реализацию Программы.

Программа должна была решить ряд кардинальных задач, в том числе создание в регионе равных условий социально-экономического развития, в сравнении с центральными регионами России, и, в первую очередь, проблемы транспортных и энергетических тарифов, обеспечения устойчивой работы топливно-энергетического комплекса, структурной перестройки экономики региона с учетом требований внутреннего и внешнего рынков, закрепления населения и содействие росту его жизненного уровня.

Принятие Программы стало важным политическим и экономическим событием в области госрегулирования регионального развития по отношению к макрорегиону России. По предложению МАДВиЗ Правительство РФ приняло Постановление от 07.12.1996 г. за № 1444 об образовании правительственной Комиссии по реализации Программы, которую возглавил Первый заместитель Председателя Правительства РФ Христенко В.Б. Совместная работа Комиссии и Совета МАДиЗ стала стимулирующим элементом в реализации Программы.

Изменения в экономической ситуации в стране не позволили в 1996-1999 гг. реализовать большинство из намечавшихся в Программе направлений. Кризис 1998 г. усугубил дело. МАДВиЗ выступила с предложением корректировки Программы. На межрегиональной конференции «Дальний Восток на рубеже веков», проходившей в июне 1998 г. в г. Хабаровске, участниками поддержали это предложение.

Официально задача по корректировке Программы была сформулирована Президентом РФ В.В. Путиным 21 июля 2000 г. на совещании с главами администраций субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья в г. Благовещенске.

Вопросы реализации Программы были предметом обсуждения и на совещании с участием Президента РФ В.В. Путина «О перспективах развития Дальнего Востока и Забайкалья», проведенных 21 августа 2002 г. в г. Владивостоке, 26 февраля 2004 года в г. Хабаровске.

27 февраля 2001 г. в г. Хабаровске на совместном заседании Комиссии Правительства РФ по реализации Программы и Совета МАДВиЗ было принято решение о проведении корректировки Программы. Были даны поручения Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти (государственными заказчиками по направлениям) и руководителями субъектов Дальнего Востока и Забайкалья провести корректировку Программы, сконцентрировав финансовые средства федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и привлеченных внебюджетных источников на реализацию инвестиционных проектов объектов инфраструктуры в приоритетных отраслях экономики ДВ и Забайкалья.

1.Энергетической и транспортной инфраструктуры:

- развитие энергетической базы с применением возобновляемых источников и нетрадиционной энергии;

- завершение строительства гидроэлектростанций;

- ускорение газификации;

- вовлечение в энергетический баланс угольных месторождений, перспективных для открытой разработки;

- строительство объектов для повышения объемов железнодорожных перевозок по Транссибу, БАМу, формирование опорной магистральной дорожной сети и строительство участков автодорог на направлениях формирующихся автодорожных коридоров;

- реконструкция и развитие перегрузочных мощностей морских портов с целью увеличения объемов переработки экспортно-импортных и транзитных грузов;

- строительство и реконструкция аэропортов для осуществления воздушных внутренних и кросс-полярных перелетов;

- формирование транспортных коридоров в интересах ускорения экономической кооперации со странами АТР;

- максимальное обеспечение поставок топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности Дальневосточного региона за счет произведенных (добытых) в этом регионе и Забайкалье нефтепродуктов и угля.

2. Развитие ключевых секторов экономики: рыбохозяйственный комплекс; использование биологических ресурсов моря; конверсия оборонных предприятий и развитие экспортно- ориентированных производств.

3. Стимулирование иностранных инвестиций: реализация проектов международного сотрудничества; приграничное сотрудничество.

4. Решение социальных проблем: в сфере демографической и миграционной политики.

В соответствии с протоколом заседания Комиссии от 27.02.2001 г. даны рекомендации МАДВиЗ обеспечить консолидацию финансовых средств заинтересованных субъектов России и профинансировать работы по корректировке Программы.

Головным разработчиком Программы Правительство РФ определило Институт экономических исследований ДВО РАН.

Основная работа по корректировке была проведена при непосредственном участии Исполнительной дирекции МАДВиЗ в теснейшей координации с субъектами РФ ДВ и Забайкалья и рядом научных и производственных организаций. В подготовке отдельных разделов подпрограмм использовались материалы Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству при Минэкономразвития РФ. Ход работы по уточнению программных материалов и параметров, подходов к развитию стратегического региона для страны трижды обсуждался и поддерживался Советом МАДВиЗ.

В июле 2001 г. проявились противоречия между разработчиками и Советом МАДВиЗ с одной стороны, и Минэкономразвития РФ, с другой. В частности - в вопросе о назначении Программы и ее параметрах. Следствием этих противоречий стала подготовка двух независимых версий Программы: одна готовилась на Дальнем Востоке, другая - на Северном Кавказе, головным разработчиком стал Северо-Кавказский научный центр высшей школы. При этом Минэкономразвития РФ поддержало вторую версию, получившую отрицательное заключение экспертной комиссии Правительства РФ. Откорректированный вариант именно этой версии и был утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 169. Новая Программа, с ее продлением до 2010 г., как показало время, не в полной мере отвечала интересам Дальнего Востока и Забайкалья и в инвестиционной части была выполнена только на 45%.

Определенную положительную роль в экономическом развитии ДВ и Забайкалья Программа, безусловно, сыграла. Она помогла аккумулировать дополнительные ресурсы на важнейших объектах инфраструктуры и социальной сферы. Однако регион не получил планируемого импульса от реализации мероприятий Программы в связи с их недостаточным финансированием. Затраты на реализацию собственно программных мероприятий за период 1996-2001 гг. составили только 10,6% от планируемых из федерального бюджета, что явилось весомой причиной отставания региона от тех уровней макроэкономических индикаторов, которые предполагались по Программе. Территории ДВ и Забайкалья к 2002 г. стали терять свои позиции и по экономическим и социальным параметрам.

С учетом этого, а также в связи с настоятельными обращениями руководителей регионов, Совета МАДВиЗ к руководству страны, Правительство РФ постановлением от 19 марта 2002 г. № 169 приняло к реализации откорректированную программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья в новой редакции, а именно: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 г.».

Тем не менее, в 2002-2003 гг. радикального изменения хода выполнения Программы не произошло. Из-за недостатка финансовых ресурсов как мобилизуемых на местах, так и выделяемых из федерального бюджета, специфики региона, связанной со значительной отдаленностью от центральных районов России, результаты работы по многим предприятиям, комплексам и отраслям промышленности и хозяйства оказались значительно хуже расчетных показателей Программы.

В 2003 г. Минэкономразвития России без согласования с регионами провело очередную корректировку Программы (постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 758), в результате общий объем финансовых ресурсов снизился в сопоставимых ценах по сравнению с Программой, принятой в 1996 г., в пять раз, а лимиты ассигнований из федерального бюджета уменьшились в 13 раз.

Естественно, такая Программа не оказала, да и не могла оказать должного влияния на решение социально-экономических проблем восточных регионов России.

В макрорегионе не были сбалансированы региональные программы развития энергетических комплексов, отсутствовала целостная программа обеспечения стабильного функционирования ЖКХ и его дальнейшей модернизации в процессе происходящего реформирования, в результате чего топливно-энергетический и жилищно-коммунальный комплексы работали с большим напряжением, значительная часть населения, социальная сфера и реальный сектор экономики не обеспечивались тепловой энергией в достаточном количестве.

Не выполнялись программные мероприятия по развитию транспорта, несмотря на то что, с учетом географической отдаленности транспортная инфраструктура является связующим элементом дальневосточных регионов с остальной частью страны, а также России в целом со странами АТР.

Неблагополучное положение сложилось с выделением инвестиций по программам, относящимся к развитию лесного и рыбного комплексов, промышленности, социальной сферы.

Одним из важнейших вопросов, обсуждаемых и поднимаемых перед Правительством РФ, был и есть вопрос о демографической ситуации на Дальнем Востоке. Особое значение для ДВ и Забайкалья имеет решение социальных проблем, закрепление населения и создание ему достойных условий жизни. К сожалению, в ФЦП почти не нашлось места этой проблеме. Так, в откорректированной в 2003 г. Программе на социальную сферу на 2002-2010 гг. было запланировано всего 1,75% всех средств, а на 2006-2010 гг. - 1,06%. Численность населения не стабилизировалась, более того, к началу 2005 г. по сравнению с 1991 г. она в регионе сократилась более чем на 1 млн. 815 тыс. чел.

Несмотря на объявленную Правительством РФ приоритетность развития Дальнего Востока и Забайкалья, направленную на сокращение разницы в условиях жизни населения между отдаленными территориями России и ее центральными областями, наличие значительного профицита федерального бюджета, ситуация с финансированием программных мероприятий не улучшилась.

Для реального повышения влияния федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 г.» на решение проблем регионов ДВ и Забайкалья необходимо было провести полноценную корректировку Программы, исходя из геостратегических и геополитических задач России на Дальнем Востоке, предусмотрев реальные источники финансирования в достаточных объемах для обеспечения решения ключевых задач. Основной целью новой редакции Программы должно было быть обеспечение роста уровня и качества жизни населения региона на основе повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, ускоренных темпов роста экономики, позволяющих сократить различия по основным показателям развития в сравнении со среднероссийскими.

В связи с обращениями председателя Совета МАДВиЗ В.И. Ишаева к Президенту РФ, поддержанными руководством Администрации Президента, Правительство РФ в своем докладе от 28 октября 2004 г. № 5143п-П11 признало необходимым провести в первом полугодии 2005 г. комплексную полноценную корректировку Программы.

Тем не менее, сроки окончания корректировки Программы неоднократно переносились, и только в июле 2006 г. очередной вариант Программы был принят (постановление Правительства РФ от 7 июля 2006 г. № 419). В новой Программе объем финансирования из федерального бюджета на 2006-2010 гг. увеличился с 11646,6 млн. руб. в предыдущем варианте до 17778,4 млн. руб., то есть в полтора раза.

Но и после третьей корректировки последний вариант Программы не мог обеспечить необходимые темпы развития экономики Дальнего Востока и Забайкалья.

Поэтому председатель Совета МАДВиЗ В.И. Ишаев в очередной раз обратился к Президенту РФ с предложением провести комплексную полноценную корректировку Программы.

20 декабря 2006 г. под председательством Президента РФ В.В. Путина состоялось заседание Совета Безопасности РФ по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности на территории ДФО», в ходе которого было отмечено, что Дальневосточный округ потенциально может стать одним из динамично развивающихся регионов России, и достижение этой цели - одна из приоритетных задач государства. Совет Безопасности РФ поручил Правительству РФ совместно с полномочным представителем Президента РФ в ДФО разработать и утвердить в 1 квартале 2007 г. стратегию социально-экономического развития ДФО на период до 2025 г., а также разработать и до 30 апреля 2007 г. утвердить новую редакцию ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 г.».

С 2000 г. ассоциация работала в тесном контакте с Аппаратом полномочного представителя Президента РФ, оказывала помощь в предоставлении комплексной информации по территориям.

Ассоциация всегда уделяла особое внимание процессам регионализации и межрегиональной интеграции. В рамках работы ассоциации были созданы Дальневосточные комитеты по экономическому сотрудничеству с КНР, США, Японией и Республика Корея, выполняющие функции координаторов по выработке согласованной позиции региональных органов власти и управления, деловых кругов во взаимосвязях с государственными, экономическими и коммерческими структурами этих стран. Сформированы механизмы участия ассоциации в процессе разработки и принятия решений в области международного и внешнеэкономического сотрудничества на межправительственном уровне.

Первой попыткой согласовать взаимодействие регионов ДВ России с экономическими структурами АТР было создание в 1992 г. Российского Национального комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (правопреемника Советского Национального комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 213 создано общественно-государственное объединение Российский национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (далее - РНКТЭС), устав которого зарегистрирован Минюстом России. Председателем РНКТЭС стал Председатель Совета Ассоциации, Губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев.

В итоге совместной деятельности федеральных органов России и Ассоциации, а также усилий деловых кругов, местных и центральных органов власти стран АТР, к концу XX века на Российском Дальнем Востоке сложилась система органов, обеспечивающих расширение сотрудничества территорий Востока России с Японией, Республикой Корея, КНР, США. Система сформирована на трех уровнях: межправительственном, местных органов власти, деловых кругов.

Межправительственный уровень: Межрегиональная подкомиссия Российско-Японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам; Российско-Китайская Постоянная Рабочая группа по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству (ПРГ); Комитет по Дальнему Востоку и Сибири российско-корейской Межправительственной комиссии по экономическому и научно - техническому сотрудничеству; Российский национальный комитет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству.

Уровень местных органов власти: Ассоциация региональных администраций стран СВА (АРАССВА); Координационный Совет по внешнеэкономической деятельности МАДВиЗ; Российско-Американское Тихоокеанское партнерство (РАТОП); Российско-Китайский Координационный Совет по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству; Постоянная Смешанная комиссия «Дальний Восток России - Хоккайдо».

Уровень деловых кругов: Дальневосточный комитет по экономическому сотрудничеству с Японией; российско-японская Рабочая группа по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству (Дальний Восток - «Ниппон Кэйданрен»).

На состоявшемся в январе 2003 г. заседании Госсовета РФ Президент России В.В. Путин подчеркнул необходимость более активного участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности, и Ассоциация активно содействовала реализации этой задачи.

Особое место в развитии сотрудничества территорий ДВ России с провинциями КНР принадлежало российско-китайскому Координационному совету по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Взаимодействие специалистов двух стран позволило не только выявлять острые проблемы в отношениях приграничных российских и китайских территорий, но и вносить их в повестку дня Российско-Китайской межправительственной комиссии. Координация программ и возрождения промышленной базы Северо-Востока Китая и ФЦП «Экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» обусловила новые направления сотрудничества в рамках Координационных Советов Ассоциации.

Российско-Американское Тихоокеанское партнерство (РАТОП), ранее известное как Инициативная «Рабочая группа» «Западное побережье США – Дальний Восток России», было основано Комитетом Развития Делового Сотрудничества в рамках Комиссии «Гор - Черномырдин» для содействия коммерческому сотрудничеству между западным побережьем США и ДВ России. Российско-Американское Тихоокеанское Партнерство, объединяющее 12 российских регионов ДВ России и 5 штатов Западного побережья США, является эффективной формой взаимодействия на уровне частного бизнеса и исполнительной власти. Дирекция ассоциации выполняла функции секретариата РАТОП с российской стороны.

В 2007 г. активизировались российско-японские отношения на региональном уровне. В ходе встречи на высшем уровне во время саммита в Хайлигендамме между Президентом РФ В.В. Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ японская сторона выступила с «Инициативой по укреплению сотрудничества между Россией и Японией в регионе Дальнего Востока и Восточной Сибири России».

20 сентября 2007 г. в г. Хабаровске состоялось очередное заседание Российско-Японской группы по активизации регионального сотрудничества. В заседании приняло участие более 50 представителей регионов Восточной Сибири, ДВ России и префектур Японии. Всего Рабочая группа по экономическому сотрудничеству с Японией провела 14 заседаний.

Постоянная Смешанная Комиссия «ДВ - Хоккайдо» провела 15 заседаний. Функции секретариата выполняла дирекция МАДВиЗ до 2013 года включительно.

Российско-корейские связи на Востоке России активизировались в 2006-2007 гг.

Совет МАДВиЗ также выступал инициатором и организатором проведения международных экономических конгрессов и форумов в эти годы при активной поддержке Совета Федерации.

На международном экономическом конгрессе 2005 года и Международных экономических форумах, состоявшихся в Хабаровске в 2006, 2007, 2008 годах, главными вопросами были поиск наиболее эффективных путей использования уникального экономического и геополитического положения Востока России, его богатого ресурсного и интеллектуального потенциалов для решения проблем региона и интенсивного развития нашего государства в XXI веке.

С целью интенсификации социально-экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока, а также процессов интеграции России в мировую экономику через восточные регионы страны в 2005 г. МАДВиЗ совместно с Советом Федерации Федерального Собрания РФ и во взаимодействии с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» организовала и провела Дальневосточный международный экономический конгресс, в 2006 г. и в 2007 г. совместно с Государственной Думой Федерального Собрания РФ 1-ый и 2-ой Дальневосточные международные экономические форумы

Ассоциацией был представлен участникам Дальневосточных форумов ряд инвестиционных проектов. Наиболее значимые из них – строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», прокладка газопроводов с Сахалина в г. Хабаровск, г. Владивосток и КНР, модернизация энергосистемы региона, организация контейнерного моста «Европа - АТР» за счёт реконструкции Транссиба и БАМа, развитие дальневосточных морских портов и магистральных автомобильных дорог, строительство ряда местных нефтепроводов, предприятий лесопереработки и прочие, важные для Дальнего Востока объекты.

Подводя итоги работы ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», надо отметить, что эта структура – новое в государственном строительстве современной России. Ассоциация объединила усилия дальневосточников в трудный период перехода к рынку, помогла обратить внимание центра на остроту проблем Дальневосточного региона, помогла выжить и найти новые пути для развития всех субъектов Федерации на Востоке. Ассоциация сыграла объединительную роль в сложный период трансформации политики и экономики России для субъектов Федерации Дальнего Востока и всей страны, помогла новой политической элите России выстроить рыночную экономическую политику.

В последующие годы Ассоциация последовательно занимается вопросами инфраструктурного развития макрорегиона, создания привлекательного инвестиционного и предпринимательского климата, межрегионального сотрудничества и распространения передовых практик по ускоренному развитию региона.