Информация о заседании Экспертного совета МАДВиЗ 2 октября 2018г., г. Петропавловск-Камчатский

02 октября 2018

В соответствии с Планом работы МАДВиЗ 2 октября 2018 г. состоялось заседание Экспертного совета Ассоциации в очном формате в г. Петропавловск-Камчатский.

Участники заседания Экспертного совета Ассоциации принялиучастие в работе круглых столов Конференции «Приоритеты регионов: контроль, госуслуги, цифровизация и развитие МСП», проводимой Минэкономразвития России.

Рассмотрены вопросы:

1. О результатах и задачах внедрения успешных практик реализации целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности:

- «Поддержка малого и среднего предпринимательства»;

- «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества»;

2. О результатах и задачах внедрения успешных практик реализации целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности «Контрольно-надзорная деятельность в субъектах РФ»;

3. Об итогах и перспективах кадрового обеспечения экономического роста регионов Дальневосточного федерального округа и Забайкалья.

Исполнительная дирекция МАДВиЗ по итогам работы Экспертного совета направила в федеральные органы власти рекомендации по совершенствованию процедур реализации целевых моделей, предложения по повышению эффективности организации подготовки кадров для Дальнего Востока; в адрес субъектов–членов Ассоциации – материалы для обмена опытом и внедрения лучших практик.

 

Лучшие практики по вопросам контроля, развития МСП и подготовки квалифицированных кадров для Дальнего Востока и Забайкалья.

Хабаровский край

"Об итогах и перспективах кадрового обеспечения экономического роста регионов Дальневосточного федерального округа и Забайкалья".

Внедрение Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. Хабаровский край – один из 20 регионов, внедряющих в пилотном режиме Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста (далее – Стандарт).

В результате внедрения Стандарта:

1) в части совершенствования механизмов кадрового прогнозирования в целом по экономике края:

- разработан прогноз потребности экономики края в профессиональных кадрах до 2025 года с учетом реализации крупных инвестиционных проектов;

- сформированы контрольные цифры приема на обучение по программам среднего профессионального образования на 2018 – 2019 учебный год;

- утвержден региональный перечень наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей среднего профессионального образования (ТОП-50-РЕГИОН);

2) в части кадрового обеспечения отдельных "пилотных" отраслей экономики края (машиностроение, лесная и угольная промышленности):

- определены границы реализации Стандарта:

ведущие предприятия края (Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина, Амурский судостроительный завод, РФП-Групп, Азия Лес, Ургалуголь);

направления подготовки кадров (5 компетенций: токарь на станках с числовым программным управлением; сварочные технологии; электромонтаж; машинист трелевочных машин; машинист на открытых горных работах);

образовательные учреждения для подготовки кадров: 4 профессиональные образовательные организации (Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций), Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум, Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный техникум, Чегдомынский горно-технологический техникум) и 2 организации высшего образования (Тихоокеанский государственный университет, Комсомольский-на-Амуре государственный университет);

- актуализированы образовательные программы в соответствии с требованиями работодателей, проведена педагогическая стажировка наставников (90 чел.), представители предприятий (27 чел.) включены в состав комиссий государственной итоговой аттестации студентов;

- проведена пилотная апробация государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенциям Стандарта (приняли участие 168 студентов).

С 2019 года модель Стандарта будет использоваться при подготовке кадров для предприятий и организаций всех отраслей экономики края.

Подготовка высококвалифицированных и рабочих кадров для предприятий региона, резидентов ТОР, Свободного порта Владивосток, инвестиционных проектов

Подготовка квалифицированных кадров в крае осуществляется 47 образовательными организациями: по 125 специальностям высшего образования, 124 специальностям и 75 профессиям среднего профессионального образования. Контингент обучающихся – 80,8 тыс. человек.

Для обеспечения потребностей инвесторов в квалифицированных кадрах в 64 % краевых профессиональных образовательных организациях осуществляется подготовка кадров по профессиональным стандартам из перечня ТОП-50.

В 2017 году начата подготовка по 23 новым рабочим профессиям и специальностям СПО, в т.ч. из перечня ТОП-50 – 18 направлений, для резидентов ТОСЭР и инвестпроектов – 1 направление.

С 01 сентября 2018 г. планируется начать подготовку по 9 новым профессиям и специальностям: по 8 – из перечня ТОП-50; по 1 – для резидентов ТОСЭР и инвестпроектов.

В рамках взаимодействия между учреждениями и предприятиями по использованию производственных площадей для образовательного процесса:

- на базе АО "Ургалуголь" создана кафедра "Обогащение полезных ископаемых" Чегдомынского горно-технологического техникума;

- практические занятия обучающихся в Губернаторским авиастроительном колледже проходят на базе лаборатории кафедры "Технологии, оборудование и автоматизация процессов и производств авиастроительного комплекса" на территории Комсомольского авиационного завода.

В июле 2018 г. из состава КГБ ПОУ "Советско-гаванский промышленно-технологический колледж" выделен КГБ ПОУ "Ванинский межотраслевой колледж" (Центр опережающей профессиональной подготовки). Одной из задач Ванинского колледжа является подготовка кадров под потребности инвесторов Ванинского района. С сентября 2018 года будут внедрены две новые специальности из перечня ТОП-50: "Информационные системы и программирование" и "Гостиничное дело".

В рамках организации новой модели дополнительного образования детей в сфере инженерно-технического творчества в г. Комсомольске-на-Амуре с декабря 2016 г. работает детский технопарк "Кванториум" по 6 основным направлениям технологического развития Российской Федерации.

Для обеспечения предприятий края квалифицированными кадрами формируется приоритетный проект "Кадры для агломерации "Комсомольск-на-Амуре – Амурск – Солнечный" и Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла". Проект рассматривается в качестве "пилотного" по организации индивидуальной работы с инвесторами по подбору кадров необходимой специализации и квалификации.

Проектом предусмотрены мероприятия:

- определение потребности организаций в квалифицированных кадрах;

- подбор специалистов из числа трудовых ресурсов края (в том числе выпускников образовательных учреждений), а также из других регионов;

- развитие социальной инфраструктуры;

- содействие в жилищном обустройстве привлекаемых работников.

С учетом опыта реализации проекта планируется распространить его действие на работодателей края независимо от места осуществления ими хозяйственной деятельности.

Участие в формировании системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений

Подготовка IТ специалистов в крае ведется в 20 образовательных организациях (6 высшего образования, 14 среднего профессионального образования). Общее количество обучающихся – 3 677 человек.

Потребность в IT-специалистах на 2018 год составляет 1110 человек (специалистов с высшим образованием – 545 человек, специалистов среднего звена – 565 человек).

В целях обучения основам повышения производительности труда с 01 сентября 2017 года начата подготовка по ряду профессий и специальностей: оператор станков с программным управлением, токарь на станках с числовым программным управлением, фрезеровщик на станках с числовым программным управлением, аддитивные технологии, мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям), техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства.

С 2018 году начнется подготовка по специальности "Сетевое и системное администрирование".

Межрегиональные мероприятия по формированию и развитию кадрового потенциала. В целях развития кадрового потенциала на межрегиональном уровне между органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации заключаются соглашения о взаимном сотрудничестве по обмену информацией о наличии вакансий и гражданах, желающих сменить место жительства для трудоустройства в другом регионе.    19 декабря 2016 г. заключено соглашение между Правительством края и АНО "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" (далее – Агентство) по содействию в обеспечении трудовыми ресурсами организаций края, включая инвесторов. Участие Агентства предусмотрено в реализации приоритетного проекта "Кадры для агломерации КАС и ВСГТПУ".

Для повышения престижа рабочих профессий и развития навыков профессионального мастерства сборная края в течение 6 лет принимает участие в Национальных чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)".

В 2017 году по итогам общекомандного зачета край занял 10 место в рейтинге субъектов Российской Федерации (2016 год – 14 место).

В октябре на Мировом чемпионате WorldSkills International Abu-Dhabi – 2017 ученица Хабаровской школы № 68 стала серебряным призером соревнований по компетенции "Электромонтажные работы".

2. О целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности "Поддержка малого и среднего предпринимательства"

По итогам 2017 года реализация целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности "Поддержка малого и среднего предпринимательства" (далее – Целевая модель) в Хабаровском крае составила 95,0 %. По данному значению Хабаровский край разделил первое место в ДФО с Республикой Саха (Якутия). Среднее значение выполнения данной целевой модели в целом по Российской Федерации составило 89,0 %.

Полностью выполнены 8 из 10 факторов, такие факторы как:

1. Формирование системы государственного управления в сфере поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (да-лее – субъекты МСП);

2. Организация оказания инфраструктурной поддержки субъектам МСП;

3. Организация оказания имущественной поддержки субъектам МСП;

4. Реализация мер, направленных на обучение субъектов МСП;

5. Стимулирование спроса на продукцию субъектов МСП;

6. Предоставление услуг по принципу "одного окна" для оказания поддержки субъектам МСП, а также гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности;

7. Развитие сельскохозяйственной кооперации;

8. Развитие системы информационных сервисов, предоставляемых субъектам МСП и гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности, через портал информационных ресурсов для предпринимателей акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (Бизнес-навигатор МСП).

В значительной степени достижению показателей целевой модели спо-собствовала реализация "дорожных карт", разработанных совместно с Агентством стратегических инициатив, по внедрению всех 12 целевых моде-лей, в том числе целевой модели "Поддержка МСП".

Координацию работы осуществляет рабочая группа ("проектный офис") Правительства края по улучшению инвестиционного и делового климата края (далее – Проектный офис), которую возглавляет Губернатор края.

В заседаниях Проектного офиса на постоянной основе принимают участие руководители деловых объединений края и представители предпринимательского сообщества края.

Действует Проектный штаб Правительства края по управлению инвестиционным климатом края – рабочий орган Проектного офиса. Главная задача Проектного штаба – методичная отработка каждой Целевой модели. Председателем Проектного штаба является первый заместитель Председателя Правительства края по экономическим вопросам.

Кроме того, создана рабочая группа, задачей которой является контроль, и координация деятельности по достижению показателей целевой модели "Поддержка МСП".

По итогам 2017 года по разделу "Организация оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" Целевой модели МСП Хабаровским краем не достигнут показатель "Доля кредитов, вы-данных субъектам МСП в Хабаровском крае с привлечением гарантий и поручительств акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и (или) акционерного общества "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства", в общем объеме кредитов, выданных субъектам МСП в крае, процентов" (да-лее – Показатель).

Плановое значение Показателя на 2017 год – 3 %.

Фактическое значение на 01.01.2018 – 0,37 %.

Невыполнение Показателя связано, прежде всего, с отсутствием сделок по кредитам с участием АО "Корпорация МСП" и (или) АО "МСП Банк".

В декабре 2017 г. внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, в том числе в части расчета Показателя. С 01.01.2018 в расчет Показателя включены все участники Национальной гарантийной системы. Данное изменение позволяет учитывать не только объем кредитов под гарантии АО "Корпорация МСП", АО "МСП Банк", но и поручительства региональной гарантийной организации (Гарантийного фонда Хабаровского края).

Кроме подготовки предложений о внесении изменений в федеральное законодательство, министерством экономического развития края (далее – министерство) ведется работа по достижению плановых значений индикаторов на краевом уровне.

В 2018 году разработана и в процессе опытной эксплуатации обновлена схема взаимодействия органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления края, в том числе монопрофильных муниципальных образований края, организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства, с субъектами МСП – инициаторами проектов (далее – схема взаимодействия, прилагается).

Схема взаимодействия признана Минвостокразвития России лучшей практикой и рекомендована для использования в субъектах Дальневосточного федерального округа.

Схема взаимодействия разработана, в первую очередь, для облегчения подготовки документов субъектами МСП.

Чтобы подать заявку, субъект МСП может напрямую обратиться как в министерство, так и через участников схемы взаимодействия. Для заявки необходимо заполнить чек-лист, согласие на обработку персональных данных и согласие на проверку кредитной истории.

На первом этапе заявка попадает в Гарантийный фонд Хабаровского края (далее – Фонд), который проводит на наличие/отсутствие субъекта МСП в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в качестве действующего субъекта, наличие/отсутствие сведений о процедурах ликвидации или банкротства, наличие/отсутствие задолженности по налогам, сборам, штрафам, по заработной плате, кредитной истории субъекта МСП (стоп-факторы).

В зависимости от потребности в финансировании проекты субъектов МСП, прошедшие проверку, подразделяются Фондом на две категории – до 25 млн. рублей и свыше 25 млн. рублей.

Проекты стоимостью до 3 млн. рублей направляются в МКК "Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края".

Проекты субъектов МСП с потребностью от 3 до 25 млн. рублей направляются Фондом в адрес банков-партнеров Фонда, АО "МСП Банк" (по агентскому соглашению).

Проекты субъектов МСП с потребностью свыше 25 млн. рублей направляются в министерство для дальнейшего сопровождения АНО "Краевое агентство содействия предпринимательству" (при необходимости).

Координатором работы с проектами субъектов МСП является министерство.

За период опытной эксплуатации схемы взаимодействия в министерство поступило 17 новых заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) края для рассмотрения возможности получения заемного финансирования на льготных условиях.

Таким образом, за 2017 год объем кредитов, учитываемый при расчете Показателя, составлял 211,16 млн. рублей, по итогам 6 месяцев 2018 г. – 2 473,49 млн. рублей (9,09 % или в 3 раза выше планового значения).

 

Сахалинская область

Об итогах и перспективах кадрового обеспечения экономического роста регионов Дальневосточного федерального округа и Забайкалья

Для обеспечения отраслей экономики Сахалинской области квалифицированными кадрами службой занятости ведется работа по подбору кадров из числа ищущих работу и безработных граждан, при необходимости направление их на профессиональное обучение, повышение квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда.

Так, в течение 2017 года работодателями заявлено в органы службы занятости 43,5 тыс. вакансий, в числе которых, по-прежнему, высока доля рабочих профессий – более 70%. Вместе с тем, обеспечить потребность в рабочей силе удалось только на 40%, в связи с сохраняющемся несоответствием спроса и предложения рабочей силы.

Кроме того, для обеспечения работодателей и инвесторов необходимыми кадрами реализуются мероприятия по привлечению иностранной рабочей силы, специалистов из других регионов России, соотечественников из-за рубежа, желающих переехать в Сахалинскую область, при привлечении которых, прежде всего, учитывается востребованность специалистов, уровень их квалификации.

С 2011 года реализуется программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. За 7 лет реализации программы в Сахалинскую область прибыло 3295 переселенцев и членов их семей из 12 республик бывшего союза. Большинство из Украины, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана. Сахалинская область пополнилась специалистами в сфере образования, здравоохранения, строительства, транспорта, энергетики и других видах деятельности. Уровень закрепляемости соотечественников составил 98%.

В 2016 году Сахалинская область была включена в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 661-р), и с 2017 года – приступила к реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов. В 2017 году в программе участвовали 3 инвестиционных проекта, привлечено 16 квалифицированных специалистов из других регионов страны.

Реализуются мероприятия по привлечению кадров на Курильские острова в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы». Квалифицированным специалистам социальной сферы, желающим переехать на постоянное место жительства и работы на Курильские острова, за счет средств областного бюджета выплачивается пособие в размере, превышающем 1,0 млн. рублей каждому. За 2016-2017 годы 55 специалистов прибыли на Курильские острова и трудоустроены в сферы образования, культуры, здравоохранения.

Планируется продолжить реализацию вышеперечисленных мероприятий с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.

За последние несколько лет в образовательных учреждениях открыто 24 новых востребованных и перспективных профессий и специальностей среднего профессионального образования с учетом потребности в рабочих кадрах резидентов ТОР и инвестиционных проектов.

В целях обеспечения доступности и удовлетворения потребности граждан в среднем профессиональном образовании в 2017 году был увеличен объем контрольных цифр приема обучающихся за счет средств бюджета для поступления на программы подготовки специалистов среднего звена в профессиональные образовательные учреждения, подведомственные министерству образования Сахалинской области

При формировании контрольных цифр приема на 2018 и 2019 годы с учетом потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах увеличен объем приема по приоритетным для Сахалинской области группам:

- сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство;

- добыча полезных ископаемых;

- строительство и ЖКХ;

- сфера сервиса.

В 2017 году завершился процесс реорганизации государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский строительный техникум» путем присоединения к нему государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский политехнический центр № 4». Реорганизованное профессиональное образовательное учреждение получило название «Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства». В данном образовательном учреждении будет обеспечена подготовка рабочих кадров и специалистов по ряду профессий и специальностей для строительной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства.

На базе ГБПОУ «Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства» и ГБПОУ «Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства» для преодоления между потребностями экономики в квалифицированных рабочих кадрах и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и обучения были созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций. Структурные подразделения осуществляют деятельность по практико-ориентированным образовательным программам, разработанным на основе профессиональных стандартов, согласованными с работодателями и обеспечивающие освоение квалификации, востребованной на рынке труда.

Всего в многофункциональных центрах было обучено: в 2015 году - 490 человек, в 2016 году - 563 человек, в 2017 году - 547 человек, за I полугодие 2018 года - 308 человек.

В 2017 году Сахалинская область приступила к апробации государственной итоговой аттестации выпускников среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена, а именно выпускной практической квалификационной работы (ВПКР), по стандартам WorldSkills Russi в 4-х техникумах:

- Сахалинский промышленно-экономический техникум по компетенции электромонтаж;

- Сахалинский строительный техникум по компетенции сварочные технологии

- Сахалинский техникум сервиса по компетенции парикмахерское искусство;

- Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства - по компетенции эксплуатация сельскохозяйственных машин.

Общий охват эксперимента в 2017 году составил 75 человек.

В 2018 году в демонстрационном экзамене приняли участие 128 студентов: из них 56 человек в рамках промежуточной аттестации, 72 человека в рамках итоговой.

В области созданы необходимые условия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении профессионального образования. Созданы специальные условия в Сахалинском промышленно-экономическом техникуме и Сахалинском техникуме сервиса. На базе Сахалинского промышленно-экономического техникума организованно обучение детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата с применением дистанционных технологий по специальностям среднего профессионального образования, а в Сахалинском техникуме сервиса организовано обучение инвалидов по слуху по программам профессионального образования.

С октября 2017 года ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» является Базовой профессиональной организацией, обеспечивающей поддержку функционирования региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Сахалинской области. В техникуме создана архитектурная доступность для обучения инвалидов, приобретено спецоборудование (визуальная, тактильная информация; пандус телескопический); компьютерное и серверное оборудование; учебно-методические материалы и комната психоэмоциональной разгрузки.

В целях совершенствования системы подготовки высококвалифицированных кадров Сахалинская область с 2015 вступила в международное некоммерческое движение Ворлдскиллс. В феврале 2018 года в Южно-Сахалинске состоялся Третий открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия). Чемпионат прошел по 24 компетенциям, включая две презентационные компетенции: «Педагогика дополнительного образования» и «Рекрутинг». Всего в чемпионате приняли участие 157 конкурсантов и 185 экспертов. Победители регионального чемпионата представили Сахалинскую области в Хабаровском крае по компетенции «Сварочные технологии», Ивановской области – «Технологии моды», Ульяновской области – «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», Московской области – «Ландшафтный дизайн», Ростовской области – «Эксплуатация сельскохозяйственных машин», Ханты-Мансийском Автономном Округе –«Кондитерское дело», Свердловской области – «Хлебопечение».

Ведется работа по созданию межрегионального центра компетенций по направлению «Сервис и гостеприимство» для проведения отборочного чемпионата профессионального мастерства в рамках Международных спортивных игр «Дети Азии» в 2019 году.

Развернута масштабная работа по профориентации выпускников и развитию социального партнерства по внедрению практико-ориентированного обучения. Заключено 280 договоров с работодателями на подготовку специалистов среднего звена. Для реализации программ среднего профессионального образования привлекаются высококвалифицированные сотрудники действующих в регионе предприятий и компаний реального сектора экономики.

25 мая 2018 года Губернатором Сахалинской области, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия) подписано соглашение об установлении партнерских отношений и развитии долгосрочного и эффективного сотрудничества направленного на внедрение Стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Сахалинской области. В результате реализации мероприятий по внедрению стандарта будет налажено более тесное межведомственное взаимодействие с целью повышения инвестиционной привлекательности Сахалинской области и кадрового обеспечения по востребованным профессиям и специальностям.

О реализации целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» в Сахалинской области в 2018 году

С учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 1206-р целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства» претерпела значительные изменения.

Во-первых, расширен горизонт событий реализации мероприятий целевой модели, который продлен до 2021 года (ранее модель была предусмотрена на 1 год).

Во-вторых, включен ряд новых показателей, характеризующих степень достижения результатов.

С учетом этого, на 1 июля 2018 года мероприятия целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» реализованы на 63%.

Мероприятия, % выполнения

Всего 63%

1. Формирование системы государственного управления в сфере поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства   100,0

2. Организация оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства  58,3

3. Организация оказания инфраструктурной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства     36,9

4. Организация оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства     7,25

5. Реализация мер, направленных на обучение субъектов малого и среднего предпринимательства  48,0

6. Стимулирование спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства  69,2

7. Формирование системы налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства  100,0

8. Предоставление услуг по принципу "одного окна" для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности         75,0

9. Развитие сельскохозяйственной кооперации   78,7

10. Развитие системы информационных сервисов, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности, через портал информационных ресурсов для предпринимателей акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"      7,1.

Таким образом, 2 мероприятия выполнены в полном объеме – это «Формирование системы государственного управления в сфере поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Формирование системы налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства».

Мероприятиями, выполненными, более чем на 50%, являются – «Организация оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства», «Стимулирование спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства», «Предоставление услуг по принципу "одного окна" для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности», «Развитие сельскохозяйственной кооперации».

Реализация остальных мероприятий предусмотрена в течение всего календарного года.

Прогноз выполнения целевой модели составит около 89%.

 

Забайкальский край

Внедрение целевой модели по направлению «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации»

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 22 февраля 2017 года № 81-р «О внедрении в Забайкальском крае целевой модели по направлению «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» утвержден План мероприятий («дорожная карта») по внедрению в Забайкальском крае целевой модели по направлению «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации».

Пункт 1.1. «Принятие положений (порядков) о видах регионального государственного контроля (надзора)».

В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 25 октября 2016 года № 405 сформирован Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, уполномоченных на их осуществление.

Из 20 видов регионального государственного контроля (надзора) приняты 19 положений (порядков) о видах регионального государственного контроля (надзора). Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» разработан и проходит процедуру согласования.

Пункт 1.2. «Принятие административных регламентов исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)».

Приняты все 20 административных регламентов исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора).

Пункт 2.1. «Обеспечение размещения на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для каждого вида регионального государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов».

По всем видам регионального государственного контроля (надзора) обеспечено размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов.

Пункт 3.1 «Подготовка предложений по определению критериев отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к определенной категории риска (классу опасности) по 11 приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора)».

В адрес федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в установленные сроки были направлены предложения по применению риск-ориентированного подхода регионального государственного контроля (надзора), в том числе по определению критериев отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к определенной категории риска (классу опасности) по всем видам государственного регионального контроля.

Пункт 3.2 «Утверждение критериев отнесения подконтрольных субъектов (объектов) к категории риска (классу опасности)».

В соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Министерство экономического развития Забайкальского края приступило к подготовке проекта постановления Правительства Забайкальского края по определению критериев отнесения подконтрольных субъектов (объектов) к категории риска (классу опасности).

Однако, в целях унификации подходов в определении критериев ответственным ФОИВ необходимо ускорить разработку и утверждение критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности при осуществлении региональных видов контроля (надзора), либо по отмене плановых проверок, либо по отмене вида регионального государственного контроля (надзора) по оставшимся 9 приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора).

Пункт 3.3. «Составление плана проверок по приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора) на основании риск-ориентированного подхода».

На 2018 год планы проверок утверждены по 5 приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора) (экологическому, ветеринарному, жилищному, лицензионному контролю в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости).

В соответствии с частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение проверок по строительному надзору осуществляется без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Кроме того, в связи с мораторием на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, осуществление плановых проверок в сфере государственного контроля (надзора) за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2018 году не планируются.

Контрольно-надзорные органы Забайкальского края, осуществляющие приоритетные виды регионального государственного контроля (надзора), приступили к разработке планов на 2019 год.

Пункт 4.1. «Утверждение порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, предусматривающей в том числе показатели эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, порядок обеспечения их доступности, порядок контроля за достижением данных показателей и стимулирования в зависимости от их достижения сотрудниками органов контроля (надзора)».

Порядок оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, предусматривающий в том числе показатели эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, порядок обеспечения их доступности, порядок контроля за достижением данных показателей и стимулирования в зависимости от их достижения сотрудниками органов контроля (надзора) утвержден распоряжением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2017 года № 573-р.

Соответствующие порядки приняты в ряде соответствующих контрольно-надзорных органах Забайкальского края.

Пункт 5.1 «Внедрение информационного решения (ресурса), позволяющего: вести учет подконтрольных субъектов (объектов); обеспечить информатизацию процессов оценки эффективности и результативности деятельности органов регионального государственного контроля (надзора), в том числе динамическое наблюдение за установленными показателями эффективности и результативности; обеспечить возможность межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями части 8 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и (надзора) индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Учет подконтрольных субъектов (объектов), результатов мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) осуществляется в рамках ТОР КНД. В настоящее время ведется работа по подключению неприоритетных видов регионального государственного контроля (надзора).

Со стороны контрольно-надзорных органов большие нарекания вызывают вопросы технического решения внедрения типового облачного решения контрольно-надзорной деятельности (ТОР КНД).

Пункт 6.1 «Оценка влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации».

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 03 ноября 2017 года № 4-р внесены изменения в Положение о Совете по улучшению инвестиционного климата, взаимодействию с инвесторами и развитию государственно-частного партнерства в части расширения задач Совета вопросами рассмотрения результатов реализации целевых моделей.

 

Республика Саха (Якутия)

Об итогах и перспективах кадрового обеспечения экономического роста Республики Саха (Якутия).

В настоящее время конъюнктура регионального рынка труда характеризуется дисбалансом в отношении спроса и предложения квалифицированной рабочей силы. В этих условиях необходимы сопоставление и анализ потребности в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием и имеющегося трудового потенциала.

Прогноз потребности отраслей экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием разрабатывается Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по занятости населения на 10 лет в целях повышения сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда, определения востребованных и перспективных на рынке труда профессий, специальностей и направлений подготовки, формирования профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с предложением на рабочую силу, развития трудовых ресурсов и удовлетворения кадровой потребности отраслей экономики Республики Саха (Якутия).

В 2018 году Прогноз потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2018-2027 годы утвержден распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2018 года № 38-р. На 2018-2027 годы прогноз составлен на основе представленных данных от 789 предприятий с учетом 48 инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Республики Саха (Якутия).

Потребность предприятий и организаций в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2018-2027 годы с учетом инвестиционных проектов составила 113,9 тыс. человек (на 2016-2025 годы составляет 155,9 тыс. человек), в том числе с высшим образованием – 32,9 тыс. человек (28,8 % от общей потребности), со средним профессиональным образованием – 81,0 тыс. человек (71,2 % от общей потребности), из них 50,2 тыс. чел. востребованы по рабочим профессиям – 62,0 %, по специальностям среднего звена – 30,8 тыс. человек (38,0%).

Потребность в кадрах компаний-инвесторов, реализующих и планирующих реализовать инвестиционные проекты на территории республики, составляет 32,6 тыс. человек.

Анализ прогнозных данных позволил выявить структуру потребности в кадрах по инвестиционным проектам в разрезе уровней образования. Наибольшую долю составляют специалисты со средним профессиональным образованием – 27,9 тыс. человек. Доля работников с высшим образованием составила 4,7 тыс. человек. Наиболее востребованными для реализации инвестиционных проектов являются специалисты технических профилей в сферах: горное и нефтегазовое дело, прикладная геология, технология наземного транспорта, электро- и теплоэнергетика.

Наибольшая потребность в работниках наблюдается в промышленности – 27,5 тыс. человек (24,1 % от общего объема потребности в специалистах со средним профессиональным образованием и высшим образованием), строительстве – 22,0 тыс. человек (19,3%), здравоохранении – 11,7 тыс. человек (10,2%), образовании – 11,4 тыс. человек (10,1%), и сельском хозяйстве – 6,5 тыс. человек (5,7%).

Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости на 1 августа 2018 составила 10198 ед. Больше всего вакансий заявлено в г. Якутске – 4898, г. Нерюнгри – 1393, Мирнинский район – 892.

В структуре вакансий преобладали рабочие специальности - 5658 ед. Наиболее высокая потребность в работниках заявлена работодателями по следующим специальностям: инженер - 398, врач - 370, медицинская сестра - 286, учитель -265, фельдшер - 149, агент - 139 и т.д. Наиболее востребованные вакансии для рабочих специальностей: водитель автомобиля - 750, электромонтер - 311, слесарь - 247, машинист бульдозера - 134, повар - 131 и т.д.

В целях обеспечения экономики Республики Саха (Якутия) востребованными на рынке труда специалистами и рабочими кадрами, контрольные цифры приема для обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также на целевое обучение в образовательные организации, расположенные на территории и за пределами Республики Саха (Якутия) формируются на основе данного прогноза кадровой потребности.

С целью повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда в 2018 году планируется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 2650 безработных и незанятых граждан. В настоящее время направлены на обучение 1215 человек. В соответствии с потребностью организаций республики, обучение организовано по таким профессиям, как водитель БеЛАЗ, водитель погрузчика, машинист бульдозера, машинист экскаватора, машинист крана, электрогазосварщик, проходчик, слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь аварийно-восстановительных работ, водитель категории С, Д, Е, стропальщик, повар и т.д.

В рамках приоритетного проекта «Местные кадры – в промышленность» Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по занятости населения подписаны соглашения с промышленными компаниями такими, как АК «АЛРОСА» (ПАО), АО ХК «Якутуголь», ООО «УК Колмар», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», АО «Полюс Алдан», АО «Сахатранснефтегаз», АО «Алмазы Анабара», АО «Прогноз» и др. с ключевыми показателями на организацию профессионального обучения.

В 2018 году на профессиональное обучение будет направлено порядка 1500 безработных и незанятых граждан по техническим профессиям. В настоящее время к обучению приступили 662 граждан по профессиям: горнорабочий подземный, грохотовщик, доводчик алмазосодержащих концентратов, водитель погрузчика, машинист буровой установки, машинист конвейера, слесарь по ремонту дорожно-транспортных машин и тракторов, оператор обезвоживающей и обессоливающей установки, токарь, машинист технологических насосов, машинист промывочных машин, пробоотборщик, огранщик алмазов и т.д.

Особое место занимает обучение основам предпринимательской деятельности в целях создания собственного дела. За 1 полугодие 2018 года приняли участие в программе содействия самозанятости и получили субсидии на открытие собственного дела 53 безработных граждан, завершивших обучение. Основная сфера деятельности: разведение крупного рогатого скота, общественное питание, оказание бытовых услуг и др.