Заседание Совета Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

30 июля 2004

Совет Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье на заседании 14 июля 2004 года в г. Хабаровске, рассмотрел проект федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представленный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и принятый ею в первом чтении.

По мнению членов Совета Ассоциации, данный законопроект фактически изменяет государственное устройство России, отменяет федеративные принципы его построения и заявленный в Конституции Российской Федерации статус социального государства:

  • максимально концентрируя полномочия в области финансово-экономической деятельности в федеральном центре с минимизацией его ответственности и обязательств в социальной сфере;
  • не оставляя за субъектами властных полномочий и ресурсов, необходимых для управления территориями и обеспечения жизнедеятельности населения, одновременно перекладывая на их плечи всю тяжесть решения социальных проблем;
  • нарушая закрепленный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип сбалансированности бюджетов, чья необходимость продекларирована Концепцией разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В связи с внесением изменений в законодательные акты Российской Федерации общее сокращение доходной части бюджетов 11 субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья по предварительной оценке составит 4007,2 млн. руб. При этом расходы бюджетов субъектов на выполнение новых обязательств увеличатся на 19187,3 млн. руб. Общий дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации составит 23194,5 млн. руб.

Кроме того, некоторые положения законопроекта направлены на прямое исключение социальных обязательств государства перед гражданами, проживающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера и Дальнего Востока страны, что не соответствует позиции Президиума Государственного Совета Российской Федерации в части необходимости действующих социальных гарантий и компенсаций для северян (28 апреля 2004 год г.Салехард).

Самостоятельное установление компенсаций на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частного работодателя может привести к значительной разнице в оплате труда граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в сравнении с жителями других регионов и к усилению миграции населения с Дальнего Востока и Забайкалья.

Изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации, вносимые законопроектом, ведут к самоустранению государства от своих обязательств в сфере трудовых отношений, в том числе в части установления размера минимальной оплаты труда, систем оплаты труда, тарифных ставок, окладов, различных доплат. Законопроектом заменяется понятие «государственная гарантия» на понятие «меры социальной поддержки», что коренным образом снижает уровень социальной защиты населения и по сути дела производит снятие социальных гарантий с государства субъектами Российской Федерации.

Различный объем гарантий и компенсаций в зависимости от субъекта федерации или муниципального образования, на территории которых проживают (работают) граждане, от источника финансирования организации, административного усмотрения работодателя противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

Изменения финансовых обязательств различных уровней власти до корректировки Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации и определения межбюджетных отношений в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органов местного самоуправления приведет к дестабилизации межбюджетных отношений.

Изменения, предусмотренные законопроектом в федеральном законодательстве по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей природной среды, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, сводятся к передаче практически всех полномочий на федеральный уровень, в том числе в области государственного экологического контроля, обращения с отходами, экологической экспертизы, государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, вопросов владения, пользования и распоряжения водными ресурсами.

Эти изменения нарушают принцип совместного ведения по вопросам, предусмотренных ст.72 Конституции РФ, с лишением субъектов Российской Федерации прав законодательного и нормативного их регулирования, а также управления ресурсами.

В ходе заседания его участниками была высказана озабоченность регионов Дальнего Востока и Забайкалья как за свое будущее, так и за государственные интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Совет Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» пришел к убеждению, что данный Законопроект не может быть рекомендован для принятия Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении без доработки и учета поправок субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.

Совет принял решение обратиться к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой дать поручение Правительству РФ поддержать вносимые субъектами РФ Дальнего Востока и Забайкалья поправки к законопроекту №58338-4. В случае же его принятия, отклонить ввиду его неконституционности и несоответствия задачам, поставленным в президентском послании Федеральному Собранию РФ и гражданам России.

Обращения с просьбой поддержать поправки дальневосточников и забайкальцев на втором чтении направлены Председателю Правительства РФ М.Е. Фрадкову, Председателю Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлову и Председателю Совета Федерации ФС РФ С.М. Миронову, кого руководители субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья просят, в случае принятия законопроекта без учета поправок, отклонить его и создать согласительную комиссию.

Письма в адрес высшего руководства страны подписали руководители одиннадцати регионов Дальнего Востока и Забайкалья, кроме Приморского края и Агинского Бурятского округа.