Тезисы выступления генерального директора Исполнительной дирекции МАДВиЗ, д.э.н., В.В. Рудько-Силиванова

23 ноября 2018

Актуальный формат межрегионального взаимодействия субъектов РФ-членов Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», по–мнению членов Экспертного совета, включает следующие основные направления:

- Соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах;

- развитие межрегиональных торгово-экономических связей (реализуется всеми субъектами РФ-членами Ассоциации);

- реализация межрегиональных проектов;

- развитие кооперированных связей;

- реализация проектов региональной интеграции в мировую экономику и повышение конкурентоспособности на межрегиональных рынках.

К примеру, Хабаровский край имеет 46 действующих соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с регионами Российской Федерации, в том числе с 7 субъектами ДФО (Республикой Саха (Якутия), Приморским и Камчатским краями, Амурской, Магаданской, Сахалинской областями, ЕАО). На основании Соглашений между Хабаровским краем и российскими регионами осуществляется сотрудничество практически во всех сферах деятельности: экономика, образование, культура, спорт, туризм, здравоохранение, социальная защита населения, организуются и проводятся межрегиональные фестивали, конкурсы, научно-практические конференции.

Забайкальским краем реализуются межрегиональные Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, подписанные между Правительством Иркутской области, Правительством Республики Бурятия и Правительством Забайкальского края, а также между Правительством Забайкальского края и Советом министров Республики Крым о взаимном сотрудничестве. Ведется работа по согласованию проектов соглашений о взаимном сотрудничестве и планов мероприятий по их реализации с Правительством Москвы, Правительством Тульской области, Кемеровской областью и Правительством Амурской области, Приоритетным направлением межрегионального сотрудничества является активизация связей Забайкальского края с субъектами Байкальского региона и Дальнего Востока.

Магаданская область разрабатывает Стратегию социально-экономического развития до 2030 года, в которой предусмотрена реализация крупных межрегиональных проектов:

- освоение Яно-Колымской золоторудной провинции, расположенной на территории Магаданской области и Республики Саха (Якутия),

- освоение месторождения «Песчанка» и «Кекура» с передачей электроэнергии из энергосистемы Магаданской области;

- строительство автодороги от автомагистрали «Колыма» на Омсукчан – Омолон – Билибино.

В рамках реализации межрегиональных инвестиционных проектов следует отметить реализацию проекта «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье» на территории ЕАО и Амурской области, составной частью которого стал ввод в эксплуатацию в 2017 году Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината.

Камчатский край реализует проект развития туристического пакетного продукта с учетом включения в маршрут нескольких городов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, как единого межрегионального проекта «Восточное кольцо России»

Таким образом, примеры лучших практик межрегионального взаимодействия многовариантны. Их успех, в первую очередь, обеспечивается инициативами бизнеса и заинтересованностью регионов в эффективных стратегиях организации партнерства по развитию межрегиональной кооперации и интеграции (инструменты – Стратегии, государственные программы, проектное управление).

При этом при разработке документов стратегического планирования, государственных программ. региональным управленческим командам необходимо уделять большее внимание развитию такого экономического ресурса как взаимодополняемость потенциала региональных экономик. Это конкурентное преимущество стратегического развития территории.

Не пределен алгоритм оценки и выбора формата межрегионального взаимодействия.

Полагаем, что именно по этой причине ни один из участников обсуждения вопросов межрегионального сотрудничества:

не попытался обобщить факторы, способствующие формированию межрегиональных экономических связей;

не провел комплексную экономическую оценку влияния межрегионального взаимодействия на макроэкономику региона, позволяющую четко определиться с эффективностью и перспективными трендами межрегионального сотрудничества, в том числе производственной кооперации, что важно для разработки планов развития территорий и подготовки предложений для бизнеса.

 

В Основных направлениях деятельности Правительства России на период до 2024 года, разделе «Пространственное развитие» установлен приоритет – создание условий для межрегионального взаимодействия посредством разработки стратегий социально-экономического развития макрорегиона и принятия планов по их реализации.

Как показал анализ, для реализации данного приоритетного вектора пространственного развития, важно:

- определить современные подходы, механизмы и инструменты развития межрегионального партнерства, обеспечивающие выстраивание эффективных кооперационных связей, формирование межрегиональных экономических и инфраструктурных отношений, межрегиональных и межмуниципальных производственных кластеров. В настоящее время, направления поддержки и развития регионов и муниципальных образований не содержат целевых задач по развитию межрегионального экономического сотрудничества и не стимулирует к межрегиональной кооперации и интеграции;

- использовать современные механизмы опережающего развития - ТОР и СПВ, СЭЗ в Магаданской области для расширения межрегионального взаимодействия, развития межрегиональной кооперации в ДФО;

- сформировать типовые модели производственных коопераций на дальневосточных и байкальских приграничных территориях, что особенно важно с учетом определенных рисков, связанных с вопросами социальной стабильности приграничных территорий, задачами формирования и развития конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств. Учитывая специфику этих территорий, их низкую освоенность и территориальную разобщенность;

- разработать и ввести в практику понятные статистические оценки межрегиональных экономических связей;

- выработать единый методический подход к оценке эффективности межрегиональных экономических процессов.

 

Эксперты обсуждали мнения о необходимости разработки и реализации национального проекта «Межрегиональное сотрудничество в Российской Федерации», учитывая стратегичность ресурса межрегионального взаимодействия для развития регионов и макрорегиона, полномочия Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ, как одного из инструментов развития межрегионального взаимодействия.

Учитывая, что вопросы внесения поправок в Федеральный закон от 17.12.1999 № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ» находятся в стадии обсуждения, важно, чтобы эти поправки позволили перейти от декларативного характера этого документа к эффективному работающему инструменту развития межрегионального взаимодействия с механизмами контроля и ответственности Ассоциаций и федеральных министерств и ведомств.