В отчетный период сотрудники дирекции осуществляли свою деятельность в соответствии с перспективным планом работы Совета и дирекции Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» на 2004 год, квартальными планами работы дирекции в соответствии с целями и задачами, определенными Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» и Уставом ассоциации.
Центральным направлением деятельности дирекции ассоциации в 2004 г. было совместно с экономическими службами территорий обеспечение выполнения Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» (далее Программа). Дирекцией ассоциации проведен анализ Программы в связи с изменениями и дополнениями в Программу согласно Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 758.
В первом квартале были проанализированы итоги хода выполнения Программы в 2003 году, а также итоги социально-экономического положения в субъектах Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья в 2003 году. Вся аналитическая информация направлена в адрес членов Совета ассоциации, включая итоги деятельности дирекции ассоциации за 2003 год.
Вопросы хода реализации Программы были рассмотрены 8-9 апреля 2004 года в г. Благовещенске на 6-м заседании Координационного Совета по экономике, а также проблемы использования и воспроизводства воднобиологических ресурсов Дальнего Востока и Забайкалья; о программе «Производство и переработка сои на Дальнем Востоке до 2010 года»; о развитии Эльгинского месторождения угля и другие вопросы.
По итогам обсуждения Координационный Совет по экономике поручил дирекции подготовить и направить обращение в адрес Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа. Такое письмо за подписью Председателя Совета ассоциации В.И. Ишаева с рядом предложений и в частности - о проведении полноценной корректировки Программы было направлено 27 апреля т.г.
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф письмом от 10 июня 2004 года № 10402-ГГ/Д13 на имя Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова представил доклад «О ходе подготовки перечня федеральных целевых программ, подлежащих к финансированию из федерального бюджета в 2005 году» в том числе и программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 и до 2010 года» с условием ее корректировки до 1 декабря 2004 года. Однако субъекты Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья от Министерства никаких указаний, включая и план подготовки, не получили.
Председателем Совета Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» В.И. Ишаевым 19 октября 2004 г. за № 271 было направлено обращение в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросу дальнейшей реализации ФЦП и проведения ее полноценной корректировки в 2005 году, предусмотрев реальные источники финансирования в достаточных объемах для решения ключевых задач.
В развитие данного предложения 22 октября 2004 года в г. Хабаровске проведено 7-ое заседание Координационного Совета по экономике Межрегиональной ассоциации с участием рекомендованного Министерством экономического развития и торговли РФ представителя ЗАО «Международный Центр развития регионов». Заслушав информацию заместителя председателя Координационного Совета по экономике, заместителя Председателя Правительства Хабаровского края - Министра экономического развития и внешних связей А.Б. Левинталя о необходимости корректировки Программы, Координационный Совет принял решение начать совместную работу с ЗАО «Международный центр развития регионов» (Генеральный директор И.И. Меламед ) и соисполнителем ООО «Центр реструктуризации и развития предприятий» (Генеральный директор А.Г. Шаповальянц ), поручив организацию этого вопроса дирекции.
На основании протокола заседания Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. «О передаче полномочий от Министерства экономического развития и торговли РФ в Министерство регионального развития РФ». Программа передана от Минэкономразвития РФ в Минрегионразвития РФ. В этой связи у субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья возникли вопросы по стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья, содержанию, срокам корректировки и схеме согласования Программы. За подписью Председателя Совета ассоциации В.И. Ишаева 16 декабря направлено обращение Председателю Правительства России М.Е. Фрадкову с просьбой дать поручение Минэкономразвития РФ и Минрегионразвития РФ провести в ближайшее время совместное совещание с участием субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуковым 29 декабря 2004 года дано поручение Минрегиону России (В.А .Яковлеву), Минэкономразвития России (Г.О. Грефу), Минфину России (А.Л. Кудрину) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести корректировку Программы до 20 мая 2005 года. В настоящее время дирекция ведет работу с территориями Дальнего Востока и Забайкалья по решению и согласованию организационных вопросов.
Учитывая значимость реализации Программы в области экономической и социальной политики, а также в связи с подготовкой проекта Федерального Закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к принятию Государственной Думой Российской Федерации, по предложению членов Совета ассоциации 12-13 июля 2004 года дирекцией было проведено заседание Рабочей группы с участием руководителей и полномочных представителей экономических, финансовых и юридических служб Республики Саха (Якутия), Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Сахалинской, Магаданской, Камчатской областей, Еврейской автономной области, Корякского автономного округа с повесткой дня: «О подготовке и внесении поправок к рассмотрению во втором чтении Государственной Думой Российской Федерации проекта Федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Рабочей группой дана юридическая оценка данного законопроекта, сделан подробный анализ финансовых последствий «монетизации льгот», рассмотрены и внесены поправки к проекту ФЗ № 58338-4, подготовлены рекомендации, которые представлены членам Совета.
Совет Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» на внеочередном заседании 14 июля 2004 года в г. Хабаровске рассмотрел проект вышеназванного федерального закона.
По мнению членов Совета Ассоциации, данный законопроект фактически изменял государственное устройство России, отменял федеративные принципы его построения и заявленный в Конституции Российской Федерации статус социального государства:
- максимально концентрируя полномочия в области финансово-экономической деятельности в федеральном центре с минимизацией его ответственности и обязательств в социальной сфере;
- не оставляя за субъектами властных полномочий и ресурсов, необходимых для управления территориями и обеспечения жизнедеятельности населения, одновременно перекладывая на их плечи всю тяжесть решения социальных проблем;
- нарушая закрепленный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип сбалансированности бюджетов, чья необходимость продекларирована Концепцией разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В связи с внесением изменений в законодательные акты Российской Федерации общее сокращение доходной части бюджетов 12 субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья по предварительной оценке составило 4007,2 млн. руб. При этом расходы бюджетов субъектов на выполнение новых обязательств увеличились на 19187,3 млн. руб. Общий дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья равнялся 23194,5 млн. руб.
Кроме того, некоторые положения законопроекта, по убеждению членов Совета, были направлены на прямое исключение социальных обязательств государства перед гражданами, проживающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера и Дальнего Востока страны, что не соответствует позиции Президиума Государственного Совета Российской Федерации в части необходимости сохранения действующих социальных гарантий и компенсаций для северян (28 апреля 2004 год г. Салехард).
Самостоятельное установление компенсаций на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частного работодателя вело к значительной разнице в оплате труда граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в сравнении с жителями других регионов и к усилению миграции населения с Дальнего Востока и Забайкалья.
Изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации, вносимые законопроектом, самоустраняли государство от своих обязательств в сфере трудовых отношений, в том числе в установлении размера минимальной оплаты труда, систем оплаты труда, тарифных ставок, окладов, различных доплат. Законопроектом заменялось понятие «государственная гарантия» на понятие «меры социальной поддержки», что коренным образом снижало уровень социальной защиты населения и, по сути дела, снимало обеспечение социальных гарантий с государства и передавало их субъектам Российской Федерации без обеспечения их необходимыми полномочиями и ресурсами.
Различный объем гарантий и компенсаций в зависимости от субъекта федерации или муниципального образования, на территории которых проживают (работают) граждане, от источника финансирования организации, административного усмотрения работодателя противоречило статье 19 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
Изменения финансовых обязательств различных уровней власти до корректировки Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации и определения межбюджетных отношений в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органов местного самоуправления вело к дестабилизации межбюджетных отношений.
Изменения, предусмотренные законопроектом в федеральном законодательстве по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей природной среды, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, сводились к передаче практически всех полномочий на федеральный уровень, в том числе в области государственного экологического контроля, обращения с отходами, экологической экспертизы, государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, вопросов владения, пользования и распоряжения водными ресурсами. Эти изменения нарушают по сути, смыслу и духу принцип совместного ведения по вопросам, предусмотренных ст. 72 Конституции РФ, с лишением субъектов Российской Федерации прав законодательного и нормативного их регулирования, а также управления ресурсами.
Исходя из вышеизложенного, Совет Ассоциации признал проект федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 58338-4 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не подлежащим рекомендованию для принятия Государственной Думой во втором чтении без доработки с учетом вносимых поправок субъектами Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Совет ассоциации принял Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову и к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову с предложениями регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Обращения в адрес высших должностных лиц России подписаны Руководителями исполнительных и законодательных органов власти (либо их уполномоченными) 11субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Материалы Совета ассоциации направлены дирекцией депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации России, представляющим интересы Дальнего Востока и Забайкалья, в департамент регионального мониторинга Правительства Российской Федерации, руководителям ассоциаций экономического взаимодействия России.
В августе 2004 г. вышеуказанный Федеральный закон принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В ответ на обращение Совета ассоциации Министерство финансов Российской Федерации направило по поручению Аппарата Правительства Российской Федерации письмо, где в частности, сообщалось, что в процессе принятия Закона рассмотрены предложения субъектов Российской Федерации и все внесенные депутатами соответствующих комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поправки. Фактически это была отписка.
Опасения членов Совета ассоциации подтвердились: поспешное принятия Федерального Закона № 122-ФЗ привело к тому, что в законе не были обозначены механизмы его выполнения и до конца года в развитие обновленных норм закона необходимо было принять свыше 100 нормативных актов на федеральном, региональном и на уровне местного самоуправления, в результате чего возникла неразбериха.
Следующим важным аспектом работы дирекции являлось решение программных вопросов в социальной сфере
Еще до заседания Совета ассоциации (от 14.07.04 г.) 22 апреля 2004 года состоялось 6-ое заседание Координационного Совета по социальной политике Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» под председательством Ю.А. Песковской., Министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия). На заседании рассмотрены вопросы: об изменениях в сфере социально-трудовых отношений на ближайшую перспективу (Г.В. Паршенцева - статс-секретарь, заместитель Министра труда и социального развития РФ); о демографическом потенциале, миграции и рынке труда на Дальнем Востоке России (Е.Л. Мотрич, заведующая сектором демографии Института Экономических Исследований ДВО РАН, кандидат экономических наук); о Концепции социальной политики Дальнего Востока и Забайкалья, о плане работы КС на 2004 год, дате и месте проведения очередного заседания и др.
В своих выступлениях члены Координационного Совета проанализировали ситуацию в социальной сфере субъектов Дальнего Востока и Забайкалья Российской Федерации, высказали свои замечания по реформированию в сфере социального законодательства и поддержали проект федерального закона «О доплате к трудовым пенсиям пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним, с высоким прожиточным минимумом», подготовленный Сахалинской областной Думой.
28-31 мая 2004 года в городе Благовещенске и в городе Хейлунцзян (КНР) состоялось 7-ое заседание Координационного Совета по социальной политике. Основная тема заседания «Опыт реформирования социальной сферы регионов, входящих в Межрегиональную ассоциацию «Дальний Восток и Забайкалье».
В нем приняли участие члены КС из 8 субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию «Дальний Восток и Забайкалье», представители федеральных органов власти. Всего 55 человек.
Члены Координационного Совета обсудили вопросы моделирования системы социальной политики на примере г. Благовещенска; концепции и комплекса мер повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности на примере Республики Саха (Якутия); назначения и представления жилищных субсидий на примере опыта Республики Бурятия; состояния и перспектив развития социальной сферы в Приморском крае, Амурской области; поделились опытом их разрешения.
Для субъектов, входящих в Ассоциацию «Дальний Восток и Забайкалье», большинство проблем в социальной сфере схожи – это значительное число населения с доходами ниже прожиточного минимума, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, одинокие пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, состояние здоровья, рынка труда потеря, кадрового потенциала и т.д.
Участники заседания приняли решение: рекомендовать субъектам Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья организовать работу по подготовке поправок в планируемый к принятию в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации государственной законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
24-25 сентября в г. Южно-Сахалинске состоялось 8-ое заседание Координационного Совета по социальной политике, с обсуждением проблем социальной защиты детства; социальной поддержки молодежи; Концепции социальной политики на Дальнем Востоке и в Забайкалье.
В развитие решений Совета ассоциации члены Координационного Совета по социальной политике в связи с принятием Федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года приняли решение обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации с предложением: в целях сохранения социальной справедливости и уровня жизни населения установить коэффициент к ежемесячным денежным выплатам; пересмотреть суммы «социального пакета», в части проезда авиационным, водным, автомобильным транспортом.
Был подготовилен проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о предоставлении компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности».
Следует отметить, что не без участия и вклада членов Координационного Совета Председателем Правительства России М.Е. Фрадковым принято решение 1 раз в два года предоставлять неработающим пенсионерам право бесплатного проезда к месту лечения всеми видами транспорта за счет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Члены Координационного Совета отметили, что в настоящее время в большинстве субъектов Дальнего Востока и Забайкалья отмечается дефицит средств на реализацию расходов регионального бюджета, связанных с обновленными социальными обязательствами.
По итогам деятельности членов Координационного Совета за минувший период и вклад в развитие социальной сферы Дальнего Востока и Забайкалья, Министерство труда и социального развития России отметило их государственными наградами. По поручению Минтруда России их вручил губернатор Амурской области Л.В. Коротков.
Сотрудники дирекции принимали участие в подготовке и проведении Региональной научно-практической конференции «Социально-политические процессы на Дальнем Востоке России: анализ, регулирование, прогноз», которая проведена в г. Хабаровске 21-23 апреля 2004 года.
Конференция собрала более 100 специалистов в области социологического и политического анализа, практических работников: представителей вузов, НИИ, органов исполнительной и законодательной власти из 10 субъектов Российской Федерации (Республики Бурятия и Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Еврейская автономная, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, город Москва).
На конференции обсуждены проблемы социально-экономического и политического развития Дальнего Востока России, вопросы интеграции Северо-Восточной Азии, критерии выработки стратегии развития России в этом регионе, проанализирована демографическая ситуация Дальнего Востока России, рассмотрены особенности современного состояния и перспектив развития экономики региона в контексте политико-экономических процессов в России и АТР. Значительное место на конференции занимал анализ политической ситуации, институционализации государственной власти и местного самоуправления, кадрового обеспечения публичной власти в регионе. Обсуждены принципы и механизмы реализации социальной политики на федеральном уровнях, выявлены направления их совершенствования. По итогам состоявшейся дискуссии участники конференции приняли резолюцию. Изданный сборник материалов конференции разослан ее участникам.
В целях реализации программных мероприятий в развитии внешней экономической деятельности и выхода Российского Дальнего Востока и Забайкалья в АТР проведена следующая работа:
12-15 января 2004 года в г. Харбине (КНР) состоялось заседание исполнительного комитета Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА). В заседании приняли участие представители региональных администраций КНР, Японии, Республики Корея, Монголии и России. На заседании были обсуждены вопросы: создания постоянного секретариата АРАССВА, сотрудничества членов АРАССВА в области торгово-экономического сотрудничества и охраны окружающей среды, создания подкомитета АРАССВА по приграничному сотрудничеству.
19-20 февраля 2004 года в г. Пусане (Республика Корея) проведено 2-ое заседание Комитета по Дальнему Востоку и Сибири Российско-корейской Межправительственной комиссии. В заседании приняли участие около 100 человек, представляющих правительственные органы двух стран, администрации пяти субъектов Российской Федерации (Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Сахалинской областей), а также корейских провинций: Кенсанбук-до, Кенсаннам-до, Чхунгхоннам-до; городов Пусан, Донхе, Бучон, представители деловых кругов обеих стран. В рамках встречи состоялись заседания 4-х рабочих групп: региональное сотрудничество, инвестиционное сотрудничество, сотрудничество в области сельского хозяйства и рыболовства, торгово-экономическое сотрудничество, на которых был обсужден широкий круг вопросов, касающихся расширения сотрудничества между регионами Востока России и Республики Корея.
9 марта 2004 года в г. Хабаровске сотрудники дирекции приняли участие в российско-японском совещании по подготовке 13-ого заседания Российско-японской Рабочей группы по экономическому сотрудничеству. С японской стороны во встрече принимали участие Генеральный секретарь Японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству СУГИМОТО Т. и Руководитель Российско-японской Рабочей группы по экономическому сотрудничеству с японской стороны ЭНДО Т. Были рассмотрены вопросы сотрудничества территорий Востока России с Японией в разрезе конкретных отраслей, а также проблемы, препятствующие содержательному наполнению двустороннего сотрудничества.
14-15 апреля 2004 года в г. Хабаровске состоялось 28-ое заседание Координационного Совета по внешнеэкономической деятельности. На заседании обсуждены вопросы: об итогах работы КС по ВЭД в 2003 году и плане работы на 2004 год; о создании ДВ отделения «Российского Комитета ХХI века»; о состоянии, проблемах и перспективах развития приграничных торговых комплексов и СЭЗ на Востоке России; о деятельности Российского национального Комитета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству; о проведении 13-ого заседания Российско-японской Рабочей группы в г. Хабаровске 19-20 мая 2004 года; о проблемах и перспективах вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; о проведении Российско-китайского инвестиционного форума в г. Хабаровске 8-10 июня 2004 года; о проведении 9-ого заседания Российско-американского Тихоокеанского партнерства в г. Сиэтле (США) 14-17 июня 2004 г.; о подготовке 6-ого заседания Российско-китайского Координационного Совета по приграничному сотрудничеству 11-14 мая 2004 года в г. Маньчжурия (КНР).
15 апреля 2004 г. в г. Хабаровске прошла встреча сопредседателей Российско-американского Тихоокеанского партнерства по подготовке 9-ого заседания в г. Сиэтле (США) 14-17 июня 2004 года, на которой рассмотрены вопросы: о тематике 9-ой встречи; о предложениях секторов по повестке заседания РАТОП; об организационном обеспечении встречи.
11-14 мая 2004 года в г. Манчжурия (КНР) состоялось 6-ое заседание Российско-китайского Координационного Совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству с участием представителей территорий Дальнего Востока и Забайкалья, граничащих с КНР, и представителей приграничных провинций и автономных районов КНР. На заседании рассмотрены вопросы: об итогах развития российско-китайского приграничного торгово-экономического сотрудничества в 2003 году; о формировании совместной рабочей группы для разработки программы совместного мониторинга приграничных вод Амура, Аргуни, Уссури, озера Ханка; о проекте Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР «О приграничных торговых комплексах»; о проблемах и перспективах развития российско-китайского приграничного торгово-экономического сотрудничества; о времени и месте проведения 7-ого заседания Координационного Совета.
17-21 мая 2004 года в г. Хабаровске сотрудники дирекции работали по организации и проведению встречи с японской бизнес-миссией, в которой приняли участие более ста представителей бизнес-кругов с российской и японской стороны. Целью визита была обозначена активизация торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и Японией. В рамках визита состоялись презентации инвестиционных возможностей территорий Дальнего Востока и Забайкалья, а также переговоры между представителями японских и российских компаний.
18 мая 2004 года в г. Хабаровске состоялось 13-ое заседание Российско-японской Рабочей группы по экономическому сотрудничеству. В заседании приняли участие представители краев и областей российского Дальнего Востока, с японской стороны представители «Ниппон КЭЙДАНРЕН». В ходе заседания рассмотрены вопросы: о политике Правительства Российской Федерации в отношении Дальнего Востока России; о стратегии российских банков по выходу на рынок российского Дальнего Востока; о продвижении российско-японского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на Востоке России в области туризма, финансовой сферы, поставок энергоресурсов, развития транспортной инфраструктуры. В ходе заседания состоялась презентация Российско-японского Бизнес-клуба.
9-10 июня 2004 г. в Хабаровске проведен Российско-китайский инвестиционный форум. В работе форума приняли участие 220 представителей административных и деловых кругов КНР во главе с Председателем Государственного комитета КНР по развитию и реформе Ма Каем. С российской стороны в форуме участвовали делегации 14 регионов, министерств и ведомств Российской Федерации во главе с Министром экономического развития и торговли РФ Г.О. Грефом.
16 июня 2004 года в г. Москве состоялось заседание Президиума Российского Национального комитета по Тихоокеанскому сотрудничеству. На заседании рассмотрены следующие вопросы: о концепции деятельности РНКТЭС; об отчетах о деятельности региональных центров и рабочих групп РНКТЭС; о Байкальском экономическом форуме; об участии России в Азиатском банке развития; о проведении 39-й Генеральной сессии ТЭС в России в 2006 году; о международной выставке «Образовательное пространство стран АТР»; об участии делегации РНКТЭС в 37-ой Генеральной сессии ТЭС; об утверждении бюджета РНКТЭС на 2004 год; о приеме новых членов РНКТЭС; о плане деятельности РНКТЭС на 2004 год.
14-17 июня 2004 года в г. Сиэтле (США) проведена 9-ая ежегодная встреча Российско-американского Тихоокеанского партнерства. Сопредседателями встречи выступали Эрик Стюарт, заместитель заместителя Министра торговли США по Европе, и Александр Пахомов, заместитель Директора Департамента внешнеэкономических отношений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Во встрече приняли участие более 180 представителей деловых кругов, общественных организаций и правительственных органов, официальные делегации Правительства Хабаровского края, администраций Сахалинской и Магаданской областей. Во время встречи были проведены семинары по следующим темам: расширение коммерческих связей между российским Дальним Востоком и США; будущее инициатив по сотрудничеству и обменам; организация воздушного сообщения между российским Дальним Востоком и США; трансмодальные перевозки - северотихоокеанские модели; возможности для сотрудничества на Российском Дальнем Востоке; процедуры и правила выдачи виз в России и США. Состоялись заседания отраслевых секторов: «лесная и горнодобывающая промышленность»; «экология»; «рыбное хозяйство»; «сельское хозяйство»; «транспорт и туризм»; «технологии»; «банковское дело и финансы»; «развитие бизнеса и общества» и Рабочей группы по энергетике
24-25 июня 2004 года в г. Якутске состоялось 3-е заседание Координационного Совета по туризму Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье». В ходе заседания были рассмотрены вопросы: об итогах деятельности туристской отрасли регионов Дальнего Востока и Забайкалья в 2003 году и проекте плана работы КС по туризму МА ДВиЗ на 2005 г. ; об очередных мерах по подготовке Концепции развития туризма на Востоке России; о проведении Дальневосточного туристического форума в г. Хабаровске 15-16 сентября 2003 года; о вступлении членов КС по туризму МА ДВиЗ в Координационный Совет по развитию индустрии туризма «Регионы России – Московское соглашение»; о совершенствовании визовой стратегии РФ в отношении Японии; о ходе реализации Протокола 2-ого заседания Координационного Совета по туризму МА ДВиЗ; о межрегиональных турах по Дальнему Востоку и Забайкалью.
30 августа – 1 сентября 2004 г. в городе Южно-Сахалинске состоялось 2-ое заседание отраслевых подкомиссий Постоянной Смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Дальневосточными регионами Российской Федерации и Хоккайдо. На заседании были обсуждены вопросы: об осуществлении мероприятий в рамках «Программы развития экономического сотрудничества», в частности по совершенствованию условий для бизнеса, по развитию кадровой и материальной сети в области туризма, торговли, транспорта, лесной, пищевой и рыбной промышленности; о проведении 11-ого пленарного заседания ПСК; о проведении 3-его заседания отраслевых подкомиссий ПСК.
9 сентября 2004 года на встрече с генеральным консулом КНР в г. Хабаровске г-ном Фань Сяньжун обсуждались вопросы расширения российско-китайских региональных связей, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
14 сентября 2004 года в городе Хабаровске прошло 4-ое заседание Координационного Совета по туризму Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». На заседании КС по туризму рассмотрены вопросы: о заместителях Председателя КС по туризму; об итогах 3-го заседания КС по туризму; о выставочной деятельности и издании межрегиональных туристических буклетов; о проекте решения Дальневосточного Туристского форума; о проблемах взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере развития туризма; о техническом задании для подготовки Концепции Программы развития туризма на Востоке России.
15-16 сентября 2004 года в Хабаровске состоялся Дальневосточный Туристический Форум «Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России». В работе форума приняли участие более 180 представителей федерального центра, руководителей органов управления туризмом, а также представителей деловых и научных кругов из 12 регионов Российской Федерации.
В ходе форума состоялось пленарное заседание, проведены 4 тематических круглых стола: «Партнерство бизнеса и власти», «Новые технологии в реализации турпродукта», «Подготовка кадров», «Развитие дальневосточного санаторно-курортного комплекса». Главными темами обсуждения на Форуме стали проблемы, затрагивающие вопросы совершенствования нормативно-правовой базы туризма в Российской Федерации, взаимодействия власти и бизнеса, состояния и перспектив развития туризма на Востоке России.
Сотрудники дирекции ассоциации приняли участие в международной конференции «Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации», которая состоялась 29-30 сентября 2004 года в городе Чите. Организаторами конференции выступили Совет Европы, МИД России и Администрация Читинской области.
В рамках конференции прошли встречи руководителей соседних регионов, официальных лиц и экспертов Совета Европы, представителей федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ученых. Рассматривался комплекс проблем в области международных и внешнеэкономических связей регионов Дальнего Востока и Забайкалья по темам: общие проблемы международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации; подготовка специалистов в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; региональный потенциал инвестиционного сотрудничества в свете вступления России в ВТО и проблемы потенциального развития экспорта в приграничных регионах.
2-3 декабря 2004 года в г. Хабаровске состоялось заседание Рабочей группы по энергетике Межправительственной встречи по энергетическому сотрудничеству в Северо-Восточной Азии, в которой принимали участие представители правительств Китая, КНДР, Монголии, Республики Корея и Российской Фдерации, а также представители территорий Востока России. Встреча была организована Правительством Хабаровского края, Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» при участии представительства РАО «ЕЭС России» - «Востокэнерго» совместно с Корейским институтом экономики энергетики и ЭСКАТО ООН. Целью проведения встречи явилось определение модели механизма сотрудничества в СВА. В ходе встречи были обсуждены следующие вопросы: 1) итоги проведения Консультативной встречи по энергетическому сотрудничеству в СВА по продвижению межправительственного диалог); 2) структура и механизм сотрудничества.
14 декабря в г. Саппоро (Япония) состоялось 11-ое пленарное заседание Постоянной смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Дальневосточными регионами РФ и Хоккайдо. В заседании приняли участие представители Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской области и губернаторства Хоккайдо. На встрече рассмотрены следующие вопросы: отчет о мероприятиях по сотрудничеству в различных сферах, проведенных с декабря 2002 года по ноябрь 2004 года в соответствии с принятой на 10-ом заседании «Программой развития экономического сотрудничества между Дальневосточными регионами Российской Федерации и Хоккайдо»; о направлении дальнейшего подхода к деятельности ПСК.; и др.
15 декабря 2004 года в г. Саппоро (Япония) состоялось 14-ое заседание Российско-японской Рабочей группы по экономическому сотрудничеству. В заседании приняли участие представители краев и областей Российского Дальнего Востока, с японской стороны представители «Ниппон КЭЙДАНРЕН». В ходе заседания рассмотрены следующие вопросы: о состоянии реализации Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года»; о мерах Министерства экономического развития и торговли РФ по совершенствованию инвестиционного и делового климата на Дальнем Востоке России; о конкретных мерах по продвижению сотрудничества в области энергетики, туризма, в банковской сфере; о развитии межрегиональных форм кооперации; о деятельности Японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству в последнее время; о результатах анкетирования японских компаний по бизнес-климату в России.
В настоящее время Межрегиональная ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» сотрудничает с международными организациями:
- Комитетом по Дальнему Востоку и Сибири Российско-корейской Межправительственной комиссии,
- Дальневосточной подкомиссией Российско - японской Межправительст-венной комиссии по торгово-экономическим вопросам, деловых кругов Японии и Российского Дальнего Востока,
- Российско - китайской Постоянной Рабочей группой по пригранич-ному и межрегиональному торгово- экономическому сотрудничеству (ПРГ),
- Постоянной смешанной комиссией « Дальний Восток России -Хоккайдо» (ПСК),
- Ассоциацией региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА),
- Российско - американским Тихоокеанским партнерством (РАТОП),
- Российско - китайским Координационным Советом по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству,
- Дальневосточным комитетом по экономическому сотрудничеству с Японией,
- Российско - японской Рабочей группой по экономическому сотрудничеству.
Одним из новых направлений деятельности дирекции ассоциации в 2004 году стала забота об экологическом здоровье Амура и рек Амурского бассейна.
В этих целях еще в 2003 году был образован Комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур. В него вошли представители 5 «бассейновых» территорий: вице-губернаторы Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Читинской и Еврейской автономной областей.
25 февраля 2004 г. проведено организационное собрание с целью образования Межрегиональной Рабочей группы по разработке концепции и проекта федерального закона.
23 марта 2004 г. прошло заседание Комитета по устойчивому развитию бассейна р. Амур с обсуждением итогов деятельности Комитета за 2003 год и вопросов: о разработке Программы «Предотвращения угроз трансграничного загрязнения бассейна р. Амур и создание условий устойчивого развития региона»; о создании Рабочей группы по разработке концепции и проекта федерального закона «Об охране и рациональном использовании бассейна р. Амур».
18 мая 2004 г. на расширенном заседании Рабочей группы Координационного Комитета по устойчивому развитию бассейна р. Амур обсуждены проект Программы российско-китайско-монгольского сотрудничества в области охраны Амура и его биоресурсов, а так же предварительные материалы для разработки проекта федерального закона «Об охране и рациональном использовании бассейна р.Амур».
Подготовлен и сдан в производство сборник материалов деятельности Координационного Комитета по устойчивому развитию бассейна р.Амур, где в частности будет опубликован проект Федерального закона «Об охране и рациональном использовании бассейна р.Амур».
27 июля в г. Хабаровске состоялось расширенное заседание Рабочей группы Координационного комитета по устойчивому развитию бассейна р. Амур «О подготовке комплексной российско-китайско-японской экспедиции по изучению проблем трансграничного загрязнения вод Амура» с участием представителей Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Читинской и Еврейской автономной областей.
Данная экспедиция состоялась в сентябре 2004 года и вызвала большой научный и общественный интерес не только на Дальнем Востоке и Забайкалье, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
31 марта 2004 года в городе Якутске проведено 16 заседание Координационного Совета аграрников с повесткой дня: о проблемах аграрной отрасли Дальнего Востока и Забайкалья, перспективах и мерах по развитию; о внедрении энергосберегающих и нетрадиционных видов энергии в сельскохозяйственном производстве и в быту; о ходе реализации Президентской Программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы.
Далее члены Координационного Совета совместно с представителями администрации города Комсомольска на Амуре провели совещание «Опыт и перспективы глубокой переработки торфа в Дальневосточном регионе» и посетили ООО «Биотекс Групп», осуществляющее промышленное производство торфогуминовых удобрений.
26 февраля 2004 года сотрудники дирекции приняли участие в заседании Межрегионального Координационного Совета Дальневосточной академии государственной службы, где были рассмотрены вопросы: о проблемах, путях и средствах повышения качества подготовки специалистов для органов государственной власти и местного самоуправления; о первом опыте организации приема в академию по результатам единого государственного экзамена и порядке приема в Дальневосточную академию государственной службы на 2004-2005 учебный год.
По плану деятельности Координационного Совета по образованию и науке 23 марта 2004 года в г. Владивостоке с участием дирекции состоялось совещание проректоров по НИР Дальнего Востока, на котором шло обсуждение и утверждение перечня корпоративных проектов региональной научно-технической программы "Развитие образования и инновационной научно-технической политики в регионе Дальнего Востока и Забайкалья». Принято решение о создании рабочей группы по подготовке Концепции и разработке паспорта Программы, утвержден примерный перечень ее разделов.
2 июня 2004 г. сотрудники дирекции были участниками выездной сессии Отделения общественных наук РАН по теме «Инфраструктурный сегмент интеграции России в АТР». В представленных на сессии докладах и в ходе обсуждения рассмотрены актуальные проблемы стратегии социально- экономического развития России и Дальнего Востока, вопросы взаимодействия России в АТР в условиях мировой глобализации, развития региональной экономической интеграции. По итогам работы издан сборник.
19 февраля 2004 года с участием сотрудников дирекции проведено заседание правления Межрегиональной ассоциации Кредитных Союзов Дальнего Востока и Забайкалья в г. Комсомольске-на-Амуре.
22-23 июля в городе Хабаровске дирекцией ассоциации совместно с Межрегиональной ассоциацией Кредитных Союзов Дальнего Востока и Забайкалья проведен межрегиональный семинар «Анализ финансовой деятельности кредитного потребительского кооператива граждан» с участием представителей республик Бурятия и Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Читинской и Еврейской автономной областей.
Семинар организован в развитие решений Международной конференции «Кредитные Союзы Азиатско-Тихоокеанского региона в 21 веке и роль их в социально-экономическом развитии» (11-12 апреля 2002 года, г.Хабаровск), проведеной дирекцией Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» и Межрегиональной ассоциацией Кредитных Союзов Дальнего Востока и Забайкалья.
Дирекция принимала активное участие в организации и проведении 25-26 октября 2004 года семинара на тему: «Улучшение бизнес климата. Вопросы социально ориентированного предпринимательства» и круглого стола на тему «Социальная ответственность бизнеса и власти. Роль территориальных ТПП и объединений предпринимателей», - совместно с Всемирным банком и в сотрудничестве с Правительством Хабаровского края, Торгово-промышленной палатой РФ, Агентством США по международному развитию (USALD), что позволило предприятиям малого бизнеса региона установить контакты с банковским сообществом в целях облегчения доступа к финансовым банковским ресурсам предприятиям малого и среднего бизнеса, и в частности, облегчить получение лизинговых кредитов.
Сотрудники дирекции ассоциации приняли активное участие в организации выставочной деятельности: 26-29 февраля «Форум выставок»; «Текстиль и мода»; «Весенний подарок»; «Мой сад и мое богатство»; 22-25 апреля Дальэкомебель: «Интерьер-Дизайн»; «Дом-офис-2004», «Дальвеком»; 27-30 мая «Архитектура. Стройиндустрия. Город. Экология.»; 9-12 сентября «Полиграфия. Дизайн. Реклама. Малый и средний бизнес»; 16-19 сентября «Транспорт, автотехника 2004»; 3-6 сентября Выставка товаров народного потребления из Корейской Народной Демократической Республики; 23-26 сентября Приамурская международная выставка-ярмарка, где участвовали в проведении круглых столов, семинаров и деловых конференций.
Такая форма работы позволила усилить интеграционные процессы в экономическом взаимодействии представителей различных субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья, обозначить конкретные деловые проекты, связывающие регионы и устанавливающие высокую планку в качестве и эффективности работы во всех звеньях региональных экономик на более высоком межрегиональном уровне.
С 7 по 10 сентября сотрудники дирекции ассоциации приняли участие в работе Дальневосточного фестиваля прессы. В работе фестиваля приняли участие представители 8-ми субъектов Дальнего Востока. 10 - 17 сентября принимали участие в организации и проведении Дальневосточного межрегионального семинара профсоюзного актива государственных учреждений и общественного обслуживания.
В течение 2004 года на базе дирекции прошли производственную и преддипломную практики 9 студентов из ВУЗов Хабаровска, представляющих территории Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Приморского краев, Еврейской области, Корякского автономного округа.
Генеральный директор
К.М.Евтушенко