О ходе корректировки Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года»

17 мая 2005
Выступление Генерального директора Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» К.М.Евтушенко на Парламентской ассоциации 17.05.05


Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» направлена на решение главной проблемы дальневосточников – на сокращение разрыва в социально-экономическом развитии регионов Дальнего Востока и Забайкалья по сравнению с другими российскими регионами, на обеспечение государственных интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В последние годы для всех регионов Дальнего Востока и Забайкалья особо остро стоит проблема сокращения численности населения. С 1992 по 2005 год субъекты этого региона потеряли более 1,7 млн. человек или 16,4% населения. Регион покидают люди трудоспособного возраста и высокой квалификации. К основным причинам оттока населения, к сложным климатическим условиям и отдаленности от центральных районов страны, в последнее десятилетие добавилась утрата сравнительных преимуществ региона в области доходов, стабильности, общественного статуса, ухудшение экологической ситуации. Дальневосточники, в основном молодежь, по большей части не видят для себя перспектив в регионе.

Проблема закрепления населения - одна из центральных задач Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» (далее Программа). Однако за время своего существования Программа претерпела две корректировки - в 2002 и 2003 годах. Результатом этих корректировок становилось уменьшение финансирования Программы из федерального бюджета. После корректировки 2003 года общий лимит финансирования Программы в сопоставимых ценах по сравнению с Программой, принятой в 1996 году, снизился в 5 раз, лимиты федеральных ассигнований уменьшились в 13 раз. Выделение средств из федерального бюджета для 13 субъектов Программы «Дальний Восток и Забайкалье» составляло в 2003 году – 996,0 млн. руб., в 2004 году – 971,0 млн. руб., в 2005 году – 937,0 млн. руб.

Естественно, с таким уровнем развития федерального финансирования Программа не в состоянии была решить вопросы создания социально-экономических условий, необходимых для закрепления экономически активного населения в восточных регионах России.

Исходя из этого, Председатель Совета ассоциации обратился к Президенту России В.В.Путину с предложением о необходимости проведения корректировки и обеспечению ее достаточного финансирования. Инициатива ассоциации была поддержана в Администрации Президента РФ (экспертным управлением).

На своем заседании 22 октября 2004 года Координационный Совет по экономике Межрегиональной ассоциации принял решение провести корректировку Программы. Поручил выполнение данной работы ЗАО «Международный центр развития регионов» совместно с «Центром реструктуризации и развития предприятий», рекомендованным Минэкономразвития РФ, организационно-координационную работу - Дирекции межрегиональной ассоциации и одновременно определил схему финансирования корректировочной работы.

Это решение Координационного совета было поддержано Советом ассоциации.

В декабре 2004 года Председатель Совета ассоциации В.И.Ишаев направил письмо в адрес Председателя Правительства РФ М.Е.Фрадкова с предложением провести совместное совещание Минрегиона, Минэкономразвития России с участием субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья по вопросам стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья, а также по срокам корректировки и схеме согласования новой редакции Программы.

Заместителем Председателя Правительства РФ А.Д.Жуковым 29 декабря 2004 года поручено Минрегионразвития, Минэкономразвития и Минфину РФ провести корректировку ФЦП и доложить 20 мая 2005 года.

Мероприятия новой редакции Программы направлены на закрепление населения на Дальнем Востоке и поднятие его жизненного уровня. В проекте Программы определены основные приоритеты финансирования жизненно важных объектов, влияющих на условия жизни населения в регионе, в том числе развитие топливно-энергетического комплекса, строительство и реконструкция дорог, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

В целом корректировка Программы осуществлена по следующим направлениям:

  • разграничены мероприятия: федерального значения, субъектов Российской Федерации, по видам экономической деятельности;
  • из Программы исключены мероприятия, финансируемые или входящие в другие федеральные целевые программы;
  • структура финансирования упрощена до 3-х источников: федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъекта федерации и внебюджетные источники;
  • при определении объемов финансирования произведен переход к текущим ценам и учтено недостаточное финансирование Программы в 2002-2005 годах.

Сейчас, когда идет формирование федерального бюджета на 2006 год, особенно важно, чтобы согласование с Министерствами-госзаказчиками откорректированной Программы прошло в максимально сжатые сроки, а лимиты финансирования Программы были достаточны для решения поставленных задач, в размере предусмотренном паспортом откорректированной Программы.

В соответствии с Поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова (от 29 декабря 2004 года № АЖ-.П11-6973), проект откорректированной Программы представлен в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Ход корректировки Программы ее основные задачи и проблемы были постоянно в центре внимания дирекции Межрегиональной ассоциации.

На очередном заседании 14 апреля 2005 года Координационный Совет по экономике ассоциации, с участием разработчика, представителей Министерства экономики и торговли РФ и всех регионов, рассмотрел ход корректировки Программы, одобрил проект и принял решение:

  • руководителям экономических служб территорий завершить корректировку мероприятий ФЦП;
  • ЗАО «Международный центр развития регионов» внести проект до 18 апреля 2005 года в Минрегион России;
  • Продолжить работу по увеличению лимита финансирования Программы на период до 2010 года вплоть до принятия Постановления Правительства Российской Федерации;
  • Назначил ответственным за согласование Программы от Межрегиональной ассоциации заместителя Председателя Координационного Совета по экономике межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», заместителя Председателя Правительства - Министра экономического развития и внешних связей Хабаровского края А.Б.Левинталя.

21 апреля 2005 года в Хабаровске на подготовленном Дирекцией совещании представителей территорий с участием руководителей департамента Министерства регионального развития России были подведены предварительные итоги проделанной работы по корректировке ФЦП, уточнены механизмы координации при согласовании программных объектов с министерствами- заказчиками.

22 апреля 2005 года состоялось заседание Межведомственной комиссии по безопасности в сфере экономики при полномочном представителе Президента России в Дальневосточном федеральном округе с участием дирекции и, по ее предложению, представителей экономических служб республики Бурятия, Читинской области и Агинского Бурятского округа по вопросу: «О мерах принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации по корректировке ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» На этом заседании были рассмотрены проблемы корректировки Программы.

7 мая 2005 года в адрес Президента России В.В.Путина было направлено письмо Председателя Совета Ассоциации, губернатора Хабаровского края В.И.Ишаева с просьбой поручить Правительству России утвердить новую редакцию Программы до 1 июня текущего года, предусмотрев на реализацию откорректированной Программы поддержку из федерального бюджета на период до 2010 года в сумме не менее 30 миллиардов рублей и лимиты финансирования Программы на 2006 г. в сумме, определенной паспортом откорректированной Программы.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент России В.В.Путин впервые отметил, что Дальний Восток, наряду с другими стратегически важными российскими регионами, должен стать опорным при сотрудничестве России с сопредельными государствами. Именно поэтому, по его убеждению, здесь «необходима концентрация государственных ресурсов на расширение транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур, включая создание трансконтинентальных коридоров». Реализация Программы позволит решить поставленные перед нами Президентом России В.В.Путиным задачи.