Информация к заседанию Экспертного совета Ассоциации 28 марта 2024 года

28 марта 2024

О региональной практике реализации программ приграничного сотрудничества в субъектах Дальневосточного федерального округа: ситуация, проблемы, перспективы (Концепция развития приграничных территорий субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа)

В 2015 году Правительством России была утверждена Концепция развития приграничных территорий субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (с изменениями на 16 июня 2022 года). Период реализации - 2015-2025 годы. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе 11 июля 2022 № 7900п-П47 утвержден ПЛАН мероприятий по реализации Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2193-р. " (взамен ранее утвержденного плана, № 4512п-П16 от 28 июня 2016 г.)

К субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, на территориях которых расположены дальневосточные приграничные территории, относятся Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область.

К дальневосточным приграничным территориям относятся следующие муниципальные районы, муниципальные округа и городские округа:

в Республике Бурятия - Окинский, Тункинский, Закаменский, Джидинский и Кяхтинский районы;

в Забайкальском крае - Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский, Газимуро-Заводский и Могочинский районы;

в Приморском крае - Дальнереченский, Кировский, Спасский, Черниговский муниципальные районы, Пожарский, Октябрьский, Пограничный, Ханкайский, Хасанский, Хорольский муниципальные округа, а также Дальнереченский, Лесозаводский и Уссурийский городские округа;

в Хабаровском крае - Бикинский, Вяземский и Хабаровский районы, район имени Лазо, а также городской округ Хабаровск;

в Амурской области - Архаринский, Благовещенский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Свободненский, Сковородинский, Тамбовский и Шимановский районы, Бурейский муниципальный округ, а также городские округа Благовещенск, Шимановск и Свободный;

в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский и Смидовичский районы.

На дальневосточных приграничных территориях расположено 1329 населенных пунктов, в том числе 17 городов, 45 поселков городского типа и 1144 сельских поселения.

Численность населения дальневосточных приграничных территорий составляет 2183 тыс. человек, или 27 процентов численности населения округа и 36 процентов численности населения соответствующих субъектов Российской Федерации.

Приграничные территории являются важнейшим ресурсом страны, развитие которого связано не только с внутриполитическим курсом Российской Федерации, но и с особым геополитическим положением этих территорий, спецификой международных связей и приграничного сотрудничества.

Концепцией определены цели и задачи государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий.

Основными целями в сфере развития дальневосточных приграничных территорий являются:

- комплексное и устойчивое развитие дальневосточных приграничных территорий;

- обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности населения на дальневосточных приграничных территориях;

- формирование и удержание конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств;

- формирование условий для развития кооперационных связей с хозяйствующими субъектами приграничных территорий сопредельных государств.

Достижение поставленных целей обеспечивается путем решения следующих основных задач:

- определение приграничных муниципальных образований в качестве территорий с особым статусом, выявление потребностей и "точек роста" дальневосточных приграничных территорий исходя из их социально-экономического положения;

- создание условий для закрепления и привлечения населения, улучшения демографической ситуации и приоритетного использования внутренних трудовых ресурсов;

- создание условий для развития инфраструктуры в приграничных населенных пунктах и повышение качества услуг в социальной сфере;

- обеспечение защиты дальневосточных приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных в том числе наводнениями, а также обеспечение эпизоотического благополучия по особо опасным и карантинным болезням животных;

- создание условий для развития экономики, в том числе развития малого и среднего предпринимательства;

- развитие потенциала сельскохозяйственного землепользования и устойчивое развитие сельскохозяйственного производства;

- реализация туристско-рекреационного потенциала;

- развитие приграничного сотрудничества и реализация инвестиционных проектов, в том числе создание экспортно-ориентированных производств, а также развитие производственной инфраструктуры;

- создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через дальневосточные приграничные территории, включая развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации, для развития транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков;

- создание системы мотивации органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций для развития дальневосточных приграничных территорий.

На заседании Экспертного совета 28 марта 2024 года обсуждалась региональная практика субъектов-членов Ассоциации по развитию приграничных территорий по направлениям:

- развитие инфраструктуры в приграничных населенных пунктах, повышение качества услуг в социальной сфере

- о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях

Еврейская автономная область

На территории Еврейской автономной реализуется Концепция развития приграничных территорий субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р, а также План по ее реализации, утвержденный Правительством Российской Федерации от 12 июля 2022 г. №ЮТ-П47-11616 (далее -План, Концепция).

К приграничным территориям Еврейской автономной области относятся: Облученский, Смидовичский, Ленинский, Октябрьский, Биробиджанский районы с территорией 36,12 тыс. кв. км, что составляет 99,5 процента территории области.

В рамках реализации Плана и основных положений Концепции в сфере здравоохранения в период с 2022 по 2023 год установлено 37 модульных конструкций, в том числе 32 ФАПа и 5 врачебных амбулатории. В период с 2024 по 2025 год планируется установить 7 модульных конструкций (2 ФАПа и 5 врачебных амбулаторий), а также капитальный ремонт двух районных больниц и одного ФАПа.

В сфере образования в 2023 году на приграничных территориях области на базе общеобразовательных учреждений созданы 4 центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» (п.Хинганск, с. Пашково, с. Найфельд, п. Николаевка). Отремонтирован спортивный зал и приобретен спортивный инвентарь в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» п. Приамурский Смидовичского района. Приобретено оборудование для профессиональных образовательных учреждений области. Разработана проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта 4 общеобразовательных школ, расположенных в приграничных территориях. Проведен ряд ремонтных работ: ремонт здания детского сада в с. Валдгейм, ремонт здания школы в с. Дубовое Биробиджанского района, ремонт кровли в детском саду № 4 г. Облучье, замена оконных блоков в детском саду п. Известковый, капитальный ремонт школы в с. Радде Облученского района.

В 2023 году за счет средств федерального и областного бюджетов реализованы мероприятия по благоустройству сельских территорий Еврейской автономной области.

Для восполнения дефицита социальной инфраструктуры на территории Еврейской автономной области АО «Почта России» ведется модернизация и приведение в нормативное состояние отделений связи в сельской местности. В 2022 – 2023 годах модернизировано и обновлено 3 отделения. В 2024 году, в рамках программы, планируется осуществить комплексный ремонт одного отделения и строительство нового здания для действующего отделения.

На территории Еврейской автономной области строятся базовые станции сотовой связи стандарта GSM/LTE в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек и отсутствием подключения к сети «Интернет».

С 2022 года на территории области реализуются мероприятия «Реконструкция защитных гидротехнических сооружений с. Ленинское Ленинского района Еврейской автономной области» и «Строительство комплекса защитных гидротехнических сооружений с. Квашнино, с. Кукелево, с. Новое, с. Дежнево Ленинского района Еврейской автономной области». Срок завершения работ: 2025 г.

В рамках оказания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на приграничных территориях Еврейской автономной области, по итогам 3 лет количество субъектов МСП выросло и составило: в 2021 году – 1309 единиц; в 2022 году – 1361 единица; в 2023 году – 1451 единица.

За 2020 - 2023 годы 48 субъектам МСП, зарегистрированным на приграничных территориях, предоставлены 52 льготных микрозайма на сумму 132,2 млн. рублей, в том числе в 2023 г. 12 субъектам МСП предоставлено 14 микрозаймов (40,1 млн. рублей). Также 20 субъектам МСП предоставлены поручительства на сумму 29,8 млн. рублей (в 2023 г. 6 субъектам МСП на сумму 1,2 млн. рублей), объем привлеченных кредитных средств составил 203,7 млн. рублей. Кроме того, социальные и молодые предприниматели в приграничных муниципальных образованиях имеют возможность участия в конкурсе на получение грантов на реализацию проекта в сфере социального предпринимательства или проекта в сфере предпринимательской деятельности. В 2023 году указанная поддержка предоставлена молодому предпринимателю на реализацию проекта «Конный клуб «Конный двор»

Забайкальский край

Забайкальский край отметил актуальность государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, для обеспечения проектов финансовыми ресурсами и обучения предпринимателей для роста профессиональной компетентности.

На территориях приграничных муниципальных образований Забайкальского края зарегистрировано на 01.01.2024 года 4 384 субъекта малого и среднего предпринимательства, что на 281 единицу больше, чем на аналогичную дату 2023 года.

Организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2023 году оказана поддержка 99 субъектам на общую сумму 247 244,5 тыс. рублей, что на 10 субъектов больше, чем за 2023 год.

В 2023 году Министерством экономического развития Забайкальского края оказана финансовая поддержка в виде грантов в форме субсидий 66 субъектам МСП, что аналогично количеству в 2022 году.

Отмечается необходимость увеличения государственной финансовой поддержки субъектам МСП, осуществляющих деятельность на территории приграничных районов:

- объема средств федеральной субсидии, направленной для реализации регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» с целью предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства финансовой поддержке в виде грантов в форме субсидий.

- максимального размера микрозайма до 10 млн руб., срок до 7 лет путем внесения изменений в соответствующее федеральное законодательство.

Важно принятие решения о продлении реализации региональных проектов, входящих в национальный проект ««Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 2030 года.

Республика Бурятия

Распоряжением Правительства РБ от 22.05.2023 N 357-р "Об утверждении региональной программы Республики Бурятия "Развитие приграничных территорий Республики Бурятия до 2026 года" определен перечень мероприятий (комплекс мер) и индикаторы результативности реализации мероприятий (комплекса мер) по развитию приграничных муниципальных образований Республики Бурятия; сведения об индикаторах эффективности реализации мероприятий по развитию приграничных муниципальных образований Республики Бурятия. Сроки реализации программы - 2023 - 2025 гг. Программа является документом, в рамках которого осуществляются мероприятия, имеющие финансирование по другим утвержденным программам Российской Федерации, государственным программам Республики Бурятия, муниципальным программам, включающим проекты развития приграничных территорий.

Хабаровский край

В целях развития приграничных территорий в Хабаровском крае (далее также – край) утверждены и исполняются мероприятия Плана реализации Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа до 2025 года.

В Хабаровском крае пять муниципальных образований отнесены к приграничным территориям: г. Хабаровск, Бикинский, Вяземский, имени Лазо и Хабаровский муниципальные районы края).

По г. Хабаровску применен новый механизм пространственного развития, инициированный по поручению Президента Российской Федерации – мастер-план развития до 2030 года. В рамках мастер-плана планируется реализация ряда экономических проектов, ориентированных на создание новых высокопроизводительных рабочих мест; проектов по созданию комфортных условий для проживания в городе, в т.ч. за счет комплексной жилищной застройки; строительства новых спортивных и образовательных объектов, объектов здравоохранения и культуры.

В городских районах будут сформированы 11 центров городской жизни, которые обеспечат жителей полным спектром повседневных сервисов, услуг в 15 минутной шаговой доступности.

Мероприятия по развитию остальных приграничных территорий Хабаровского края реализуются в рамках национальных и региональных проектов, а также федеральных, краевых государственных и муниципальных программ.

В целом приграничные территории обеспечены необходимой социальной инфраструктурой. Первичной медицинской помощью обеспечено 100 % населения приграничных территорий. Отсутствуют очереди в дошкольные учреждения. Обеспеченность детей общим образованием составляет 100 %. Вместе с тем в целях обеспечения стандартов предоставления социальных услуг, кроме ликвидации второй смены обучения (занимаются во вторую смену: в Хабаровском муниципальном районе края – 22 % учащихся, Бикинском муниципальном районе края – 2,5 %, районе имени Лазо – 5,8 %, Вяземском муниципальном районе края – 7,9 %), требуется модернизация учреждений образования, приведение зданий в нормативное техническое состояние.

В 2023 году на приграничных территориях Хабаровского края построено и введено в эксплуатацию 10 объектов (поликлиника для детского населения и ФАПы в Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Хабаровском муниципальных районах края; детский сад

в г. Хабаровске). Ведется строительство школы на 550 мест в рп. Корфовский Хабаровского муниципального района края.

В результате реализации мер комплексного развития приграничных территорий края в 2022–2023 гг. появилась тенденция к стабилизации численности населения (сокращение численности в 2022 году – 3,1 %, в 2023 году – 2 %).

Проблематика:

В 2023 году в Хабаровском крае в рамках национального проекта "Образование" за счет привлеченных средств из федерального бюджета в сумме 19,5 млн. руб. планировалось проведение капитального ремонта учреждений образования:

- КГБ ПОУ "Хорский агропромышленный техникум";

- КГБ ПОУ "Хабаровский торгово-экономический техникум".

В связи с отсутствием федерального софинансирования в рамках национального проекта "Образование" капитальный ремонт данных учреждений не проведен.

Поддержка субъектов МСП в крае осуществляется в рамках государственной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства края от 17 апреля 2012 г. № 124-пр. С 2010 года на конкурсной основе распределяются субсидии на реализацию муниципальных программ развития МСП на условиях софинансирования (далее – краевой конкурс).

В 2024 году в рамках вышеуказанной государственной программы бюджетные ассигнования составили 18 млн. руб. за счет средств краевого бюджета. По итогам краевого конкурса в 2024 году средства субсидии распределены в полном объеме между 24 муниципальными образованиями края.

Объем субсидий на реализацию мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития и поддержки МСП приграничных территорий края в 2024 году составляет – 7,0 млн. руб., в том числе за счет средств краевого бюджета – 4,8 млн. руб. и муниципального бюджета – 2,2 млн. руб.

Также предпринимателям из приграничных территорий края доступны меры поддержки, предоставляемые организациями инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

В рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство" в крае функционирует комплексная система организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП: Центр "Мой бизнес", Фонд поддержки малого предпринимательства края, Гарантийный фонд края, Центр поддержки экспорта, Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций и др.

Действующая линейка поддержки настроена под текущие запросы бизнеса и пользуется высоким спросом (программы кредитования, гарантии по займам, предоставление грантов социальным и молодым предпринимателям, субсидии экспортерам, оказание консультативных и образовательных услуг, услуги по продвижению бизнеса и др.).

Доступность инструментов поддержки и удобство их получения в муниципальных районах края ниже, чем в городских округах. Поэтому среди текущих тенденций развития государственной поддержки – повышение ее доступности, в том числе путем цифровизации.

Корпорацией МСП запущена Цифровая платформа МСП.рф, которая позволяет максимально упростить открытие, ведение, развитие бизнеса и проактивно получать услуги в электронном виде. Субъекты МСП, а также те, кто только собирается ими стать, с помощью Цифровой платформы МСП.рф могут дистанционно адресно подобрать и получить меры поддержки. В режиме единого онлайн-окна можно узнать о мерах государственной поддержки; пройти диагностику бизнеса, узнав свои стоп-факторы; собственные навыки, заполнить документы, получить услуги, подать заявку на кредит в банк и др.

Сейчас на платформе доступно более 25 сервисов. Реализована возможность подачи заявки на получение комплексных услуг Центра "Мой бизнес". В 2023 году запущены еще две услуги – получение микрофинансирования и статуса социального предпринимателя. Всего в 2023 году через Цифровую платформу поступило более 270 заявок. Работа по цифровизации услуг и мер поддержки продолжается.

Распространение в муниципальные районы цифровых сервисов обеспечит равный доступ к мерам поддержки для всех участников сектора МСП

Предлагается на Экспертном совете обсудить предложения:

- о продлении Плана реализации Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа до 2030 года;

- о расширении перечня объектов капитального ремонта в рамках национального проекта "Образование" за счет учреждений профессионального образования;

- о рассмотрении возможности предоставления налоговых льгот организациям, участвующим в проведении капитальных ремонтов учреждений профессионального образования, в целях привлечения частных инвестиций.

О региональной практике поддержки проектов развития сельских территорий, инициированных органами местного самоуправления, населением, бизнес-сообществом в сфере малого и среднего бизнеса, социального предпринимательства, проектов сельскохозяйственной кооперации, благоустройства территорий, развития транспортной инфраструктуры местного значения, охраны окружающей среды (Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий»)

Еврейская автономная область

В рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (далее – Программа) на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Еврейской автономной области при объеме запрашиваемых субсидий из федерального бюджета: - на 2021 год 30,8 млн. рублей, фактически выделено 7,2 млн. рублей;

на 2022 год 31,7 млн. рублей, фактически выделено около 2,0 млн. рублей; на 2023 год 35,6 млн. рублей, фактически выделено 4,6 млн. рублей; на 2024 год 22,0 млн. рублей, фактически выделено 3,1 млн. рублей.

Планировалось реализовать ежегодно по 16 – 18 проектов по благоустройству сельских территорий, фактически финансовые средства за указанный период позволяют реализовать ежегодно по 2 - 5 проектов.

Основными критериями отбора проектов в рамках федерального проекта «Современный облик сельских территорий» Программы является наличие внебюджетных средств, создание новых постоянных рабочих мест, которые возможны при реализации инвестиционных проектов. Отсутствие на сельских территориях области инвестиционных проектов, а также возможности привлечь внебюджетные средства в достаточном количестве для того, чтобы набрать необходимое количество баллов, не позволяет заявленным проектам успешно пройти конкурсный отбор. Мероприятия по подготовке проектно-сметной документаций в Программе отсутствуют.

Еврейской автономной областью предлагается для экономически слабых регионов Дальнего Востока с малочисленным населением установить порядок выделения финансовых средств из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» на внеконкурсной основе (без проведения отбора) и ввести коэффициенты, повышающие размер выделения субсидий из федерального бюджета для регионов Дальнего Востока по всем мероприятиям Программы, включив в Программу дополнительные мероприятия, связанные с разработкой проектно-сметной документации.

Забайкальский край

Забайкальский край активно принимает участие в конкурсных отборах, проводимых Минсельхозом России, на предоставление субсидий из федерального бюджета на мероприятия государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

В рамках поставленных к обсуждению вопросов, в пределах распределенных региону средств субсидий из федерального бюджета с 2020 по 2023 годы на территории региона:

1. 99 проектов по благоустройству общественных пространств реализовано в 74 населенных пунктах;

2. 7 проектов комплексного развития сельских территорий (агломераций), по которым построено, капитально отремонтировано 42 объекта социальной и инженерной инфраструктуры, приобретено необходимое оборудование и транспортное средство для перевозки участников культурно-досуговой деятельности реализовано в 11 населенных пунктах Забайкальского края;

3. проведена реконструкция дороги «Подьезд к с. Тасей» в сельском поселении «Арахлейское» Читинского района (3,5 км), завершены работы по строительству автомобильной дороги пгт. Шерловая Гора – с. Приозерное в Борзинском районе (5,3 км) и участков автодороги от с. Знаменка до с. Беломестново в Нерчинской районе (2,3 км).

В текущем году предусмотрена реализация 7 проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях; 1 проекта комплексного развития сельской территории, предусматривающего капитальный ремонт клуба, музея, библиотеки и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса и теплотрассы в с. Кыра; ремонт улично-дорожной сети в СП «Урда-Ага».

Несмотря на предпринимаемые регионом меры для развития сельских территорий недостаточное финансирование мероприятий из федерального бюджета не позволяет реализовать все запланированные и отобранные на региональном уровне проекты Забайкальского края.

Предлагается:

- увеличение объемов финансирования мероприятий из федерального бюджета;

- первоочередное перераспределение высвобождающихся средств субсидий на мероприятия субъектам Дальневосточного федерального округа;

- введение повышающих коэффициентов (2,0) при распределении субсидий на реализацию мероприятий для субъектов Дальневосточного федерального округа.

Забайкальским краем успешно выполняет план мероприятий по реализации Концепции развития приграничных территорий субъектов РФ, входящих в состав ДФО, утвержденный Правительством Российской Федерации от 12 июля 2022 года № ЮТ-П47-11616.

Для улучшения демографической ситуации в Забайкальском крае реализуются мероприятия, направленные на поддержку специалистов, прибывших в приграничные населенные пункты на работу, включая программы «Земский доктор», «Земский учитель», привлекаются кадры на предприятия агропромышленного комплекса. Для обеспечения специалистами необходимой квалификации в рамках ведомственного проекта «Содействие занятости сельскому населению» государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» на территории Забайкальского края ведется реализация мероприятий по привлечению молодых специалистов для работы в сельской местности. В 2023 году на приграничных территориях 2 человека обучены по ученическим договорам и 3 человека прошли курсы переподготовки. Объем финансирования этих мероприятий составил 224,1тыс. руб.

В целях развития потенциала в отраслях сельского хозяйства реализуется комплекс мер по стимулированию увеличения производства зерновых и масличных культур, в том числе на приграничных территориях

В 2023 году оказана государственная поддержка:

- на возмещение части затрат на производство продукции растениеводства 92 получателям на сумму 78 368, тыс. руб. Произведено зерновых культур 166,8 тыс. тонн.

- на финансовое обеспечение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия почв и качества почв - 89 получателей в сумме 48 761,2 тыс. руб. на площади 83,596 тыс.  га

- на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур - 13 получателей на сумму 7 505,8тыс.руб. Произведено 6, 7508 тыс. тонн.

- на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур за счет средств резервного фонда Правительства РФ - 12 получателей на сумму 11 167,4 тыс.руб. Произведено 16 343,313 тыс. тонн.

- на осуществление мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (культуртехника) - 9 получателей на сумму 120 410,9тыс. руб. Введено в оборот 16, 2578 тыс. га

- на стимулирование увеличения производства масличных культур - 1 получатель на сумму 23 256,3 тыс. руб. Произведено масличных культур 3,5 тыс. тонн.

Для формирования банка данных о землях сельскохозяйственного назначения на территории Дальневосточного федерального округа в целях последующего вовлечения в оборот неиспользуемых земель для реализации инвестиционных проектов, в том числе на приграничных территориях и повышения эффективности использования земельных участков для реализации инвестиционных проектов

За 2023 год органами местного самоуправления зарегистрировано право муниципальной собственности на 1569 невостребованные земельные доли, из которых сформированы 332 земельных участка на общей площади 90,37 тыс. га, из них предоставлено для использования в сельскохозяйственном производстве 275 участков на площади 69,49 тыс. га, в том числе и на приграничных территориях:

- Александрово-Заводский муниципальный округ - зарегистрировано право муниципальной собственности на 358 невостребованных земельных долей, из которых сформированы 40 земельных участков на общей площади 19,7 тыс. га, из них предоставлено для использования в сельскохозяйственном производстве 3 участка на площади 2,2 тыс. га 

- Нерчинско-Заводский муниципальный округ - зарегистрировано право муниципальной собственности на 37 невостребованных земельных долей, из которых сформированы 9 земельных участков на общей площади 0,6 тыс. га, из них предоставлено для использования в сельскохозяйственном производстве 7 участков на площади 0,4 тыс. га

- Приаргунский муниципальный округ- зарегистрировано право муниципальной собственности на 281 невостребованную земельную долю, из которых сформированы 67 земельных участков на общей площади 12,3 тыс. га, из них предоставлено для использования в сельскохозяйственном производстве 67 участков на площади 12,3 тыс. га

- Борзинский муниципальный район - зарегистрировано право муниципальной собственности на 543 невостребованные земельные доли, из которых сформированы 134 земельных участка на общей площади 30,1 тыс. га, из них предоставлено для использования в сельскохозяйственном производстве 134 участка на площади 30,1 тыс. га

- Забайкальский муниципальный район - зарегистрировано право муниципальной собственности на 71 невостребованную земельную долю, из которых сформированы 28 земельных участков на общей площади 18,9 тыс. га, из них предоставлено для использования в сельскохозяйственном производстве 19 участков на площади 11,5 тыс. га

- Калганский муниципальный округ - зарегистрировано право муниципальной собственности на 159 невостребованных земельных долей, из которых сформированы 3 земельных участка на общей площади 2,9 тыс. га, из них предоставлено для использования в сельскохозяйственном производстве 3 участка на площади 2,9 тыс. га

- Краснокаменский муниципальный район- зарегистрировано право муниципальной собственности на 6 невостребованных земельных долей, из которых сформированы 10 земельных участков на общей площади 0,3 тыс. га, из них предоставлено для использования в сельскохозяйственном производстве 10 участков на площади 0,3 тыс. га

Реализуются меры, направленные на развитие фермерства, сельскохозяйственной кооперации и потребительской кооперации на приграничных территориях для увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции и снижения доли импортозамещения в объеме потребления сельскохозяйственной продукции. В настоящее время на приграничных территориях в Забайкальском крае осуществляют деятельность 3 сельскохозяйственных потребительских кооператива:

- СПСПК «Нер-Заводский» (Нерчинско-Заводский район) – грантополучатель 2020 г. Деятельность кооператива направлена на организацию полного цикла производства от первичной переработки скота до производства полуфабрикатов, мясных консервов и колбасных и деликатесных изделий. Ассортимент выпускаемой продукции включает 68 наименований. По итогам 2023 года выручка составила 34,2 млн. руб. и, в сравнении с 2022 годом (30,9 млн. руб.), увеличилась на 11%. Создано 20 новых рабочих мест. В 2023 году произведено: полуфабрикатов - 81,47 т., колбасных изделий – 5,8 т., тушенки – 3,2 т.;

- СППК «Орион» - грантополучатель 2022 г. Деятельность кооператива направлена на производство продукции из дикорастущего сырья. В настоящее время ассортимент продукции включает 4 наименования. В перспективе – увеличение ассортимента до 15 наименований. По итогам 2023 года выручка составила 7,8 млн. руб. и, в сравнении с 2022 годом (0,5 млн. руб.), кратно увеличилась. В 2023 году создано 3 новых рабочих места, произведено 4,62 продукции из кедрового ореха;

- СППК «Мясной двор» (Приаргунский муниципальный округ) – получатель субсидии на развитие сельской кооперации. Деятельность кооператива направлена на производство мясных консервов. В перспективе – организация первичной переработки скота. Кооператив создан в 2023 году, выручка составила 0,3 млн. руб. Произведено продукции – 0,5 т.

В рамках реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в 2023 году получателями грантов «Агростартап» стали 5 хозяйств, зарегистрированных в приграничных районах Забайкальского края (Аюшеева Б.Б., Батуев В.К. – Ононский район, Галютина Л.В. – Краснокаменский район, Котенко А.С. – Кыринский район, Чистякова В.Т. – Приаргунский округ). Объем грантовой поддержки составил 18,8 млн. руб.

Грантополучателями реализуются проекты в сфере мясного и молочного скотоводства, овцеводства, картофелеводства, овощеводства. Основной объем государственной поддержки хозяйства направлен на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, а также сельскохозяйственных животных. В 2023 году получателями грантов произведено продукции на сумму 4,2 млн. руб., создано 8 рабочих мест.

В рамках реализации государственной программы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 25 апреля 2014 года № 237, в 2023 году получателями грантов на развитие семейной фермы стали 5 фермеров из приграничных районов края (Приаргунский, Ононский, Акшинский, Борзинский). Сумма грантовой поддержки составила 52,6 млн. руб.

Средства гранта фермеры направили на приобретение сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственных животных. В 2023 году в рамках реализации проектов получателями грантов произведено продукции на сумму 25,7 млн. рублей, а также создано 9 постоянных рабочих мест.

Реализация инвестиционного проекта по созданию «Первого зернового железнодорожного терминала» ООО «Забайкальский зерновой терминал» (ЗЗТ) создала условия для повышения экспортного потенциала приграничных территорий Забайкальского края. Запуск зернового терминала осуществлен. Объем выполненных работ оценивается в объёме 9,5 млрд. руб. В октябре 2022 года получена аккредитация профильных органов КНР на отгрузку зерна. В конце мая 2023 года проведено заседание правления АО «РЖД», где было принято решение о согласовании технического присоединения к узкой колее. Осуществлена серийная контейнерная отправка сои в объеме 1500 тонн.

ЗЗТ приступило к реализации второго этапа проекта. Завершается строительство контейнерной площадки под размещение приобретаемых спецконтейнеров-зерновозов. Заключен договор с РЖД на эксплуатацию железнодорожного пути-колеи 1435 мм. Осуществляется движение подъездного состава.

Хабаровский край

Уровень софинансирования мероприятий государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 (далее – госпрограмма), за счет средств федерального бюджета установлен в размере 97 % до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. № 2468-р)

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 г. № 2082-р с 2026 года при реализации гопрограммы повысилась доля финансирования за счет средств краевого бюджета с 3% до 22 %.

Увеличение нагрузки на краевой бюджет приводет к сокращению количества реализуемых проектов на территории края и недостижению целевых показателей госпрограммы

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий (приложение № 7 к госпрограмме) из федерального бюджета предоставляются субсидии на реализацию проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях (далее – Правила и проекты соответственно).

В связи с чем, при благоустройстве сельских территорий возможно благоустройство только общественных пространств. Однако Правилами не дано определение термину "общественные пространства", что может привести к некорректному истолкованию Правил.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано следующее определение территории общего пользования: территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары. Определение общественных пространств в нормативных правовых актах не установлено.

При формировании Проекта его инициаторы должны определить конкретную территорию реализации Проекта. Возникают вопросы по отнесению территорий, на которых планируется реализация Проектов, к общественным пространствам.

Так, например, в связи с разделением таких понятий как общественные и дворовые территории, определения которых указаны в постановлении Правительства Хабаровского края от 31 августа 2017 г. № 356-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Формирование современной городской среды", возникает проблемный вопрос с точки зрения правоприменительной практики в части возможности реализации таких проектов, как ремонт дворовых проездов, установки детской игровой и спортивной площадок на территориях детских садов, школ и т.д.

Правительством Хабаровского края для решения проблемных вопросов предлагается:

1. Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минвостокразвития России продлить действие распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. № 2468-р до 2030 года включительно.

2. Минсельхозу России внести в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий понятие "общественное пространство."

По итогам обсуждения вопросов Повестки дня заседания Экспертного совета Ассоциации 28 марта 2024 года подготовлен Протокол и направлены рекомендации в федеральные министерства и ведомства.