Цель документа – отработка бесперебойной и экономически эффективной доставки грузов на территории северного завоза
7 июня на Петербургском международном экономическом форуме Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, губернатор - председатель Правительства Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов подписали соглашение о сотрудничестве в рамках пилотного проекта по запуску работы единого морского оператора северного завоза.
Основной целью документа является отработка механизма бесперебойной и экономически эффективной доставки грузов на территории северного завоза.
В соответствии с Федеральным законом «О северном завозе» оператор должен будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов жизнеобеспечения между морскими портами по льготным тарифам. Перечень таких грузов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2023 N 3462-р.
Маршрут и график рейсов будет утверждаться федеральным координатором северного завоза (Минвостокразвития России) на основании предложений оператора.
Как отметил на подписании министр Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков:
«Северный завоз – это прежде всего сложная, многоэтапная логистика, сопряженная с трудностями ледовой обстановки. Основные объемы жизненно важных грузов завозятся водными видами транспорта, при этом возможность их доставки в отдельные районы существует всего несколько недель в году.
В целях обеспечения бесперебойности снабжения по поручению Президента в закон о северном завозе включены положения о запуске с 1 января 2026 года единого морского оператора северного завоза.
Реализация в 2025 году пилотного проекта на Чукотке, как наиболее зависящем от сжатых сроков навигации регионе, позволит обеспечить максимально точную настройку работы данной системы».
Глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев подчеркнул:
«Наш приоритет в проработке запуска единого морского оператора – это сохранение абсолютной надежности поставок и стабилизация стоимости транспортировки грузов северного завоза морским путем. При этом, госкорпорация всегда берется за максимально сложные задачи. Поэтому и пилот мы начинаем с одного из самых непростых регионов, как с точки зрения логистики, так и природных условий. Обеспечение Чукотского автономного округа грузами северного завоза требует нетривиального подхода, и решение этой задачи позволит в будущем распространить его на все заинтересованные в подобной услуге регионы»
«Для нас соглашение о сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом» – серьезный шаг по улучшению системы доставки грузов на Чукотку. Выделю два главных аспекта. Во-первых, будет обеспечено достаточное количество флота для перевозки необходимого нашему округу груза. При этом у нас появится горизонт планирования на три года. Второй аспект - это стоимость логистики. В трехлетнем соглашении прописано, что стоимость фрахта корректируется ежегодно только на размер инфляции. То есть мы не только стабилизируем саму систему доставки, мы стабилизируем и цену. Практически «Росатом» берет на себя всю логистику от момента загрузки на корабль до выгрузки груза. Позитивные изменения на Чукотке должны увидеть уже в 2025 году», - отметил губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов.