Выступление В.А. Озерова, члена Совета Федерации Федерального СобранияРФ, на международной конференции «Россия и страны АТР в военных конфликтах и мировых войнах XX века»

18 мая 2005
Военные опасности и угрозы
в Азиатско-Тихоокеанском регионе: современный аспект
 
11 мая 2005 г.
г. Хабаровск


Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые коллеги, товарищи!


Прежде всего, позвольте от имени коллег - членов Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, от себя лично поздравить ветеранов, всех присутствующих на этом форуме с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. Эта самая кровавая в истории человечества война остается не только в памяти ветеранов, героически сражавшихся на ее фронтах, партизан, тружеников тыла, ковавших победу на заводах и фабриках, но и в сердцах всех ныне живущих людей.

Вспоминая миллионы граждан, отдавших свои жизни в борьбе с нацизмом, мы уверены, что подобное больше не повторится. В этом с нами солидарны народы мира, главы государств которых прибыли на торжественные мероприятия в Москву. Осознание пагубности военного противостояния, пришедшее после Второй мировой войны, позволило мировому сообществу найти в себе силы строить общее будущее человечества с позиций здравого смысла.

Сегодня, в XXI веке, когда в отдельных регионах мира межнациональные и религиозные конфликты перерастают в боевые действия, когда международный терроризм достиг невиданного размаха, задача всех тех, кому дорог мир, спокойствие и достойная жизнь, – сделать все, чтобы не дать конфликтам расползтись по миру и перерасти в глобальную катастрофу. Поэтому так важно сегодня объединить миротворческие и антитеррористические усилия всех стран планеты, вместе стать на защиту завоеванного 60 лет назад мира. Уверен, что и наша конференция станет важным вкладом в решение этого вопроса.

Уважаемые участники конференции!

Анализируя историческую ретроспективу военных противостояний на Дальнем Востоке в XX веке, нельзя обойти стороной современные проблемы военных опасностей и угроз, присущих Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР).

Мне представляется, что при оценке военной опасности для России в АТР следует исходить из того, что в настоящее время значение военной силы в системе международных отношений не является преобладающим. Новая геополитика базируется, как правило, на идее «непрямых войн» или «непрямого воздействия». Открытые военные действия заменяются механизмами тотального регулирования, опирающегося на концентрацию финансово-экономических ресурсов и информационно-психологическое воздействие.

В качестве способов такого регулирования служат экономические кризисы, система нарастающих долгов (когда они сравниваются с доходами государственного бюджета, долговая ловушка захлопывается и экономическая политика страны полностью подчиняется международным экономическим институтам), отток квалифицированных кадров, ограничение развития науки и т. п.

Реализация такого направления развития мирового сообщества обеспечивается соответствующей пропагандой, идеологией «двойных стандартов» и искажением принципов демократии, прав и свобод человека и гражданина.

Но такая политика, во-первых, всегда опирается на военную мощь, а, во-вторых, не исключает и прямого военного вмешательства (бывшая Югославия, Афганистан, Ирак).

Поэтому значение военной опасности для АТР не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка в регионе не исключает возможности возникновения здесь крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности России.

Причем национальные интересы России могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, исходящих от различных источников военной опасности, - как внешних, так и внутренних.

К внешним источникам военной опасности для России в АТР я отношу следующие:

  • наличие мощных группировок вооруженных сил иностранных государств вблизи рубежей Российской Федерации, способных вести широкомасштабные боевые действия;
  • угрозы политического или силового отторжения отдельных территорий;
  • осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию и распространению оружия массового поражения, средств его доставки, а также развитие новых, нетрадиционных вооружений;
  • наличие вблизи границ зон напряженности и возможность появления очагов вооруженных конфликтов;
  • стремление некоторых государств к установлению своего военно-политического доминирования в АТР и их приверженность к разрешению конфликтных ситуаций не только политическими, но и силовыми методами при отсутствии эффективной региональной и ослаблении глобальной систем международной безопасности;
  • возможность подрыва стратегической стабильности в регионе в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений.

Кроме того, с начала 90-х годов более активно стали проявлять себя такие угрозы безопасности России, как:

  • хищническое использование природных богатств Сибири и Дальнего Востока, факты браконьерства в особой экономической зоне, на континентальном шельфе и в территориальных водах Российской Федерации;
  • нелегальное проникновение на российскую территорию и компактное оседание на ней значительных масс граждан сопредельных стран, что ведет к возникновению конфликтов в их отношениях с местным населением;
  • все виды контрабанды, особенно наркотиков, оружия и взрывчатых веществ;
  • международный терроризм.

Надо сказать, что само наличие крупной группировки вооруженных сил какого-либо государства (коалиции) в регионе еще не является непосредственной угрозой. Возможность же превращения ее в угрозу нужно рассматривать в контексте направленности политики страны, обладающей такими силами, а также взглядов руководства этой страны на возможный характер их использования. И здесь на первое место выходит баланс сил сторон, или уровень военного равновесия, при котором вероятность успеха решения поставленных задач военными средствами становится проблематичной, в том числе из-за неприемлемости собственного ущерба, сопровождающего такие действия. Наглядным подтверждением этому служат десятилетия противостояния Восток-Запад, когда угроза взаимного уничтожения конфликтующих сторон воспрепятствовала реализации планов войны между ними.

Поэтому угроза возникновения крупного вооруженного конфликта минимизирована. Вооруженные силы государств региона нацелены исключительно на оборону, уровень их боевых возможностей не позволяет осуществить неожиданное нападение на другую страну и вести в его ходе масштабные наступательные действия.

В свою очередь, внутренними факторами, способствующими нарастанию для государства внешней военной опасности являются:

  • общественно-политическая и социальная нестабильность в стране, влекущая подрыв национального духа и патриотических настроений в обществе;
  • отсутствие четко выраженной концепции долговременных национальных интересов государства, а с ней и ясного представления о наличии тех или иных угроз его безопасности, что, как правило, влечет непоследовательность во внешней политике и в определении приоритетов военного строительства;
  • затяжной экономический кризис, снижающий уровень достаточной оснащенности национальных вооруженных сил и приводящий их к отставанию от других стран в качестве и количестве вооружений;
  • негативные процессы в армии и на флоте, подрывающие боеспособность их частей.

Из всех перечисленных источников военной опасности наибольшую угрозу для России представляют развернутые вблизи наших границ крупные группировки вооруженных сил иностранных государств и территориальные притязания к России.

Как я уже отметил, опасность для России со стороны группировок вооруженных сил других стран в регионе, по крайней мере при нынешней расстановке политических и военных сил, можно считать минимальной, хотя усиление напряженности на Корейском полуострове, а также между Китаем и Тайванем может существенно затронуть российские национальные интересы, особенно если начнется процесс ускорения воссоединения обоих корейских государств, Китая и Тайваня.

Вместе с тем численность и мощь дальневосточной группировки войск России за последнее десятилетие значительно сократилась. По многим параметрам она уступает Японии, Китаю, КНДР, КР и даже Тайваню. Так, авиация США в Тихоокеанской зоне намного превосходит боевую авиацию России, развернутую на Дальнем Востоке. Мощь военно-морских сил США в Тихоокеанской зоне также не соизмерима с мощью сил Тихоокеанского флота России. По атомным подводным лодкам – превосходство в два раза, по кораблям основных классов – более чем в четыре раза, по десантным кораблям – в пять раз. Такое неблагоприятное соотношение сил для России приводится даже без учета сил ближайших союзников США в АТР.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе имеется немало районов, где между сопредельными странами остаются неурегулированными различные споры. В последние десятилетия в регионе уже имел место ряд пограничных вооруженных конфликтов, и ныне здесь насчитывается около двух десятков очагов напряженности.

Для России наибольшую опасность представляют те конфликтные ситуации, в которых затрагиваются вопросы территориальной целостности страны или ее суверенитета над различными районами и зонами. В этих случаях применение государством военной силы для защиты своей безопасности становится весьма вероятным.

Оценивая источники военной опасности и угрозы национальным интересам России в АТР, следует осознавать, что в их основе лежит не только и не столько рост агрессивности внешней среды, сколько экономическое и политическое ослабление собственной страны, снижение ее экономической конкурентоспособности и оборонного потенциала.

Таким образом, на сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России в АТР можно расценить как относительно невысокий. Ни один источник военной опасности не создает прямой военной угрозы безопасности Российской Федерации. В тоже время, с учетом изменений геополитической обстановки в мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности России только за счет политических возможностей становится маловероятным. Необходим широкий комплекс мер, включая политические, экономические, социальные и законодательные составляющие.

Благодарю за внимание.