Региональная практика реализации мероприятий, обеспечивающих поддержку занятости населения в субъектах Дальневосточного федерального округа (на 01.07.2021)

01 июля 2021

Еврейская автономная область

В целях повышения уровня занятости населения на территории области реализуется государственная программа «Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда» на 2020 – 2025 годы, утвержденная постановлением правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 № 381-пп. Кроме того, постановлением губернатора Еврейской автономной области от 08.06.2020 № 166 утвержден План мероприятий по снижению структурной безработицы и повышению экономической активности населения Еврейской автономной области на 2020 – 2025 годы.

В целях снижения напряженности на рынке труда области, вызванной влиянием ограничений, связанных с противодействием пандемии новой коронавирусной инфекции, распоряжением правительства Еврейской автономной области от 29.01.2021 № 26-рп утвержден Комплекс мер, направленных на восстановление численности занятого населения на рынке труда Еврейской автономной области до допандемических значений.

За период с 01.01.2021 по 01.06.2021 в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 3124 человека, из них 2009 были признаны безработными. Снято с регистрационного учета в связи с трудоустройством 1025 человек.

Оказано содействие в трудоустройстве 32 гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Кроме того, при содействии органов службы занятости населения области был трудоустроен21 гражданин, имеющий инвалидность.

На профессиональное обучение направлено 108 человек из числа безработных граждан. В их числе для последующего трудоустройства на предприятия сельскохозяйственной отрасли на обучение направлено 48 граждан. Обучение организовано по 26 профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Еврейской автономной области. Оказана государственная услуга по организации собственного дела7 безработным гражданам.

Приморский край

На ситуацию на рынке труда Приморского края оказали негативное влияние введение ограничений в связис распространением коронавирусной инфекции и приостановка деятельности предприятий и организаций.

Дистанционный режим регистрации в службе занятости и упрощенный порядок выплаты пособия по безработице в 2020 году привели к заметному увеличению численности зарегистрированных безработных граждан, усилив привлекательность такой регистрации,в том числе для многих граждан, длительное время не работающих.

Количество граждан, признанных безработными в 2019 году составляет 25 342 человека, в 2020 году – 59 587 человек.

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 08.07.2020 № ПР-1081 по обеспечению реализации мер, направленных на восстановление (до уровня 2019 года) численности занятого населения к IV кварталу 2021 года, распоряжением Правительства Приморского края от 03.02.2021 № 18-рп утвержден Комплекс мер по восстановлению численности занятого населенияна рынке труда Приморского края.

В рамках Комплекса мер в 2021 году реализуются мероприятия, направленные на: содействие трудоустройству безработных и ищущих работу граждан на созданные рабочие места; оказание помощи в поиске работы и трудоустройстве в рамках социального контракта; организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан; оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; снижение неформальной занятости; предоставление субсидии работодателям-организациям и индивидуальным предпринимателям на частичное возмещение затрат, связанных с оплатой труда работников из числа граждан, трудоустроенных по направлению органов службы занятости населения и относящихся к категории лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и т.п.

В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизируется.

По данным Росстата, численность рабочей силы в Приморском крае в возрасте 15 лет и старше в январе-марте 2021 года составила 998,1 тыс. человек, из них: 952,8 тыс. человек были заняты в экономике и 45,3 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда (далее – МОТ) они классифицируются как безработные).

Уровень безработицы по методологии МОТ составил 4,5% (в январе-марте 2020 года – 5,4%).

Уровень занятости населения Приморского края в сравнении с аналогичным периодом 2020 года увеличился на 0,6 п.п. и составил 60,5% (аналогичный период 2020 года – 59,9%).

По состоянию на 01.06.2021 численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан снизилась на 45% (на 11 214 человек) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 13 980 человек (на 01.06.2020 – 25 194 человек).

Уровень регистрируемой безработицы в крае по состоянию на 01.06.2021 составил 1,4% (на 01.06.2020 – 2,5%).Напряженность на рынке труда по состоянию на 01.06.2021 - 0,2 незанятых граждан, приходящихся на 1 вакансию (на 01.06.2020 – 0,4 ед.)

Республика Бурятия

В целях восстановления численности занятого населения Республики Бурятия до уровняпоказателей допандемического периода Правительством Республики Бурятия утвержден План мероприятий, направленных на восстановление численности занятого населения в Республике Бурятия (Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28.01.2021 № 25-р).

Среднегодовая численность занятых в экономике Республики Бурятия, тыс.чел.

2015

2016

2017

2018

2019

2020

 

2021

 

398,0

391,2

382,7

382,3

367,4

370,0

393,4

 

Для выполнения Плана мероприятий, направленных на восстановление численности занятого населения в Республике Бурятия, между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение о реализации мер, направленных на трудоустройство 14198 чел., восстановление занятого населения – 393372 чел.

В Республике Бурятия уровень безработицы по методологии Международной организации труда за 2020 года составил 10,5 %, что выше на 1,5 п.п. аналогичного периода прошлого года. Данный показатель на 4,4 п.п. выше среднероссийского значения (6,1%) и на 3,9 п.п. среднего по ДФО (6,6%).

Республикой Бурятия проводится постоянная работа по снижению неформальной занятости и легализации трудовых отношений в рамках утвержденных Комплексов мер по легализации «теневой» заработной платы и легализации трудовых отношений.

Хабаровский край

Отмечается наличие условий, затрудняющих реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362 «О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан» (далее – Постановление № 362).

1. Во исполнение Постановления № 362 в крае с 22 марта 2021 г. организован прием (в электронном виде) заявлений от работодателей на получение государственной поддержки в форме субсидий на частичную компенсацию затрат по выплате заработной платы работникам из числа трудоустроенных безработных граждан (далее – субсидии).

По состоянию на 28 мая 2021 г. в Хабаровском крае принято 765 заявлений от 254 работодателей края на получение субсидий под заявленную кадровую потребность в количестве 1 622 рабочих места. Трудоустроено на заявленные вакантные рабочие места 93 безработных гражданина.

Реализация Постановления № 362 затруднена в связи с наличием критерия, ограничивающего направление на трудоустройство всех зарегистрированных безработных граждан. Субсидии могут быть предоставлены работодателям только на возмещение затрат по трудоустройству граждан, которые состояли на учете в качестве безработных на 1 января 2021 г.В настоящее время численность безработных, соответствующих критерию Постановления № 362, составляет в крае порядка 2,5 тыс. человек. Большинство из них не отвечает заявленным требованиям работодателей по профессионально-квалификационному признаку.

Таким образом, действующее ограничение не позволяет в полной мере реализовать механизм трудоустройства безработных граждан, а работодателям рассчитывать на получение субсидии ввиду отсутствия необходимого количества подходящих трудовых ресурсов.

Комитетом по труду и занятости населения Правительства края для оценки проблем, ограничивающих реализацию мероприятий по стимулированию найма безработных граждан, проведен опрос работодателей. По итогам опроса 321 работодатель (из 380) указал наличие данного критерия в качестве основной причины, препятствующей эффективному трудоустройству в рамках Постановления № 362. Итоги опроса направлены в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

2. Действующий механизм реализации Постановления № 362 в части перечисления субсидии на расчетные счета работодателей, открытые в российских кредитных организациях, не позволяет принять участие в получении государственной поддержки за прием на работу безработных граждан государственным (муниципальным) бюджетным и казенным учреждениям.

3. Формальное исполнение работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Работодателями края заявлены 1 707 вакансий для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, значительная часть которыхне подходит для трудоустройства инвалидов: вакансии с тяжелым физическим трудом, требующие специального образования и опыта работы (не менее трех лет), неподходящими условиями работы (вахтовый метод и др.).

Комитетом по труду и занятости населения Правительства края неоднократно разрабатывались законопроекты, предусматривающие внедрение на региональном уровне альтернативных форм исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

По заключениям прокуратуры Хабаровского края, изменение способов реализации обязанностей по квотированию рабочих мест для инвалидов возможно только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен законопроект по внесению изменений в федеральный закон, предусматривающий трудоустройство инвалидов на созданные (выделенные) рабочие места либо реализацию мероприятий по альтернативным видам исполнения квоты. В настоящее время законопроект находится на стадии подготовки заключения по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия, проводится независимая антикоррупционная экспертиза

4. Согласно статье 22.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) работодателям, участвующим в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов (далее – программа трудовой мобильности), предоставляется субсидия на оказание мер поддержки работнику, привлеченному из другого субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия предоставляется индивидуальным предпринимателям либо юридическим лицам за исключением государственных (муниципальных) учреждений. Таким образом, действующий механизм реализации программы трудовой мобильности не позволяет участвовать в ней государственным (муниципальным) учреждениям.

При этом в Хабаровском крае сохраняется дефицит работников бюджетной сферы (по состоянию на 1 мая 2021 г. потребность в работниках государственных медицинских учреждений края составляет 1 125 человек, образовательных учреждений – 1 327 человек, учреждений культуры и спорта – 180 человек).

5. Согласно статье 22.2 Закона о занятости привлечение трудовых ресурсов по программе трудовой мобильности осуществляется только из других субъектов Российской Федерации

6. Для реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан центрам занятости населения необходимо заключать государственные контракты в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На проведение закупочных процедур затрачивается от 1 до 3 месяцев. А в случаях заключения по результатам проведенных торгов контракта с недобросовестным поставщиком увеличиваются временные потери на расторжение контракта и заключение нового контракта с другим поставщиком.

Для решения указанной проблемы необходимо законодательное закрепление возможности использования для организации обучения безработных граждан механизма образовательных сертификатов.

Внедрение образовательного сертификата сократит по времени процедуру заключения договоров на образовательные услуги безработных граждан, обеспечит более гибкое формирование образовательных программ под индивидуальные запросы работодателей и направление на обучение безработных в течение всего финансового года.

Чукотский автономный округ

В 2020 году ситуация на рынке труда Чукотского автономного округа была стабильной и контролируемой. В результате принятых мер обеспечена стабильная ситуация на рынке труда региона. Из-за введенных ограничений организации не ликвидировались, нет уволенных и нет нарушений сроков выплаты заработной платы.

На 1 января 2021 года уровень регистрируемой безработицы в округе – 2,1%, что на 0,1% выше, чем на начало 2020 года (2,0%). Число зарегистрированных безработных на конец 2020 года – 639 человек, на 16 человек больше, чем на конец 2019 года (623 чел.). Увеличение уровня безработицы связано с увеличением размеров социальных выплат безработным, упрощением процедуры регистрации безработных граждан.

Заявленная работодателями в органы службы занятости населения потребность в работниках на 1 января 2021 года составила 1351 единиц, что на 285 единиц выше потребности на начало года (1066 ед.).

На 1 июня 2021 года уровень регистрируемой безработицы в округе – 2,2%, что на 0,1% выше, чем на начало года (2,1%). Число зарегистрированных безработных – 672 чел. Заявленная работодателями в органы службы занятости населения потребность в работниках составляет 1360 единиц. Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 22 января 2021 года № 22-рп утвержден Комплекс мер по восстановлению численности занятого населения в Чукотском автономном округе на 2021 год, в который вошли, в том числе мероприятия содействия трудоустройству выпускников и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, профессионального обучения, стимулирования работодателей путем возмещения работодателям расходов на частичную оплату труда при организации общественных работ и временной занятости, предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела.

Общий объем финансирования за счет средств бюджета Чукотского автономного округа составляет в 2021 году 39 105,1 тыс. рублей. Плановый охват участников мероприятий: не менее 1500 чел., в том числе: безработных граждан – 100 чел., инвалидов – 5 чел., выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования – 100 чел., несовершеннолетних граждан в возрасте 14 – 17 лет – 700 чел. Конечный плановый результат реализации комплекса мер: трудоустроились, либо иным образом восстановили занятость к IV квартал 2021 года не менее 233 человек. За январь – май 2021 года мероприятиями регионального комплекса мер охвачено 942 человека, обеспечены занятостью 165 человек.

 

Приглашаем принять участие в обсуждении данной темы.

Если Вы хотите стать автором статьи в электронном журнале - присылайте свои материалы на адрес Исполнительной дирекции ассоциации asoc@adm.khv.gov.ru с пометкой "Для размещения в электронном журнале на сайте".