Республика Бурятия
Региональная практика субъектов ДФО-членов Ассоциации по обеспечению и укреплению продовольственной безопасности регионов Дальневосточного федерального округа, в том числе в рамках противодействия экономическому давлению недружественных государств. Общее количество мер государственной поддержки (без содержания аппаратов и публичных обязательств) агропромышленного комплекса Республики Бурятия - 32, в том числе: софинансируемые из федерального бюджета - 21, предоставляемые только из республиканского бюджета – 11.
Региональные меры поддержки:
- возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям по мероприятиям, связанным с обеспечением трудовыми ресурсами, подъемные – субсидируется 99% от затрат;
- возмещение части затрат на увеличение посевных площадей - 1000 руб./га, 5000 руб./га залежных земель, не используемых свыше 5 лет;
- возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса - от 30 до 50%;
- возмещение части затрат на развитие племенного овцеводства – по ставке на 1 голову;
-субсидии на приобретение семени быков-производителей – до 95%,
- субсидии на приобретение молодняка племенных животных - 70% от затрат -на приобретение бычков, 50%- на приобретение телочек;
- компенсация части затрат на закуп молока-сырья и его поставку на дальнейшую переработку - в размере 10% от средней цены реализации производителями молока-сырья за 1 килограмм в соответствии с официальной статистической информацией, сложившейся в предыдущем году;
- субсидия на проведение прочих мероприятий в животноводстве - 20%-компенсация на корма по птицеводству, 1000 руб./за 1 т. реализованного мяса свинины, 800 руб./ за 1 гол. Оленей;
- субсидии крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и ИП, ведущим деятельность в сельской местности (АГЭУ, бурение скважины) - бурение скважин - до 50%, АГЭУ -до 95% (максимальные затраты до 1,5 млн. руб.);
-субвенции для осуществления отдельного государственного полномочия по поддержке отрасли животноводства, направляемых на возмещение части затрат по содержанию маточного поголовья КРС молочного направления – от 2,5 до 3,0 тыс. руб. на 1 фуражную корову в зависимости от молочной продуктивности;
-возмещение части затрат сельскохозяйственным потребительским кооперативам на улучшение материально-технической базы – 50% от затрат.
В целях поддержания агропромышленного комплекса в условиях внешнего санкционного давления в 2022 году на региональном уровне были предусмотрены дополнительные меры:
- во избежание роста цен на хлеб Правительством Республики Бурятия дополнительно выделены из республиканского бюджета 33,0 млн. рублей на предоставление субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям в части возмещения затрат, связанных с производством хлеба недлительного хранения, по ставке 4,6 рубля на 1 кг производимого хлеба;
- для стимулирования производства овощей и картофеля в ЛПХ в 2022 г. потребительским кооперативам оказана субсидия в размере 50% затрат на приобретение семян овощей и картофеля с последующей их передачей в собственность членам кооператива.
Межрегиональное сотрудничество. Традиционными партнерами Республики Бурятия в сфере АПК является Иркутская область и Забайкальский край.
Стороны осуществляют взаимные поставки племенного скота, районированных сортов пшеницы и овса, взаимодействуют в области племенного, селекционного и семенного дела.
Управление ветеринарии Республики Бурятия на постоянной основе взаимодействует со службами ветеринарии Иркутской области и Забайкальского края, включая обмен информацией об эпизоотической ситуации в регионах, осуществление совместных надзорных мероприятий, принятие совместных решений организационного и информационного характера по обеспечению реализации установленных законодательством России полномочий в области ветеринарии.
Развивается сотрудничество Республики Бурятия с Алтайским краем в области агропромышленного комплекса. Алтайский край является основным поставщиком муки и крупы в Республику Бурятия, также из Алтайского края в Республику Бурятия поставляются сахар, кондитерские изделия, макаронные изделия, растительное масло и сыры.
В 2021 году Правительством Республики Бурятия заключены 4 межрегиональных соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве по поставке продукции агропромышленного комплекса, обмена опытом, делегациями, и Планы по их реализации с Правительствами Алтайского края, Республики Алтай, Республики Тыва и Чувашской Республики. Наибольшей нагрузкой на республиканский бюджет является субсидирование части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации АПК.
В 2022 году в рамках данной поддержки предусмотрена компенсация 90% первоначального лизингового платежа, но не более 49% от суммы договора лизинга на приобретение технологического оборудования и спецавтотранспорта предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.
Поддержка технической и технологической модернизации наиболее востребована сельхозтоваропроизводителями и предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности республики. В 2023 году на это мероприятие выделено 110 млн. рублей из республиканского бюджета при необходимой потребности 200 млн. рублей. На федеральном уровне данная мера поддержки не предусмотрена.
Предлагается рассмотреть возможность субсидирования из федерального бюджета части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации АПКЮ, в том числе возможность государственной поддержки на компенсацию 90% первоначального лизингового платежа по договорам лизинга на приобретение технологического оборудования и спецавтотранспорта.
Результативность применения мер поддержки для повышения уровня продовольственной безопасности и формирование совместных межрегиональных механизмов продвижения продукции на рынки дружественных стран. Всего из двух уровней бюджета на поддержку отрасли в 2022 году направлено 926,5 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 442,3 млн. рублей, из республиканского бюджета – 484,2 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года на 86,7 млн. рублей или 10,4%. При этом большая часть государственной поддержки сконцентрирована на хозяйствах товарного сектора - сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства, включая ИП.
Объем производства продукции в сельском хозяйстве во всех категориях хозяйств в 2022 году, по предварительным расчетам, составил 20,5 млрд. рублей, что выше уровня 2021 года на 5,7%.
В товарном секторе рост производства продукции сельского хозяйства составил: в сельскохозяйственных организациях – 103,9%, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая ИП – 105,0%. Объем производства в данном секторе в натуральном выражении увеличился: по молоку – на 2,3%, мясу – на 2,4%, картофелю – на 10,6%, овощам – на 18,7%. Увеличилось поголовье КРС на 2,7% к уровню 2021 года, в том числе коров – на 1,9%, свиней – на 26,9%.
В целях поддержки производства в хозяйствах населения в категорию получателей мер государственной поддержки включены «самозанятые» граждане – владельцы личных подсобных хозяйств, применяющих налог на профессиональный доход.
Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2022 году отгружено пищевой продукции на сумму 11,2 млрд. рублей, напитков - на сумму 0,4 млрд. рублей. Общий объем отгруженной продукции составил 11,6 млрд. рублей. (102,7% к уровню 2021 г.). Индекс производства пищевых продуктов составил 101,5%, напитков - 118,8%.
О развитии экономического взаимодействия субъектов ДФО с партнерами дружественных государств, в т.ч. КНР и Монголии. Международное и межрегиональное сотрудничество Республики Бурятия осуществляется достаточно активно.
В 2022 организован и проведен ряд мероприятий межрегионального и международного значения.
27 - 28 мая 2022 в г. Улан-Удэ состоялся Российско-Монгольский форум «Россия-Монголия. Партнерство в новой реальности». Всего в мероприятиях форума приняло участие 3000 чел. (1500 очно, 1500 онлайн) – официальных и деловых кругов России и Монголии.
Монголия является важнейшим стратегическим торговым партнером Республики Бурятия. По итогам 2022 года объем внешнеторгового оборота с Монголией снизился на 16,9% по сравнению с 2021 годом и составил 47,19 млн. долл. США. Внешнеторговое сотрудничество Республики Бурятия с Монголией отличается разнообразием торгово-экономических связей и широким ассортиментом поставляемой и ввозимой продукции. Главные статьи экспорта: продовольствие, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, металлы и изделия из них, продукция машиностроения. Из Монголии в республику поступают текстильные изделия, мебель, продовольственные товары, корма для животных и т.д.
В декабре 2022 года в ходе визита делегации Республики Бурятия в г. Улан-Батор (Монголия) проведен ряд деловых встреч, в том числе рабочая встреча с Торговым представителем Российской Федерации в Монголии М. Васильевым. В ходе встреч прорабатывались вопросы по открытию торгового павильона с бурятскими товарами в зоне свободной торговли «Алтанбулаг», достигнуты договоренности по оказанию содействия в создании демонстрационно-дегустационного агропавильона АО «Российский экспортный центр» на территории Монголии.
Развитие межрегионального сотрудничества с Китайской Народной Республикой является одним из важнейших направлений международной деятельности Республики Бурятия. Наиболее тесные связи среди регионов КНР Республика Бурятия поддерживает с Автономным Районом Внутренняя Монголия (АРВМ КНР). В первом полугодии 2022 года по сравнению с АППГ произошло снижение поставок пиломатериалов на 42,18%, кожевенного сырья, пушнины и изделий из них на 58,82%, металлов и изделий из металлов на 43,91%.
При этом отмечается значительное увеличение экспортных поставок продовольственных товаров, продукции химической промышленности и каучука, текстильных изделий, мебели, изделий из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды.
За 8 месяцев текущего года стоимостной объем экспортных поставок составил 513,64 млн. долларов США, практически достигнув уровня годового объема экспорта прошлого года. Главные статьи экспорта: авиационная техника и комплектующие к ней – 61,9%; пиломатериалы – 14,3%; уголь каменный – 3,6% от стоимостного объема экспорта.
Среди российских регионов Республика Бурятия занимает 7 место по объему экспорта древесины и продукции деревообработки в Китай (90,4% от общего объема экспорта Республики Бурятия). Республика также занимает 7 место среди регионов по экспорту картона и бумаги, при этом экспорт Республики Бурятия в Китай составляет 2,8% от общероссийского объема.
Продолжает развиваться сотрудничество с Республикой Беларусь. В мае 2022 года официальная и деловая делегации Республика Бурятия приняли участие в Первом совместном заседании рабочей группы по сотрудничеству Республики Бурятия и Республики Беларусь (17 мая 2022, г. Минск) и Международном форуме-выставке деловых контактов «Брест 2022» (18-19 мая 2022, г. Брест).
Объем внешнеторгового оборота Республики Бурятия с Республикой Беларусь в 2022 году увеличился в 5 раз по сравнению с 2021 годом и составил 20026,7 тыс. долл. США. По итогам 2022 года во внешнеторговом обороте Бурятии Беларусь занимает 12 место из 69 стран-партнеров республики (0,91 % от общего объема внешней торговли) и 1 место из 7 стран СНГ - партнеров во внешнеторговом обороте Бурятии. Отмечается увеличение объема экспорта на 7,7% за счет роста поставок бумаги и картона на 15,3%, электрических машин и оборудования, их частей в 3,6 раз, продукции железнодорожного машиностроения на 90,5%, значительный рост поставок в 2022 году древесины и изделий из нее. При этом наблюдается спад поставок в 2022 году алюминия и изделий из него на 87%, изделий из черных металлов на 70,8%, отсутствие поставок летательных аппаратов и их частей, пластмассы и изделий из нее. Наблюдается
Импорт в 2022 году увеличился в 8,6 раз и составил 18187,8 тыс. долл. США. Рост объема импорта произошел за счет роста ввоза продукции агропромышленного комплекса в 3,4 раза, готовых продуктов из мяса, рыбы, моллюсков и прочих водных беспозвоночных в 7,2 раза, продуктов переработки овощей, фруктов, орехов и прочих частей растений на 63,3%, мыла, моющих средств, смазочных материалов в 4,8 раз, алкогольных и безалкогольных напитков и уксуса в 14 раз, бумаги, картона, изделия из бумажной массы в 23,2 раза, электрических машин и оборудования и их частей в 52,3 раза, средств наземного транспорта, кроме ж/д или трамвайного подвижного состава; их частей и принадлежностей в 2,5 раза, инструментов и аппаратов оптических, фото и кинематографических, измерительных и их частей на 87,5%, разных готовых изделий в 4,8 раз, мебели, постельных принадлежностей, диванных подушек, ламп, осветительного оборудования, световых вывесок и табличек, игрушек, спортивного инвентаря.
В январе 2023 года Правительством Республики Бурятия направлено письмо в адрес Генерального директора АО «Российский экспортный центр» Никишиной В.О. с предложением рассмотреть возможность открытию агропавильона в Монголии в рамках реализации программы АО «Российский экспортный центр» по созданию демонстрационно-дегустационных павильонов российских продуктов питания в иностранных государствах.
Также в январе 2022 года Заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия – министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия проведена встреча с директором Департамента международного сотрудничества и развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства РФ Марковичем М.В., по результатам которой дано поручение Федеральному центру развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России (Агроэкспорт, АО «РЭЦ») подготовить обоснование целесообразности открытия агропавильона в Монголии.
3 марта 2023 года получен ответ от АО «Российский экспортный центр» о том, что АО «РЭЦ ведется работа по открытию нового Павильона АПК в одной из стран наиболее перспективных для экспорта продукции АПК, в том числе Монголии».
Предлагается поддержать инициативу Правительства Республики Бурятия по открытию агропавильона в Монголии в рамках реализации программы АО «Российский экспортный центр» по созданию демонстрационно-дегустационных павильонов российских продуктов питания в иностранных государствах в целях расширения присутствия продукции российских производителей на зарубежных рынках в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Еврейская автономная область
Региональная практика субъектов ДФО-членов Ассоциации по обеспечению и укреплению продовольственной безопасности регионов Дальневосточного федерального округа, в том числе в рамках противодействия экономическому давлению недружественных государств. В Еврейской автономной области в целях обеспечения продовольственной самообеспеченности сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывается государственная поддержка путем возмещения части затрат на:
- приобретение элитных семян картофеля;
- проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв на 1 га посевной площади, занятой картофелем и овощами;
- прирост производства овощей открытого грунта;
- производство молока, на прирост производства молока;
- организациям, осуществляющим деятельность по искусственному осеменению и заготовкам племенных животных, по искусственному осеменению крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах;
- понесенных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Предусмотрена регулярная поддержка в виде грантов:
- сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы;
- в виде грантов на развитие семейных ферм.
Принят закон Еврейской автономной области о снижении сельскохозяйственного налога для производителей картофеля и овощей с 6% до 0%.
Для увеличения объемов производства продукции растениеводства требуются дополнительные меры государственной поддержки. Отмечается необходимость ежегодного финансирования за счет средств федерального бюджета на софинансирование (99/1%) в сумме 195 млн. рублей на следующие мероприятия, теадлизуемые Еврейской автономной области:
- введение погектарной поддержки на картофель и овощи «борщевого» набора из расчета 40,0 тыс. рублей на 1 га;
- субсидирование затрат при производстве семян картофеля из расчета 100,0 тыс. рублей на 1 га;
- софинансирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям не менее 90 % стоимости приобретаемой специализированной сельскохозяйственной техники;
- субсидирование строительства современных картофеле- и овощехранилищ в размере 90 % от его стоимости.
В рамках исполнения мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области» на 2020 – 2025 годы», утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.10.2019 № 387-пп, а именно, предоставление субсидии на компенсацию предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий, в 2022 году было выплачено субсидии на общую сумму 2 135 666,67 рублей. Поддержкой воспользовались три предприятия хлебопекарной промышленности.
Результативность применения мер поддержки для повышения уровня продовольственной безопасности и формирование совместных межрегиональных механизмов продвижения продукции на рынки дружественных стран. В результате применения мер поддержки процент обеспеченности основными продуктами питания за счет собственного производства в Еврейской автономной области составляет: - картофелем – 83,3 %; - яйцом – 41 %; - молоком и молокопродуктами – 28,3 %; - овощами – 23,2 %; - мясом и мясопродуктами – 10,6 %.
Создание международной ТОР как актуальное направление развития кооперации в условиях санкций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2023 № 208 границы ТОР «Амуро-Хинганская» расширены для реализации проектов в примостовой территории. Включены более 20 земельных участков общей площадью 1827,6 га.
В примостовой территории планируется создать индустриальный парк «Нижнеленинский», в настоящее время уже три инвестиционных проекта реализуются, готовятся документы для получения статуса резидентов ТОР «Амуро-Хинганская». Это проект по строительству железнодорожного перевалочного комплекса для организации экспортных поставок сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов на погранпереходе с. Нижнеленинское (Еврейская АО, Российская Федерация) – г. Тунцзян (Хэйлунцзян, Китайская Народная Республика). Инвестор – ООО «Объединенная нефтегазохимическая компания». Планируется 8,1 млрд. рублей инвестиций, создание более 100 высокотехнологичных рабочих мест.
Также в примостовой зоне создается промышленно-продовольственный кластер «Восточный», инвестор – ООО «ППК «Восточный» (учредитель – ООО «Русские ярмарки»). Проект включает в себя многофункциональный центр кластерного типа, обеспечивающий полный цикл логистических решений для обеспечения товарооборота продукции агропромышленного комплекса и легкой промышленности между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Планируется 5,1 млрд. рублей инвестиций, создание до 1500 рабочих мест.
На площади более 150 га реализуется проект по строительству сооружений и логистических центров, сопутствующих мостовому переходу через реку Амур (Хэйлунцзян) – создание транспортно-логистического центра «Гарант». Проект планируется завершить в 2024 году, объем инвестиций – 11,5 млрд. рублей, будет создано 84 рабочих мест.
Примостовая зона ТОР «Амуро-Хинганская» потенциально может стать международной ТОР при соблюдении требований законодательства и при принятии решения Правительством Российской Федерации.
О предоставлении фактических и необходимых преференций для развития приграничных территорий субъектов На территории Еврейской автономной реализуется Концепция развития приграничных территорий субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р, а также План по ее реализации, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневым от 11 июля 2022 года № 7900п-П47.
Реализация основных задач развития приграничных территорий в Еврейской автономной области обеспечивается в рамках реализации основных направлений и мероприятий, определенных для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в рамках Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока», Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», а также иных государственных программ Российской Федерации, национальных проектов (программ), государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.
О развитии экономического взаимодействия субъектов ДФО с партнерами дружественных государств, в т.ч. КНР и Монголии. Потенциал внешнеэкономических связей Еврейской автономной области тесно связан с ее географическим положением и ориентирован на дальнейшее развитие сотрудничества с Китайской Народной Республикой и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
На территории области действуют три пограничных перехода с Китайской Народной Республикой (в том числе трансграничный железнодорожный мостовой переход Нижнеленинское – Тунцзян), 98 % внешнеторгового оборота приходится на долю Китая. С целью налаживания торгово-экономических связей и возможного заключения предпринимателями региона экспортных контрактов «Центр поддержки экспорта» НКО Фонда «Инвестиционное агентство Еврейской автономной области» запланировал в мае 2023 года бизнес-миссию в Монголию.
Забайкальский край
Региональная практика субъектов ДФО-членов Ассоциации по обеспечению и укреплению продовольственной безопасности регионов Дальневосточного федерального округа, в том числе в рамках противодействия экономическому давлению недружественных государств. Из-за природно-климатических условий в ДФО более высокие затраты на производство продукции, продуктивность относительно среднероссийских параметров ниже, что не позволяет обеспечить рентабельность производства.
Предлагается рассмотреть вопрос об увеличении финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство на территориях субъектов Дальневосточного федерального округа:
а) для снижения себестоимости производства, увеличив повышающий коэффициент при распределении субсидий с 1,2 до 3;
б) увеличение размера возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию.
На территории Забайкальского края в настоящее время местными сельскохозяйственными товаропроизводителями активно реализуются инвестиционные проекты, направленные на вовлечение в оборот сельскохозяйственных земель. Однако ограниченные финансовые ресурсы данных компаний не позволяют в полной мере освоить имеющиеся земельные ресурсы. Региональный бюджет помогает инвесторам снизить затраты на пополнение и обновление машинно-тракторного парка, но реальная потребность выше в разы.
Данный компенсационный механизм используется в качестве поддержки организаций агропромышленного комплекса при создании (модернизации) первичной переработки скота. Предлагается в целях преодоления технического и технологического отставания, рассмотреть вопрос об ежегодном выделении за счет средств федерального бюджета государственной поддержки для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, на модернизацию производства в приоритетных подотраслях агропромышленного комплекса.
Результативность применения мер поддержки для повышения уровня продовольственной безопасности и формирование совместных межрегиональных механизмов продвижения продукции на рынки дружественных стран. Центр поддержки экспорта Забайкальского края (далее − ЦПЭ) в рамках государственной поддержки субъектов МСП оказывает более 15 видов услуг. В течение 2022 года ЦПЭ:
- организован и проведен региональный этап конкурса «Экспортер года», в котором приняли участие 13 субъектов МСП. Лидеры названы в трех номинациях – трейдер, экспортер в сфере агропромышленного комплекса, экспортер в сфере промышленности (приняли участие более 150 чел.);
- проведено 11 обучающих мероприятий (8 семинаров Школы экспорта АО «Российский экспортный центр», конференции, 2 вебинара);
- организовано участие субъектов МСП в 4-х крупных выставочно-ярмарочных мероприятиях (г. Москва, г. Новосибирск, 2 выставки – г. Улан-Батор, Монголия);
- организованы и проведены бизнес-миссия и реверсная бизнес-миссия из Монголии;
- оказана поддержка экспортно-ориентированным предприятиям агропромышленного комплекса в приведении продукции и (или) производственного процесса в соответствие с обязательными требованиями, предъявляемыми на внешних рынках, на сумму более 6 млн руб.
На развитие деятельности ЦПЭ в 2022 году направлено 12,8 млн руб. При этом количество субъектов МСП, выведенных на экспорт при содействии ЦПЭ, в 2022 году составило 21 единица (233,3 %) при плановом значении – 9.
Обеспечение участия субъектов МСП ДФО в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых на приграничных территориях КНР, Монголии. Отмечена необходимость дополнительного финансирования организации международных выставочно-ярмарочных мероприятий на приграничных территориях ДФО с участием КНР и Монголии и проведения маркетинговых исследований зарубежных рынков по запросу региона на предмет востребованности продукции, производимой на территории ДФО.
Создание международной ТОР как актуальное направление развития кооперации в условиях санкций. В связи с отсутствием понятия «Международная ТОР» в нормативных правовых документах Российской Федерации регионального и федерального уровней существует необходимость разработки, внесения изменений в нормативные правовые документы Российской Федерации для ускорения создания международной ТОР как направления развития кооперации в условиях санкций. Важно содействие Ассоциации в разработке и принятии нормативно-правовых актов на федеральном уровне по созданию международной ТОР, в том числе по решению вопросов финансирования субъектов для участия в этом проекте, и включению мероприятия по строительству инфраструктуры международной ТОР в Забайкальском крае в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».
Приморский край
Региональная практика субъектов ДФО – членов Ассоциации по обеспечению и укреплению продовольственной безопасности регионов Дальневосточного федерального округа, в том числе в рамках противодействия экономическому давлению недружественных государств. В рамках государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 27.12.2019 № 921-па, оказываются системные меры поддержки организаций рыбохозяйственного комплекса: выплата субсидий из краевого бюджета.
Порядок субсидирования предприятий аквакультуры утвержден 27 мая 2021 года постановлением Правительства Приморского края № 329-пп.
Субсидии выплачиваются в целях возмещения части затрат предприятий, понесенных:
- на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение ГСМ, запасных частей и материалов для ремонта рыбоводной техники, других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, на приобретение и расселение молоди гидробионтов, полученной в заводских условиях. Ставка субсидии - 80% ключевой ставки ЦБ РФ на дату заключения договора;
- на уплату лизинговых платежей, предусмотренных договором финансовой аренды (лизинга), заключенным с российскими лизинговыми компаниями для реализации лизинговых проектов, направленных на приобретение новой техники и оборудования. Ставка субсидии - 30% без НДС;
- на приобретение новой техники и оборудования для целей аквакультуры (рыбоводства) за счет собственных средств предприятий по ставке - 30% от затрат.
Перечень оборудования определен в соответствии с классификаторами в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденными Федеральным законом «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2013 № 148-ФЗ.
Выплата субсидий на поддержку береговой рыбопереработки регламентирована постановлением Правительства Приморского края от 6 апреля 2021 года № 213-пп.
Береговым рыбоперерабатывающим предприятиям возмещается часть затрат:
- на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования, модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств и холодильных мощностей (80% ключевой ставки ЦБ РФ);
- на уплату лизинговых платежей, предусмотренных договором финансовой аренды (лизинга), заключенным с российскими лизинговыми компаниями для реализации лизинговых проектов, направленных на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования (30% без НДС);
- на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования, модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств и холодильных мощностей за счет собственных средств организации (30% от затрат).
В 2022 году на поддержку развития аквакультуры (рыбоводства) израсходовано 1 332,94 тыс. рублей субсидии (100% от запланированного в бюджете края объема): с предприятием аквакультуры заключено соглашение и выплачена субсидия из краевого бюджета на возмещение части затрат на приобретение новой техники и оборудования для целей аквакультуры.
На поддержку береговой рыбопереработки в 2022 году израсходовано 5 575,71 тыс. рублей (100% от планового объема): с 2 предприятиями заключены соглашения и выплачены субсидии на возмещение части затрат на приобретение нового рыбоперерабатывающего оборудования.
На выплату субсидий в 2023 году в краевом бюджете запланировано 26,4 млн рублей: 7,7 млн рублей - на аквакультуру, 18,7 млн рублей - на береговую рыбопереработку. В текущем году заявки не поступали.
Результативность применения мер поддержки для повышения уровня продовольственной безопасности и формирование совместных межрегиональных механизмов продвижения продукции на рынки дружественных стран». Предлагается рассмотреть внесение изменений в пункт 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.2020 № 137 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, осуществляющим создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции» в части уменьшения нижнего порога результата предоставления иных межбюджетных трансфертов в стоимостном выражении на 1 рубль иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в отношении субсидируемого объекта, с 0,75 рубля до 0,5 рубля.
Данное изменение позволит инвесторам-экспортерам, испытывающим трудности в условиях внешнего санкционного давления, нивелировать риски недостижения показателя результативности в случае расторжения экспортных контрактов.
«Об экологическом состоянии реки Амур и необходимости устойчивого развития социо-эколого-экономических систем бассейна реки Амур (Приморский край, Еврейская автономная область, Амурская область, Забайкальский край, Хабаровский край) в рамках Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года: состояние, проблемы, перспективы. Межрегиональное взаимодействие».
Проблемы:
Согласно данным наблюдений Приморского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2021 году, качество поверхностных вод бассейна реки Амур находилось:
- на уровне 5 класса «экстремально грязных» вод - р. Дачная;
- на уровне 4а «грязная» - р. Уссури, о. Ханка, р. Сунгача, р. Арсеньевка, р. Спасовка, р. Илистая, р. Кулешовка;
- на уровне 3б «очень загрязненная» - р. Абрамовка, р. Нестеровка, р. Мельгуновка, р. Большая Уссурка, р. Малиновка, р. Бикин.
Основными источниками загрязнения поверхностных вод бассейна р. Амур являются сточные воды предприятий металлообработки, лесной промышленности и коммунального хозяйства.
Для улучшения экологической ситуации в бассейне р. Амур требуется, в первую очередь, строительство очистных сооружений, для чего необходима поддержка из федерального бюджета для реализации соответствующих мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, одной из актуальных проблем для бассейна реки Амур является повышение уровня воды, в особенности на о. Ханка и р. Сунгача, что приводит к негативному воздействию вод на прилегающих, в том числе приграничных, территориях.
Для защиты от негативного воздействия вод развивается сотрудничество с Китайской Народной Республикой, Росводресурсами реализуются мероприятия по расчистке р. Сунгача, Приморским краем устанавливаются зоны затопления, подтопления в отношении населенных пунктов, подверженных негативному воздействию вод, а также регулярно проводится мониторинг водных объектов. Вместе с тем, в компетенцию Росводресурсов не входят мероприятия по защите от подтопления населенных пунктов.
Предложения:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении софинансирования из федерального бюджета для строительства/ реконструкции очистных сооружений для защиты от загрязнения р. Амур.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о софинансировании из федерального бюджета мероприятий по защите от подтопления населенных пунктов в бассейне р. Амур.
«Создание международной территории опережающего развития (далее-МТОР) как актуальное направление развития кооперации в условиях санкций». Появление МТОР для привлечения партнеров и технологий из дружественных стран было анонсировано в сентябре 2022 года на VII Восточном экономическом форуме. Создание нового типа территорий опережающего развития (далее - ТОР) позволит упростить перемещение товаров и рабочей силы между дружественными странами, проводить расчеты в национальных валютах и обеспечить защиту инвестиций. Идея создания МТОР обсуждалась с Белоруссией, Казахстаном, Монголией, Китаем, Индией, Вьетнамом.
Минвостокразвития России подготовлен соответствующий пакет законопроектов согласно которому такой режим предполагает более расширенный список льгот по сравнению с обычными ТОР, так как в условиях ухудшения геополитической обстановки необходимо предусматривать новые меры поддержки бизнеса.
Преференциальный режим в МТОР Минвостокразвития предложило сделать аналогичным действующему на Курильских островах с 9 марта 2022 года.
МТОР режим предполагает следующие льготы для резидентов:
- освобождение от налога на прибыль, земельного и транспортного налогов, налога на имущество организаций в течение 20 лет;
- право применять единые пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в течение 20 лет.
Среди иных послаблений - возможность применения процедуры свободной таможенной зоны, предполагающей ввоз товаров без уплаты пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования, неприменение к резидентам закона о валютном контроле, а также возможность осуществлять госзакупки отдельных видов высокотехнологичных товаров у резидента МТОР как у единственного поставщика.
Указанные льготы будут предоставляться налогоплательщикам автоматически после включения их в реестр резидентов МТОР, при соблюдении следующих условий:
- налогоплательщик не имеет обособленных подразделений, находящихся за пределами МТОР; - доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, составляют не менее 90% всех доходов.
В случае нарушения резидентом вышеуказанных условий он лишается права на применение соответствующих налоговых преференций. Кроме того, законопроектом устанавливается возможность применения в отношении амортизируемых основных средств, произведенных резидентами МТОР, специального коэффициента к основной норме амортизации, но не выше 2.
Важно отметить, что МТОР предполагает применение не только российского, но и зарубежного законодательства (в частности будут признаваться строительные и промышленные стандарты страны— поставщика технологий).
Деятельность в международных ТОР будет ограничена только выпуском высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Перечень продукции будет определен (вероятно, речь будет идти о критически значимых для России позициях).
В законопроекте оговаривается, что порядок ведения реестра резидентов, который также будет определен кабинетом министров, может предусматривать закрытие публичного доступа к информации, для того чтобы защитить инвесторов от санкций.
Резидентом МТОР может стать новая компания, которая планирует осуществить капитальные вложения в объеме не менее 500 млн руб., как и в обычных ТОР.
К 2033 году в проекты на территории международных ТОР ожидается привлечение 30 млрд руб. инвестиций и создание 1 тыс. рабочих мест.
Расчетный рост валового продукта региона, в котором будет расположена МТОР, может составлять 38,3 млрд руб. Как следует из финансово-экономического обоснования к проектам, выпадающие доходы социальных фондов за счет снижения страховых взносов в условной МТОР (из расчета привлечения около 20 резидентов) составят 0,65 млрд руб. в 2027–2033 годах (до 2027 года, как предполагается, проекты будут еще на инвестиционной стадии). Возможные потери бюджетов в связи с налоговыми льготами в 2024– 2033 годах оценены в 8,45 млрд руб.
Соответствующие заявки на создание МТОР на территории региона подали Приморье, Хабаровский край, Амурская область, Еврейский АО и Забайкалье. По словам вице-премьера – полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева первый МТОР будет реализован в том регионе, где представят проект, готовый к реализации.
В настоящее время ведется работа с социалистической республикой Вьетнам:
- по организации бизнес-диалога «Россия-Вьетнам» в рамках VIII Восточного экономического форума;
- Правительством Приморского края направлена вьетнамской стороне справочная информация о МТОР.
Кроме того, в процессе работы над проектом «Муравьев-Амурский-2030» команда проанализировала мировую практику функционирования трансграничных экономических зон в Северной Америке, Европе, Китае и Юго-Восточной Азии. В частности, большое внимание уделялось зонам приграничного экономического сотрудничества в Китае, индустриальному парку «Великий камень» в Республике Беларусь. Были проанализированы и преференциальные режимы, существующие в Российской Федерации, такие как особые экономические зоны, инновационный центр «Сколково», специальный инвестиционный контракт, приоритетный инвестиционный проект, соглашение о защите и поощрении капиталовложений и прочие; в рамках работы модуля курсанты исследовали условия работы нового таможенно-логистического терминала «Каникурган», площадку для примостовой инфраструктуры ТОР «Приамурская» в с. Ровное, рассмотрели перспективы для размещения зоны трансграничного сотрудничества, а также посетили Амурский газоперерабатывающий завод и Амурский газохимический комплекс (резиденты ТОР «Свободный»).
В тоже время, во втором квартале 2023 году в рамках российско-китайского экономического форума в Амурской области пройдет выездная сессия ВЭФ. Ожидается очное участие делегаций из северо-восточных провинций Хэйлунцзян, Дзиньпинь Цзилинь, Ляонин и южной Гуандун.
На ней для российской и китайской аудитории презентуют доработанный проект создания МТОР, который в данный момент проходит рассмотрение проекта соответствующего федерального закона.
«О развитии экономического взаимодействия субъектов ДФО с партнерами дружественных государств, в т.ч. КНР и Монголии». В целях развития экономического сотрудничества с Китайской Народной Республикой предлагается принять следующие меры.
1. В связи с тем, что с 1 января 2022 года при экспорте рыбной и иной пищевой продукции в КНР начали действовать новые требования, установленные китайской стороной, согласно которым иностранные предприятия-экспортеры должны пройти регистрацию в единой информационной Системе регистрации иностранных предприятий (CIFER) Главного Таможенного Управления КНР, в целях эффективного экспорта морепродуктов в Китай необходимо принять меры по установлению единых и понятных правил регистрации российских рыбопромышленных предприятий и рыбопромысловых судов экспортеров продукции в CIFER и строгому их соблюдению, а именно:
- производить отказ в регистрации российских рыбопромышленных предприятий и рыбопромысловых судов экспортеров продукции только по тем видам продукции, которые введены некорректно, исключив некорректные позиции из рассматриваемой заявки;
- производить регистрацию холодильных складов и транспортных рефрижераторных судов без необходимости ввода каждого вида (кода) рыбопродукции.
2. Получить разъяснения от китайской стороны о сроках рассмотрения заявок и исчерпывающий перечень документов, необходимых для подачи заявки в CIFER (как для рыбодобывающих/перерабатывающих и транспортных судов, так и для берегового рыбоперерабатывающего предприятия и холодильного склада).
3. Предприятия Приморского края и Дальнего Востока России, занимающиеся промышленным рыболовством креветки гребенчатой, иглокожих и моллюсков в Дальневосточном бассейне и экспортирующие продукцию в Японию, планируют перенаправить экспорт в КНР.
Импорт гребенчатой креветки в Китай в настоящее время невозможен в связи с несоответствием латинского названия гребенчатой креветки в Каталоге видов продукции водных промыслов и стран (регионов), получивших санитарно-карантинное разрешение на ввоз продукции в Китай и уже осуществляющих торговлю с Китаем, (далее - Каталог). В Каталоге указано латинское название PANDALUS PLATYCEROS — креветка калифорнийская пятнистая (еще называемая аляскинская), которая обитает в северной части Тихого океана у берегов Америки. Российскими рыбаками добывается PANDALUS HYPSINOTUS - креветка гребенчатая, обитающая в северной части Тихого океана - во всех морях Дальневосточного бассейна, от Японского до Берингова морей и у берегов Америки.
Российская компания ООО «Акватехнологии» добывает в Японском море моллюсков спизулу сахалинскую, анадару Броутона, зирфею, трубача, ежа морского серого и ежа морского черного. Все водные биоресурсы компания добывает в естественной среде обитания, в соответствии с приказами Минсельхоза России о распределении объема общего допустимого улова водных биоресурсов.
С целью снятия возникших барьеров предлагается:
а) внести изменения в раздел «Россия» Каталога:
- заменить латинское название креветки гребенчатой PANDALUS PLATYCEROS на PANDALUS HYPSINOTUS;
б) включить следующие виды моллюсков и иглокожих:
- спизула сахалинская живая - Pseudocardium (Spisula) Sachalinensis;
- анадара Броутона живая — Anadara broughtonii;
- зирфея — Zirfaea pilsbryi;
- ежи морские серые — Strongylocentrotus Intermedius;
- ежи морские черные - Strongylocentrotus Nudus;
- трубач — Buccinum;
в) включить следующие виды продукции из водных биоресурсов:
- черный гренадер/макрурус потрошеный обезглавленный без хвоста мороженый;
- плавники ската мороженые;
- угольная рыба потрошеная обезглавленная мороженая.
Данные изменения позволят увеличить товарооборот между Россией и Китаем.
3. Проработать вопрос разрешения отправки из морских портов Приморского края в КНР рыбопродукции в объеме полного каталога видов продукции водных промыслов, разрешенных для ввоза в КНР, без регистрации портом НS и CIQ-кодов по отдельным видам.
Так, ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» в августе 2022 г. зарегистрировано в программе CIFER под экспортным кодом RU-025/UZ37709 для отправки в Китай 17 видов рыбопродукции. По состоянию на 02.05.2023 в Холодильнике № 2 Владморрыбпорта размещено на хранение 36 различных видов рыб и рыбопродукции, востребованных в КНР. Список рыбопродукции, находящейся на хранении в портовых холодильниках, постоянно меняется в зависимости от сезона и конъюнктуры рыбного рынка.
В качестве примера:
- разрешение, полученное от Главного Таможенного Управления КНР на экспорт вида рыбопродукции «горбуша» (лат. Oncorhynchus gorbuscha) не распространяется на филе горбуши или икру горбуши. Для отправки в Китай филе или икры любого из согласованных видов рыбопродукции необходимо подавать заявку на модификацию и проходить дополнительное согласование;
- разрешение на отгрузку в КНР вида «камбала морская» (лат. Pleuronectes platessa) не распространяется на вид «камбала желтобрюхая» (лат. Pleuronectes quadrituberculatus) или «камбала желтоперая» (лат.Limanda aspera).
Спрогнозировать виды продукции, которые поступят на хранение в портовый холодильник, очень сложно. Модификация (дополнение) видов рыбопродукции в системе CIFER занимает длительное время.
Предлагается проработать с Главным Таможенным Управлением КНР возможность ввоза всего каталога рыбной продукции, разрешенной для экспорта в КНР, без согласования каждого отдельного вида для портовых холодильников, имеющих экспортный код.
Хабаровский край
Региональная практика субъектов ДФО – членов Ассоциации по обеспечению и укреплению продовольственной безопасности регионов Дальневосточного федерального округа, в том числе в рамках противодействия экономическому давлению недружественных государств. Проблематика:
1. Высокий износ, неудовлетворительное состояние мелиоративных систем края приводит к деградации и выбытию земель из оборота, а также к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Мелиоративный комплекс Хабаровского края включает 127 мелиоративных систем, 103 из которых являются бесхозяйными. В Хабаровском крае разработан механизм постановки на государственный кадастровый учет бесхозяйных мелиоративных систем путем софинансирования затрат муниципальных образований края.
Федеральные меры государственной поддержки предусматривают возмещение до 50 % понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализацию проектов мелиорации (Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации) (постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731) (далее – Госпрограмма). Несмотря на имеющиеся меры государственной поддержки высокая капиталоемкость восстановления мелиоративных систем существенно уменьшает рентабельность производства сельскохозяйственной продукции.
Предлагается рекомендовать Минсельхозу России рассмотреть вопросы:
1. Внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, а также мероприятий в области известкования кислых почв на пашне (приложение № 6 к Госпрограмме), включив в перечень возможных получателей государственной поддержки организации, уполномоченные на выполнение мелиоративных мероприятий, с целью вовлечения в сельскохозяйственный оборот региональных и муниципальных земель.
2. Разработки федеральной меры государственной поддержки в виде субсидии на восстановление и эксплуатацию государственных и муниципальных мелиоративных систем.
3. Увеличения размера субсидии на реализацию проектов мелиорации с 50 до 70 %.
2. Субсидии на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв (на 1 га посевной площади, занятых картофелем и овощами) труднодоступны для большинства крестьянских (фермерских) хозяйств из-за избыточных требований к ее получению.
Данный вид поддержки обременен большим количеством связывающих условий, выполнение которых ведет к значительному увеличению затрат. Большинство фермеров не могут воспользоваться данной поддержкой из-за отсутствия документов, подтверждающих понесенные затраты (приобретение товаров за наличный расчет без заключения договоров купли-продажи, поставки, товарных накладных и т.д., а также документов, подтверждающих сортовые и посевные качества семян сельскохозяйственных культур).
Предлагается рекомендовать Минсельхозу России рассмотреть вопрос внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства картофеля и овощей (приложение № 12 к Госпрограмме), установив:
- повышающий коэффициент для крестьянских (фермерских) хозяйств
и индивидуальных предпринимателей, посевные площади под картофелем и (или) овощами которых составляют до 100 га;
- значение коэффициента увеличения показателя i-го субъекта Российской Федерации (kvi) для субъектов Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО) равным 5 (картофель и овощи открытого грунта). Данное предложение направлено на увеличение общего размера субсидии, предоставляемого субъекту ДФО, в целях возмещения большей части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей
3. Низкая самообеспеченность региона мясом.
Самообеспеченность жителей Хабаровского края мясом по итогам 2022 года составила 6,2 %. В последние 5 лет объемы производства мяса в крае сокращаются в связи с неблагоприятной эпизоотической обстановкой, отсутствием крупных животноводческих предприятий мясного направления, ликвидацией промышленного производства мяса птицы в 2012 году, мяса свинины в 2018 году. Основными производителями мяса птицы являются хозяйства населения (77,4 % от объема производства мяса в крае). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" порог продовольственной независимости региона по мясу составляет не менее 85 %. Поэтому в крае для достижения порогового значения продовольственной безопасности требуется строительство не менее
четырех крупных животноводческих комплексов мясного направления, прежде всего за счет увеличения мощностей действующих производств, привлечения инвесторов.
Предлагается рекомендовать Минсельхозу России внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1413 в части возмещения капитальных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК:
- увеличение процента возмещения затрат из федерального бюджета на строительство животноводческих комплексов с 25 до 50 %;
- введение направления по возмещению затрат на производство мяса бройлера, крупного рогатого скота (далее – КРС) с процентом возмещения затрат на строительство до 50 % (отсутствует в настоящее время).
4. Низкая самообеспеченность региона овощами.
Для повышения самообеспеченности региона овощами в крае оказывается поддержка тепличного овощеводства. Субсидия на приобретение технологического оборудования для тепличных комплексов введена в 2020 году. За 3 года с учетом средств поддержки приобретено оборудование на 124,6 млн. рублей, что обеспечило рост валового сбора овощей на 30 % к уровню 2019 года. В период с 2020 по 2022 гг. распределено 50,0 млн. рублей.
Введение дополнительной государственной поддержки на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов капитального строительства позволит создать привлекательные условия для реализации проектов инвесторами, учитывая сложные природно-климатические условия ведения сельского хозяйства в регионе, закредитованность предприятий и инвесторов, недостаточность собственных средств для реализации проектов, важность сокращения сроков выхода предприятий на проектную мощность. Предлагается рекомендовать Минвостокразвития России внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 1899 в части возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте в ДФО:
- увеличение процента возмещения затрат на строительство тепличных комплексов из федерального бюджета с 20 до 50 %.
5. Низкий уровень страхования сельскохозяйственных животных.
Небольшое количество сельхозтоваропроизводителей, заключающих договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, обусловлено следующими причинами:
- отказ большинства страховых компаний осуществлять страхование сельскохозяйственных животных в связи со вспышками особо опасных болезней животных и наличием КРС, инфицированного вирусом лейкоза;
- обязательство при страховании с государственной поддержкой осуществить страхование всего имеющегося поголовья животных. Часть сельскохозяйственных товаропроизводителей готова страховать только приобретенных животных или животных основного стада;
- негативный опыт других сельхозтоваропроизводителей региона по получению выплат.
Предлагается рекомендовать Минсельхозу России проработать вопрос со страховыми компаниями по урегулированию вопроса страхования на территории ДФО заразных болезней животных согласно приказу Минсельхоза России от 24 июня 2013 г. № 242 "Об утверждении перечня заразных болезней животных, используемого для сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой."
6. Физический и моральный износ производственных фондов предприятий хлебопекарной промышленности, низкий уровень механизации, низкая загруженность производственных мощностей, высокий процент применения ручного труда, а также низкая рентабельность производства продукции (до 5 %). среднемесячная заработная плата сотрудников на предприятиях малой мощности 20 - 25 тыс. рублей.
Оптово-отпускные цены на социально значимые сорта хлеба с начала 2023 года отдельными предприятиями увеличены на 5 – 10 % или на 2,00 – 4,50 рублей за булку 0,5 кг. из-за роста стоимости электроэнергии, коммунальных платежей, топлива.
Господдержка хлебопекарных предприятий края даст возможность провести модернизацию, увеличить заработную плату, стабилизировать цену на хлеб. В 2022 году Правительством края оказывались меры поддержки предприятиям хлебопекарной промышленности в рамках:
- субсидия из краевого бюджета на компенсацию части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий" (ставка субсидии – 2,50 рублей на 1 кг хлеба и хлебобулочных изделий). Поддержка оказана 12 предприятиям края в размере 10,8 млн. рублей (10,7 млн. рублей из федерального бюджета и 0,1 млн. рублей из краевого);
- субсидия из краевого бюджета на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией социальных сортов хлеба". Поддержка оказана 3 предприятиям края в размере 7,5 млн. рублей.
Оказание мер господдержки позволило хлебопекарным предприятиям края стабилизировать в течение 2022 года цены на хлеб (в том числе социальные сорта хлеба) и хлебобулочные изделия.
Необходимо продолжить оказание господдержки предприятиям хлебопекарной промышленности в рамках постановления от 17.12.2020 № 2140 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий". В целях недопущения повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия ставка субсидии для хлебопекарных предприятий Хабаровского края должна составить не менее 7,00 рублей на 1 кг хлеба.
Результативность применения мер поддержки для повышения уровня продовольственной безопасности и формирование совместных межрегиональных механизмов продвижения продукции на рынки дружественных стран. Оказание поддержки в области растениеводства позволяет возместить сельхозтоваропроизводителям до 50 % понесенных затрат. Действующие меры поддержки сельскохозяйственного производства позволили организованному сектору нарастить объемы выпускаемой сельхозпродукции. В 2022 году обеспечен рост в сельскохозяйственных организациях по картофелю – на 20,1 %, у фермеров по овощам – на 11 %, посевная площадь выросла к уровню 2021 года на 3 %, доля площади, засеваемой элитными семенами, составила 8,25 %.
Оказание поддержки в животноводстве позволило нарастить производство молока в организованном секторе на 8,5 % к уровню 2021 года, приобрести за 3 года более 1,1 тыс. голов крупного рогатого скота (далее – КРС).
Поддержка, оказываемая малым формам хозяйствования, позволила построить и ввести в эксплуатацию с 2017 года 11 новых животноводческих ферм численностью от 30 до 200 голов дойного стада КРС и 1 козоводческая ферма с планируемым поголовьем содержания коз до 400 голов. Запущены в производство модульные молочные цехи по переработке молока общей мощностью 10 тонн готовой продукции в сутки. Продукция, производимая на фермах (молоко, йогурты, творог, сметана), реализуется через крупные торговые сети города, а также на ярмарках и рынках.
В рамках межрегионального взаимодействия предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края осуществляются поставки продукции на территории Амурской, Магаданской, ЕАО и Сахалинской областей, Камчатского края, Республики Саха (Якутия):
- колбасных изделий (мясоперерабатывающее предприятие ГК "Скиф" ИП Жженых А.Л. Продукция реализуется в организациях торговли филиала ИП Жженых А.Л. в г. Благовещенске);
- полуфабрикатов (ООО "Мерилен");
- кондитерских изделий (ООО "ПК "Денисовы пекарни");
- соков, нектаров, морсов (ООО "Золотой Юг");
- алкогольной и пивоваренной продукции (филиал "АМУР-ПИВО" ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен", филиал ООО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика-Хабаровск";
- меда натурального, сиропа ягодного, папоротника (ООО "Лесные продукты");
- молочной продукции (ОАО "Комбинат детского питания "Молочный край", ООО "МК "Переяславский", АО "ДАКГОМЗ"). В целях содействия продовольственной безопасности регионов Дальнего Востока и Забайкалья необходимо расширить межрегиональное сотрудничество и взаимодействие по поставкам пищевой продукции.
Об экологическом состоянии реки Амур и необходимости устойчивого развития социо-эколого-экономических систем бассейна реки Амур (Приморский край, Еврейская автономная область, Амурская область, Забайкальский край, Хабаровский край) в рамках Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года: состояние, проблемы, перспективы. Амур – главная река Дальнего Востока. По протяженности и площади входит в десятку из двухсот крупнейших рек мира, занимает четвертое место в Российской Федерации. Река Амур является трансграничной рекой.
В Амурском бассейне расположены ценные природные комплексы, созданы особо охраняемые природные территории. Река Амур по видовому составу рыб занимает первое место среди рек России, относится к водным объектам высшей категории и имеет высокое рыбохозяйственное значение.
Реки Амурского бассейна имеют огромное хозяйственное значение – это источник питьевого водоснабжения для 70 % населения, транспортная магистраль для судоходства длинною около 3 тыс. км, рекреационная зона, имеющая перспективное развитие для внутреннего туризма. Воды Амура и его притоков используются при ведении сельского хозяйства, водо- и электроснабжении городов и промышленных предприятий.
Интенсивная хозяйственная деятельность, а также природные факторы оказывают негативное влияние на состояние реки Амур, что обострило многие экологические проблемы.
Проблемы:
1. Отсутствие очистных сооружений водоотведения в большинстве населенных пунктов края.
В Хабаровском крае остро стоит вопрос строительства очистных сооружений. В настоящее время существует потребность в строительстве, реконструкции (модернизации) 89 объектов водоотведения (в том числе 71 объект очистных сооружений). Планируемая сумма на реализацию мероприятий составляет 16,1 млрд. рублей.
Предварительно в федеральный водный проект планируется включить мероприятия, вошедшие в проект Плана мероприятий по оздоровлению бассейна р. Амур ("Дорожная карта"), подготовленного ранее Минприроды России по инициативе Правительства Хабаровского края, по строительству/реконструкции комплексов очистных сооружений для сокращения объемов загрязнения сточных вод, экологической расчистке русел рек и увеличению пропускной способности водных объектов, направленные
на восстановление водных объектов, вовлечение населения, проживающего в бассейне реки Амур, в природоохранные мероприятия.
Ввиду ограниченности средств консолидированного бюджета Хабаровского края, большого срока окупаемости частных инвестиций (в случае реализации проектов через механизмы государственно-частного и муниципально-частного партнерств), роста тарифа для реализации мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов водоотведения требуется значительное софинансирование из федерального бюджета.
2. Сокращение федерального финансирования исследовательских работ и рыбохозяйственных исследований в бассейне реки Амур.
Особенности географического положения и природных процессов бассейна реки Амур, континентальный климат с муссонными чертами обусловливают высокую степень ее экологической уязвимости.
С учетом сокращения федерального финансирования исследовательские работы, предусматривающие комплексный анализ причин и механизма формирования опасных гидрологических явлений на реках бассейна Амура в условиях специфической климатической обстановки и активной хозяйственной деятельности в их долинах, выполняются не в полном объеме или с ненадлежащим техническим оснащением.
Для решения экологических проблем и сохранения уникальных рыбных ресурсов бассейна реки Амур необходимо проведение комплекса научно-исследовательских работ, рыбохозяйственных исследований и выработка обоснованной стратегии использования водных ресурсов.
Результаты исследований позволят усовершенствовать имеющиеся подходы к управлению запасами водных биологических ресурсов, развитию устойчивого рыболовства и организации эффективного рыбохозяйственного комплекса в бассейне Амура. Результатом работ по инвентаризации нерестилищ станет разработка обоснований для создания рыбохозяйственных заповедных зон на основных нерестовых притоках в бассейне реки Амур с полным ограничением режима рыболовства.
3. Отсутствие нормативного правового регулирования в области охраны и использования трансграничных водотоков в Российской Федерации.
В настоящее время отсутствует нормативное правовое регулирование в области охраны и использования трансграничных водотоков в Российской Федерации, которое не может быть решено путем внесения изменений в действующие законы.
Существующие пробелы законодательства по вопросам мониторинга качества поверхностных вод трансграничных водных объектов и органов государственной власти, уполномоченных на его проведение, приводят к срыву трансграничного мониторинга качества вод р. Амур.
Действующим законодательством мониторинг дна и берегов всех водотоков отнесен к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что неосуществимо в отношении трансграничных водотоков в связи с тем, что получение объективной и достоверной информации о русловых процессах на трансграничных водных объектах, в том числе при выявлении тенденций нарушения территориальной целостности Российской Федерации имеет федеральное значение. Его проведение должно осуществляться на основании международных договоренностей по всей ширине реки.
Предлагается рекомендовать Ассоциации направить в Правительство Российской Федерации обращение о необходимости:
- софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий, предусматривающих строительство, реконструкцию (модернизацию) объектов водоотведения, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта;
- включения в федеральный водный проект мероприятий, предусматривающих проведение научно-исследовательских работ, рыбохозяйственных исследований;
- принятия федерального закона "О трансграничных водотоках" в целях урегулирования вопросов проведения мониторинга на трансграничных реках,
в том числе реке Амур.
Создание международной ТОР (далее – МТОР) как актуальное направление развития кооперации в условиях санкций и предоставление фактических и необходимых преференций для развития приграничных территорий субъектов ДФО. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам Восточного экономического форума 5 – 8 сентября 2022 г. от 19 октября 2022 г. № Пр-1991 (подпункт "б" пункта 1), поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 25 октября 2022 г. № ММ-П47-18146 (пункт 2) Минвостокразвития России в целях нормативного урегулирования правового статуса МТОР разработаны и размещены на Федеральном портале нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/ проекты федеральных законов о внесении изменений в:
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" – в части правового статуса режима МТОР (ID проекта 02/04/03-23/00136561);
- часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации – в части установления налоговых льгот для резидентов МТОР (ID проекта 02/04/03-23/00136569).
Предлагается предусмотреть возможность создания по решению Правительства Российской Федерации либо на основании международного договора на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа, МТОР.
Цель создания МТОР – международное сотрудничество в сфере промышленности и технологий, а также создание благоприятных условий для реализации совместных с иностранными партнерами из дружественных стран проектов по производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичных проектов. Минвостокразвития России совместно с Правительством края прорабатывается вопрос по созданию МТОР на острове Большой Уссурийский, в том числе на территории существующего укрепрайона и на коренном берегу для реализации совместных российско-китайских проектов по созданию деловой и туристско-рекреационной инфраструктуры, а также ведения сельскохозяйственной деятельности.
Предлагается рекомендовать Минвостокразвития России согласовать проект концепции развития российской части острова Большой Уссурийский с учетом предлагаемых площадок МТОР. После согласования вынести концепцию развития российской части острова для обсуждения в рамках второго заседания специальной российско-китайской рабочей группы по сопряжению концепций развития острова
Развитие сотрудничества с партнерами дружественных государств, в т.ч. КНР и Монголии. Начиная с декабря 2022 г. Китайская Народная Республика (далее – КНР) постепенно отменяет ограничительные антиковидные меры в отношении зарубежных стран. Отменяются антиковидные меры для российских граждан, въезжающих в страну в целях сохранения деловых и партнерских отношений, образования и лечения. Ведутся переговоры о возобновлении двустороннего обмена туристическими группами на безвизовой основе.
Ключевым направлением развития экономического взаимодействия с КНР является совершенствование трансграничной инфраструктуры на российско-китайской государственной границе. На государственной границе на территории Хабаровского края расположено 3 пункта пропуска, из них на данный момент функционируют два: речной пункт пропуска (далее также – РПП) "Хабаровск" и смешанный пункт пропуска "Покровка", автомобильный пункт пропуска Большой Уссурийский не построен.
Реализация проекта строительства современного речного пункта пропуска "Хабаровск" соответствует решению одной из ключевых задач, поставленных Президентом Российской Федерации на 2023 год по расширению внешнеэкономического взаимодействия Российской Федерации с перспективными партнерами из дружественных государств, а также развитию необходимой для такого сотрудничества инфраструктуры, в том числе транспортной.
В настоящее время состояние инфраструктуры РПП "Хабаровск" крайне негативно сказывается на динамике пассажиропотока. Если в 2018 году государственную границу через РПП "Хабаровск" пересекли 110 тыс. человек, то в 2019 году – 51 тыс. человек, в связи с чем необходимо проведение мероприятий по его реконструкции.
Необходимо наращивать грузопоток через смешанный пункт пропуска "Покровка". Сезонная работа по причине ледохода и ледостава, а также использование паромной переправы существенно уменьшает количество участников внешнеэкономической деятельности, перевозящих грузы через данный пункт пропуска. Предлагается рекомендовать Минвостокразвития России и Минтрансу России рассмотреть вопрос изменения классификации пассажирского пункта пропуска, установленного на острове Большой Уссурийский, на грузо-пассажирский для дальнейшей проработки межправительственного соглашения и обмена нотами между Россией и КНР.
Предлагается Минтрансу России и ФГКУ Росгранстрой:
- рассмотреть возможность реконструкции действующей инфраструктуры и технического дооснащения речного пункта пропуска "Хабаровск" для организации надлежащего пограничного и таможенного контроля и увеличения пассажирского потока (в том числе туристических обменов) в обоих направлениях;
- проработать вопрос круглогодичной (кроме ледохода и ледостава) работы наплавного (понтонного) моста в пунктах пропуска с параллельным использованием в летний период паромной переправы на пунктах пропуска "Покровка"−"Жаохэ".