Информация субъектов-членов Ассоциации к совместному заседанию Совета Ассоциации и Экспертного совета

28 апреля 2022

Информация субъектов-членов Ассоциации к совместному заседанию Совета Ассоциации и Экспертного совета

28 апреля 2022 года

 

Вопрос 1. О функционировании и развитии преференциальных режимов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток в субъектах ДФО с учетом складывающейся ситуации: региональная практика, проблемы, перспективы.

Приморский край

В Приморском крае в рамках режима ТОР зарегистрировано 576 резидентов, планируемая сумма инвестиций по соглашениям 4490 млрд руб., к созданию предусмотрено 101154 рабочих места (на текущий момент осуществлено инвестиций на сумму 1534 млрд руб., создано 49728 рабочих мест).

На территории Приморского края зарегистрировано 127 резидентов, плановая сумма инвестиций 1411 млрд руб., рабочие места 38710 (на текущий момент осуществлено инвестиций на сумму 243 млрд руб., создано 18 090 рабочих мест).

В рамках режима СПВ зарегистрировано 2089 резидентов, планируемая сумма инвестиций по соглашениям 1236 млрд руб., к созданию предусмотрено 94523 рабочих места (на текущий момент осуществлено инвестиций на сумму 263 млрд руб., создано 30924 рабочих места). На территории Приморского края зарегистрировано 1864 резидента, плановая сумма инвестиций 1009 млрд руб., рабочие места 83091 (на текущий момент осуществлено инвестиций на сумму 186 млрд руб., создано 25755 рабочих мест).

Совершенствуется федеральное законодательство по преференциальным режимам:

Законотворческие инициативы

Статус

1

Утверждение в 473-ФЗ о ТОР возможности изменения категорий земельных участков резидентов ТОР на основании утвержденной документации по планировке территории без внесения изменений в генеральный план

Включено в проект поправок Правительства Российской Федерации к «IV пакету» (законопроект № 61737-8).

Направлен на заключение в Минюст России

2

Утверждение в Налоговом кодексе РФ заявительного порядка применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОР и СПВ

Получено положительное заключение ГПУ Президента Российской Федерации.

Планируется рассмотрение на заседании РТК

3

Утверждение изменений в Приказ Минвостокразвития России от 27.02.2015 № 21, позволяющих резидентам ТОР получать субсидии Минпромторга России на возмещение затрат по созданию индустриальных парков

Приказ зарегистрирован в Минюсте России

4

Утверждение в Федеральном законе № 212-ФЗ об СПВ возможности распространения режима СПВ на всей территории ДФО по решению Правительства РФ через механизм приравненных к СПВ территорий

Законопроект направлен в Правительство РФ.

5

Утверждение в Федеральном законе № 423-ФЗ о ТОР преференций для участников режима на Курильских островах в части упрощенного порядка предоставления земельных участков (по аналогии с резидентами ТОР)

Включено в проект поправок Правительства Российской Федерации к «IV пакету» (законопроект № 61737-8).

Направлен на заключение в Минюст России.

Среди прочих мер, стимулирующих социально-экономическое развитие субъектов ДФО, отмечается создание индустриальных парков (например, площадки «Западная» площадью 1400 га на ТОР «Надеждинская» в Приморском крае), строительство Дальневосточных кварталов в рамках ТОР, создание инфраструктуры инвестиционных проектов за счет дальневосточной концессии.

Также в процессе проработки находятся такие меры, как снижение тарифов на электроэнергию для резидентов ТОР за счет возможности подключения к сетям ПАО «ФСК ЕЭС» по напряжению ниже 110 кВ (для ТОР «Михайловский» и «Амуро-Хинганская»), установление границ ТОР в соглашении о ее создании (упрощение порядка расширения границ ТОР).

В части административных барьеров отмечена длительная выдача резидентам СПВ разрешений на строительство, несмотря на установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» срок 7 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство. После проверки документов замечания к документации выдаются резиденту не в полном объеме, а частями. С каждой подачей заявления на выдачу разрешения на строительство резидент получает новые замечания, которые не были обозначены после предыдущей проверки. Подача заявлений достигает более 7 раз, значительно увеличивает сроки реализации проектов.

Еще одним существенным административным барьером является согласование документации по планировке территории (ДПТ). Часть земельных участков резидентов под реализацию инвестиционных проектов расположена в зоне комплексного развития территорий (КРТ), в связи с чем резиденты вынуждены разрабатывать ДПТ. Сроки утверждения документации длятся более года, в некоторых случаях достигают 3 лет. На текущий момент в стадии согласования и корректировки ДПТ находится 24 резидента, в стадии разработки ДПТ – 24 резидента, требуется разработать ДПТ для 13 проектов.

В части финансовой поддержки инвестиционных проектов ТОР и СПВ отмечается важность финансирования мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», в том числе по субсидированию затрат инвесторов на создание объектов инфраструктуры и субсидированию процентных ставок коммерческим банкам для обеспечения пониженной ставки для резидентов.

Отдельные преференции по созданию кластеров на ТОР законодательно не закреплены, их формирование происходит на основе специфических преимуществ региона: на ТОР «Хабаровск» планируется создание кластера по производству строительных материалов, на ТОР «Свободный» - газохимического кластера, на ТОР «Камчатка» - туристический кластер на базе якорного проекта «Парк «Три вулкана», на острове Русский в настоящее время создается ТОР, в рамках которой также появится туристический кластер.

В рамках Федерального Закона от 29.12.2014 № 473-Ф3«О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» между Минвостокразвития России, Администрацией Приморского края и муниципальными образованиями Приморского края подписано Соглашение от 19.10.2015 г. № 01-14/2015 «О создании на территории муниципальных образований Михайловский муниципальный район, Спасский муниципальный район и Черниговский муниципальный район Приморского края территории опережающего социально-экономического развития «Михайловский».

На текущую дату акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», осуществляющим функции по управлению территориями опережающего развития социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны, заключено 18 соглашений об осуществлении деятельности на ТОР «Михайловский»:

Резидент

Объем инвестиций по соглашению, млн руб

Осуществлено инвестиций, млн руб.

План рабочих мест (по соглашению)

Факт рабочих мест

1

ПРИМОРСКИЙ БЕКОН ООО

6 222,00

4 490,46

274

247

2

ГРИНБИО СИНЕРЖИ ООО

8 594,06

4,11

329

2

3

ТРАК ПАРТС ООО ТК

25

0

14

 0

4

ЗОДЧИЙ ООО

31,33

15,5

16

2

5

РУССКОЕ ПОЛЕ ООО

18,39

3,17

17

1

6

ООО "ТИЭЙЧ РУС ПРИМОРСКИЙ"

10 743,19

25,89

162

16

7

ООО "ТИЭЙЧ РУС ПРИМОРСКИЙ"

2 900,27

0

200

8

НК ЛОТОС ООО

3 733,05

2 182,83

366

266

9

АТ ГРУППА ТЕРМИНАЛ ООО

919,35

48,21

78

10

ВЛАДИВОСТОК ООО ПСК

1 273,88

0

58

11

ЛЕГЕНДАГРО ПРИМОРЬЕ ООО

226,99

207,93

101

100

12

ЧЕРНИГОВСКИЙ АГРОХОЛДИНГ ООО

259,09

259,09

94

87

13

ХОРОЛЬАГРОХОЛДИНГ ООО

66,99

67

10

11

14

МЕРСИ ТРЕЙД ООО

10 747,38

1 132,98

726

428

15

РУСАГРО-ПРИМОРЬЕ ООО

32 235,61

26 152,20

1 558

818

16

МОЛОКО ПРИМОРЬЯ ООО

1 615,12

228,56

160

4

17

ДАЛЬСЕЛЬКОР ООО

2 673,55

0

106

5

18

ЛЕГЕНДАГРО ТЕРМИНАЛ М

107,79

6,83

9

3

19

КЕНГРОУ ООО

797,6

545,99

25

13

 

ИТОГО

83 190,64

35 370,75

4 303

2 003

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2015 № 878 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Михайловский» финансовое обеспечение мероприятий по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития «Михайловский» за счет средств бюджета Приморского края, бюджетов Михайловского муниципального района, Спасского муниципального района и Черниговского муниципального района и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2025 годах в размере не менее 2219 млн. рублей.

В соответствии с планом-графиком, утвержденным Минвостокразвития России, в ТОР «Михайловский» за счет краевых средств создано 5 объектов дорожной инфраструктуры:

1.Строительство автомобильной дороги Михайловка – Турий Рог – Некруглово на участке км 0 – км 2,5 в Приморском крае. (24.05.2018 введена в эксплуатацию, находится на содержании).

2. Строительство автомобильной дороги Хабаровск – Владивосток – Меркушевка на участке км 0 – км 6,4 в Приморском крае. (введена в эксплуатацию, находится на содержании).

3. Строительство автомобильных дорог от дорог регионального значения до границ земельных участков ООО «РусАгро-Приморье» (1,1 км 1,0 км, 1,05 км, 1,1 км, 0,9 км). (03.11.2020 введены в эксплуатацию, находятся на содержании).

4. Строительство автомобильных дорог вдоль границ земельных участков ООО «РусАгро-Приморье» (0,9 км, 2,1 км, 1,6 км). (19.10.2020 введены в эксплуатацию, находятся на содержании).

5. Ремонт 28,51 км существующих дорог общего пользования регионального значения в направлении от автомобильных дорог общего пользования регионального значения Михайловка – Турий Рог. (Ремонт завершен. Работы приняты согласно акту приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию отремонтированного участка автомобильной дороги и дорожных сооружений от 23.12.2020).

Строительно-монтажные работы по объекту «Строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства Приморского края в целях обеспечения инженерной инфраструктурой территории опережающего развития «Михайловский» планируется завершить в третьем квартале текущего года.

В настоящее время остро стоят следующие вопросы инфраструктуры ТОР:

- ненадлежащее состоянии автомобильной дороги от с. Первомайское до с. Дальнее, препятствующем проезду школьного автобуса и безопасным перевозкам кормов и сельскохозяйственных животных резидента ООО «Русагро-Приморье»;

- затянувшееся строительство объектов инженерной инфраструктуры ставит под угрозу ввод в эксплуатацию объекты ООО «Русагро – Приморье», а при отсутствии системы водоотведения с канализационными очистными сооружениями резидент ООО «НК Лотос» будет вынужден отвлекать собственные средства на строительство временных локально-очистных сооружений.

Республика Бурятия

ООО «УК ТОР «Бурятия» отмечает необходимость внесения изменения в Правила, утвержденные Постановлением Правительства России от 13.05.2020 № 668, в части снижения порога частных инвестиций, предусмотренных на реализацию проекта, с 1 млрд руб. до 100 млн руб. для поиска и привлечения якорного резидента для создания комплексной площадки.

В качестве административного барьера для развития ТОР и СПВ отмечается длительность процедуры расширения ТОР. Сроки внесения изменений в постановление Правительства Российской федерации о создании ТОР на практике составляют от 4 месяцев до 1 года с момента согласования реализации проекта в рамках ТОР на заседании Наблюдательного совета ТОР.

Предлагается ускорить разработку и принятие нормативных актов, регулирующих процедуру внесения изменений в постановление Правительства о создании ТОР и поддержать предложения по изменению подхода к утверждению:

- границ ТОР по аналогии с ОЭЗ (расширение ТОР в границах муниципальных районов, далее включение отдельных участков в рамках соглашения о создании ТОР);

- перечня разрешенных видов экономической деятельности путем замены на перечень запрещенных видов экономической деятельности.

Также предлагается изменить порядок заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины по результатам открытого конкурса для резидента ТОР. При реализации проектов по производству деревянных изделий имеется потребность в беспрерывном обеспечении производства древесиной. В настоящее время резидент ТОР обеспечивает проведение мероприятий по проектированию и формированию лесных участков в целях подготовки к конкурсу на право заключения договора аренды лесных участков и аукциону по заключению договору купли-продажи лесных насаждений. При этом финансирование указанных процедур осуществляется за счет средств резидента без гарантии победы в данном конкурсе и аукционе и возврата финансовых затрат.

Предлагается обсудить следующие варианты решения данной проблемы:

а) внести изменения в п. 3 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ в части возможности заключения договоров аренды лесных участков без торгов для реализации инвестиционных проектов в рамках Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ;

б) или отнести инвестиционные проекты, реализуемые в рамках Федерального закона от 29.12.2014 года № 473-ФЗ, к приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов в соответствии с ППРФ от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в целях заключения договоров аренды лесных участков без проведения торгов;

в) или предусмотреть в дополнении к критериям, на основании которых проводится оценка предложенных условий и определение победителя конкурса, владеющего объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции из древесины (объекты глубокой переработки древесины), на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241, следующие критерии с присвоением определенного количества баллов:

- «Наличие объектов глубокой переработки древесины, составляющих полный цикл переработки древесины вплоть до выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости с учетом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза»;

- «Участник конкурса является резидентом ТОР».

Администрация года Улан-Удэ отметила, что в связи с внесением изменений в постановление Правительства РФ от 13.05.2020 № 668 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития резидентам и управляющей компании (далее – постановление № 668) значительно ухудшено положение резидентов ТОР «Бурятия», которым до вступления в силу изменений планировалось возмещение расходов на инженерную инфраструктуру для реализации заявленных инвестиционных проектов. А именно в соответствии с введенным п. 40 «В» постановления № 668 субсидия на развитие инженерной инфраструктуры резиденту ТОР предоставляется только в случае, если сумма частных инвестиций в рамках реализации инвестиционного проекта составляет не менее 1 млрд. рублей.

Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 13.05.2020 № 668 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития резидентам и управляющей компании» с целью снижения минимального объема частных инвестиций в инвестиционный проект резидента ТОР для участия в отборе для предоставления субсидий до 500 тыс. рублей. (Минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего развития в 500 тыс. рублей установлен Постановлением Правительства РФ от 14.06.2019 N 760 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Бурятия»).

Хабаровский край

В Хабаровском крае на сегодняшний день механизм льготного кредитного финансирования для развития ТОР и СПВ в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1818 (далее – Постановление 1818) для резидентов ТОР и СПВ Хабаровского края является недоступным по следующим причинам:

- отсутствие достаточного объема субсидирования в рамках Постановления 1818;

- в перечне приоритетных отраслей экономики, по направлениям которых предоставляется государственная поддержка в форме субсидирования процентной ставки по кредитам, отсутствует часть видов деятельности, осуществляемых резидентами ТОР и СПВ;

- резидентами отмечается сложность получения заемного финансирования в связи с требованием кредитных учреждений в части гарантийного обеспечения займов.

Обязательное требование в части наличия положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства (постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2020 № 668). Данное требование оказывает негативное влияние на реализацию прав резидентов ТОР в части компенсации понесенных затрат на создаваемые объекты инфраструктуры ТОР, создает дополнительную финансовую нагрузку.

Предлагаются меры по развитию механизма льготного кредитного финансирования в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1818:

1. Довести дополнительные бюджетные ассигнования на 2022 год (дополнительные лимиты уполномоченным банкам) и возобновить прием заявок на субсидирование процентных ставок по кредитам для резидентов ТОР и СПВ (Постановление 1818).

2. Рассмотреть возможность модернизации механизма льготного кредитования, определенного Постановлением № 1818, предусмотрев расширение перечня приоритетных отраслей экономики в рамках Постановления № 1818.

3. Проработать с уполномоченными банками возможность упрощения требований к залоговому обеспечению в случае наличия у резидента земельного участка и действующего разрешения на строительство.

4. Рассмотреть возможность исключения из Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры ТОР резидентам обязательного требования к наличию положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости объектов инфраструктуры ТОР, выданных федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (включение в Правила иных вариантов подтверждения достоверности определения сметной стоимости объектов инфраструктуры ТОР).

Как административный барьер отмечены длительные сроки рассмотрения и принятия решений о расширении границ ТОР для реализации инвестиционных проектов. В настоящее время в соответствии с порядком расширения границ ТОР требуется внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации об их создании. Срок прохождения данных процедур в настоящее время составляет от 2 до 6 месяцев.

Предлагается рассмотреть возможность исключения из порядка расширения границ ТОР процедур, требующих внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации об их создании, установив возможность изменения границ ТОР путем внесения изменений в соглашения о создании ТОР. Данное решение позволит существенно сократить сроки рассмотрения и принятия решений о расширении границ ТОР для реализации инвестиционных проектов, что положительно скажется на инвестиционном климате в ДФО, а также будет способствовать оперативному решению вопросов импортозамещения, обусловленных беспрецедентным санкционным давлением.

Экономика Хабаровского края, как и всей страны, находится в непростых условиях. Вместе с тем поставленные ранее задачи Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по опережающему развитию Дальнего Востока не снимались. Работу по реализации поставленной Президентом задачи необходимо продолжать в усиленном режиме. Хабаровский край показывает неплохую динамику привлечения инвестиций. В 2020 году в экономику края поступило 237,9 млрд. рублей инвестиций, в 2021 году – 243,8 млрд. рублей (4 место из 11 субъектов ДФО).

В меняющихся экономических условиях, вызванных беспрецедентным санкционным давлением на экономику Российской Федерации, наиболее остро стоит вопрос реализации инвестиционных проектов. Инвесторы являются экономическими агентами, одними из первых ощутившими на себе негативное влияние вводимых ограничений со стороны ряда западных стран.

Необходимо в ручном режиме организовать плотное взаимодействие с инвесторами, оказывать им всестороннее содействие, в том числе привлекать федеральные структуры, институты развития, финансово-кредитные учреждения, контролирующие органы.

Во избежание остановки реализации крупных и значимых инвестиционных проектов на территории ДФО в настоящее время существует потребность в дополнительных мерах поддержки инвестиционной деятельности со стороны Правительства Российской Федерации:

1. Возобновление проведения отборов приоритетных инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации за счет средств государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и (или) акционерного общества "ВЭБ.ДВ", предоставленных из федерального бюджета (докапитализация государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и (или) акционерного общества "ВЭБ.ДВ").

2. Отмена обеспечительных таможенных платежей для импортеров продукции инвестиционного назначения и комплектующих для сборочных производств.

3. Упрощение порядка и сокращения времени проведения государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

4. Докапитализация Гарантийных фондов субъектов ДФО и предоставление поручительств по финансовым обязательствам субъектов МСП.

5. Докапитализация микрокредитных компаний, созданных в субъектах ДФО, для поддержки малого предпринимательства за счет бюджетных средств

на предоставление инвестиционных займов.

Забайкальский край

Забайкальским краем отмечаются административные барьеры для развития ТОР и СПВ:

- высокая нагрузка на резидентов ТОР в части организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, предлагается мораторий на проведение плановых проверок на срок 2-3 года и ограничение внеплановые проверки на срок 1 год с момента получения статуса резидента ТОР;

- длительность процедуры согласования расширения границ ТОР, предлагается ускорить процедуру согласования расширения границ ТОР путем проведения согласования через нормативно-правовые акты Минвостокразвития России после рассмотрения и согласования реализации инвестиционного проекта Наблюдательным советом ТОР;

- длительный порядок перевода земель лесного фонда в земли других категорий. Целесообразно установить упрощенный порядок перевода земель лесного фонда в земли других категорий для реализации инвестиционных проектов резидентами ТОР через Минвостокразвития России по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Предлагается предусмотреть возможность передачи земельных участков лесного фонда (лесные участки) резидентам ТОР через Минвостокразвития России по аналогии с земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации на основании пункта 8 статьи 7 Федерального закона № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Правительство Забайкальского края предлагает предоставлять резидентам ТОР лесные участки, находящиеся в государственной и или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в целях реализации инвестиционных проектов по переработке древесины, в области сельского хозяйства (рыбоводство) через Минвостокразвития России.

Также важно для развития бизнеса предусмотреть:

- специальный комплекс мер поддержки для стимулирования реализации проектов в области поднятия залежных земель и увеличения площади пахотных земель;

- дополнительные налоговые льготы для резидентов ТОР - субъектов малого и среднего предпринимательства, находящихся на упрощенной системе налогообложения, установив пониженную налоговую ставку в размере не более 3% в течение пяти лет с момента начала операционной деятельности резидента.

Чукотский автономный округ

В Чукотском автономном округе с августа 2020 года, с вступлением в силу пакета федеральных законов по поддержке предпринимательской деятельности в Арктике, в регионе одновременно действуют три преференциальных режима:

- территория социально-экономического развития «Чукотка» (далее - ТОР «Чукотка») создана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 года № 876;

- свободный порт Владивосток на территории городского округа Певек (далее – СПВ) создан в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»;

- Арктическая зона Российской Федерации (далее – Арктическая зона) создана в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

На 25 апреля 2022 года 81 компания включена в реестр резидентов преференциальных режимов (уже вложено почти 67 млрд. рублей), планируемое количество новых рабочих мест составляет 8,1 тыс. (создано – 2,2 тыс. рабочих мест), в том числе:

- ТОР «Чукотка» – 61 резидент с общим объемом заявленных инвестиций 606,8 млрд. рублей и планируемым созданием 5,9 тыс. новых рабочих мест (резидентами освоено 65,0 млрд. рублей инвестиций, создано 1,6 тыс. рабочих мест);

- СПВ – 10 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций 10,7 млрд. рублей и планируемым созданием 0,5 тыс. новых рабочих мест (резидентами освоено 1,7 млрд. рублей, создано 0,3 тыс. рабочих мест);

- Арктическая зона – 10 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций 163,0 млрд. рублей и планируемым созданием 1,7 тыс. новых рабочих мест (резидентами освоено 0,2 млрд. рублей, создано 0,3 тыс. рабочих мест).

Среди резидентов присутствует как крупный, так и малый бизнес, с проектами, разными по масштабу и наполнению.

За 2021 год статус резидента получили 17 компаний с общим объемом инвестиций 580,5 млрд. рублей и заявленным созданием 2,8 тыс. рабочих мест, в числе которых ООО «ГДК «Баимская» (инвестор KAZ Minerals PLS) с масштабным проектом строительства Баимского ГОКа на базе месторождения «Песчанка» (медь, золото, серебро, молибден) и ООО «Территория» (инвестор ПАО «Русолово») с проектом освоения месторождения «Пыркакайские штокверки» (олово, вольфрам), с начала текущего года - 6 компаний с общим объемом инвестиций 160,2 млрд. рублей и заявленным созданием 1,4 тыс. рабочих мест, в числе которых АО «Чукотатомэнерго» с проектом по созданию модернизированных плавучих энергоблоков для энергоснабжения Баимского ГОКа.

В округе, включая и муниципальный уровень, для резидентов ТОР «Чукотка», СПВ и Арктической зоны закреплены единые унифицированные налоговые льготы:

1) на региональном уровне:

- ставка налога на прибыль (региональная часть) в первые 5 лет после получения первой прибыли установлена на уровне 0%, в следующие 5 лет -10%;

- ставка налога на имущество в первые 5 лет после постановки имущества организации на баланс установлена на уровне 0%, в следующие 5 лет - 1,1%;

- ставка налога по УСН при режиме «доходы» в первые 3 года установлена на уровне 1 %, в следующие 3 года – 4% на УСН с режимом «доходы»; при режиме «доходы минус расходы» - 5% в первые 3 года и 10% в последующие 3 года;

2) на муниципальном уровне ставка по земельному налогу в первые 5 лет составляет 0%, в последующие 5 лет - половину от стандартной ставки.

Региональными институтами развития обеспечивается сопровождение потенциальных и действующих инвесторов на безвозмездной основе в режиме «одного окна» (НО «Фонд развития экономики и прямых инвестиций Чукотского автономного округа», ООО «Управляющая компания территории опережающего социально-экономического развития в Чукотском автономном округе»).

Преференциальные режимы, функционирующие в Чукотском автономном округе, позволяют повысить инвестиционную активность, улучшить инвестиционный климат и создать благоприятные условия для инвестирования и развития предпринимательства. Налоговые льготы, установленные для резидентов, позволяют частично нивелировать действие комплекса объективных сдерживающих факторов развития бизнеса в условиях Арктики.

Проблемы и предложения:

1. Предоставление регионам права по снижению размера налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения для резидентов преференциальных режимов до 0%.

Статьей 346.20 Налогового кодекса РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков:

- от 1 до 6 процентов – в случае, если объектом налогообложения являются доходы;

- от 5 до 15 процентов – в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Вместе с тем, положения Налогового кодекса РФ позволяют устанавливать для резидентов ТОР, СПВ и Арктической зоны нулевые ставки налогов (на прибыль, на имущество, земельный налог).

В целях стимулирования развития преференциальных режимов предлагается внести изменения в статью 346.20 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации будет предоставлено право по снижению размера налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения для резидентов преференциальных режимов до 0%.

2. Унификация «входных» условий для резидентов ТОР, СПВ и Арктической зоны по снижению минимальной планки объема инвестиционных вложений для Арктической зоны до уровня, установленного для резидентов ТОР «Чукотка» и СПВ, – 500 тыс. рублей без ограничения по времени освоения инвестиций

В целях привлечения инвестиций в двух стратегических промышленных зонах Чукотки (Чаун-Билибинской и Анадырской) созданы территории с особым режимом предпринимательства: ТОР «Чукотка» и СПВ, занимающие 46% площади региона. Кроме того, округ целиком включен в территорию действия режима Арктической зоны.

Правительством округа и муниципалитетами в 2020 году унифицированы все налоговые преференции для резидентов всех преференциальных режимов на региональном и муниципальном уровне.

При схожести режимов ТОР, СПВ и Арктической зоны федеральным законодательством установлены различные условия для получения статуса резидента по минимальному объему капитальных вложений:

- для ТОР «Чукотка» и СПВ – 500 тыс. рублей;

- для Арктической зоны – 1 млн. рублей.

В целях повышения интереса малого бизнеса к преференциальным режимам, предлагается унифицировать «входные» условия для резидентов ТОР, СПВ и Арктической зоны, снизив минимальную планку объема инвестиционных вложений и Арктической зоны до уровня, установленного для резидентов ТОР «Чукотка» и СПВ, – 500 тыс. рублей.

3. Упрощение «входного» пакета документов, предоставляемых субъектами МСП для получения статуса резидента, по всем преференциальным режимам.

В настоящее время для получения статуса резидента ТОР или резидента СПВ требуется предоставление бизнес-плана, содержащего полные сведения о реализации проекта, тогда как для получения статуса резидента Арктической зоны бизнес-план предоставляется по упрощенной форме.

Предлагается упростить и унифицировать «входной» пакет документов, предоставляемых субъектами МСП для получения статуса резидента по всем преференциальным режимам.

4. Устранение диспропорции в части предоставления льгот по страховым взносам в рамках преференциальных режимов ТОР, СПВ и Арктической зоны.

В настоящее время существуют диспропорции в части предоставления льгот по страховым взносам в рамках преференциальных режимов ТОР, СПВ и Арктической зоны:

1) в соответствии с федеральным законодательством для резидентов ТОР и СПВ в течение 10 лет с момента получения статуса резидента действует пониженная ставка по страховым взносам в размере 7,6% (при стандартной ставке – 30%), тогда как для резидентов Арктической зоны предоставляется возмещение 75% уплаченных страховых взносов без ограничения по времени;

2) с учетом введения в прошлом году налоговых преференций для субъектов малого и среднего бизнеса (двукратное снижение страховых взносов в части выплат, превышающих МРОТ) конечная ставка для резидентов Арктической зоны составляет 3,75%, в то время как для тех же инвесторов, но являющихся резидентами ТОР, конечная ставка осталась неизменной и составляет 7,6%.

Предлагается для обеспечения равных показателей экономической эффективности инвестиционных проектов, реализуемых инвесторами на территории региона, устранить существующие диспропорции в части предоставления льгот по страховым взносам в рамках преференциальных режимов, снизив размер конечной ставки страховых взносов для резидентов ТОР и СПВ (7,6%) до уровня, установленного для резидентов Арктической зоны (3,75%).

Вопрос 2. О социальном развитии притрассовых поселений, прилегающих к зоне Байкало-Амурской магистрали: ситуация, проблемы, перспективы.

Республика Бурятия

В Республике Бурятия на территории трех северных муниципальных образований республики – МО «Северо-Байкальский район», МО «Муйский район» и МО «город Северобайкальск» - реализуется Мероприятие «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали».

Мероприятие реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и республиканской программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».

На сегодняшний день в очередности расселения состоит 2228 семей, учтено 124,5 тыс. кв.м. аварийного и/или непригодного для проживания жилищного фонда. При этом, продолжается тенденция увеличения числа очередников, жилые помещения продолжают признаваться непригодными для проживания и/или многоквартирные дома аварийными и подлежащими сносу, из-за отсутствия ограничения сроков признания их таковыми. За весь период реализации, т.е. с 2011 г. по настоящее время расселено 2358 семей.

Право на первоочередное расселение имеют граждане, которым в период строительства БАМ, было предоставлено временное жилое помещение.

В соответствии с Госпрограммой, субсидии предоставляются на:

а) приобретение муниципальными образованиями жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья;

б) строительство муниципальными образованиями жилых помещений, в том числе завершение ранее начатого строительства;

в) предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений (далее - социальная выплата) собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться.

Чаще всего граждане выбирают способ переселения - предоставление социальной выплаты для приобретения жилья и приобретение муниципальными образованиями жилого помещения.

Предусмотренный объем финансирования по «Бамовской программе» на 2022 – 2024 гг. согласно закону о бюджете, с учетом софинансирования составляет 1012,8 млн. руб. Данный объем финансирования позволит расселить не более 255 семей при 2228 семьях, находящихся в очередности на расселение в Республике Бурятия.

Исходя из имеющихся данных о площади аварийного жилья, стоимости 1 кв.м. жилого помещения и, учитывая индекс дефлятор Минэкономразвития России, потребность в финансировании мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали» Республики Бурятия, из средств федерального бюджета составляет 10,0 млрд. руб.

Важно завершить расселение всех семей, состоящих в очередности расселения, до 31 декабря 2025 года, учитывая, что в 2024 году исполняется 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (8 июля 1974 года было принято постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.07.1974 № 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали").

Строительство БАМа осуществлялось людьми в условиях сурового климата. На сегодняшний день, эти люди вынуждены проживать в жилых домах, срок амортизации которых давно истек. В таких домах невозможно поддерживать нормальный температурный режим. Для большинства семей это единственное жилье, кроме того, многие из них пенсионеры и инвалиды.

Необходимо отметить, что такие жилые помещения как объекты индивидуального жилищного строительства и дома блокированной застройки, состоящие в очередности расселения по переселению из зоны БАМ, не могут быть расселены в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» ввиду того, что данным законом предусмотрено расселение только многоквартирных домов в установленном порядке признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Важно обеспечить финансирование мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали, предусмотренное государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, в полном объеме в целях его завершения до конца 2024 года в соответствии с расчетной потребностью.

Хабаровский край

В Хабаровском крае к БАМу прилегает 43 поселения 5 муниципальных районов края (Верхнебуреинского, Солнечного, Комсомольского, Ванинского, Советско-Гаванского):

- численность населения – 97,2 тыс. человек;

- численность рабочих мест – 26 тыс. ед.;

- средний уровень безработицы – 1,0 %;

- средняя заработная плата – 40,0 тыс. рублей (без учета рп. Ванино).

Население (без учета рп. Ванино) преимущественно занято в муниципальных организациях и учреждениях, лесозаготовке, транспортных услугах и подразделениях РЖД. Все поселения БАМ относятся к районам, приравненными к районам Крайнего Севера.

Низкий уровень собственных доходов местных бюджетов не позволяет разработать и реализовать программы развития территорий. Доля собственных источников в общем объеме средств, направленных на расходы – менее 50 %:

- Комсомольский район – 48,9 %;

- Ванинский район – 45,4 %;

- Советско-Гаванский район – 40,6 %;

- Верхнебуреинский район – 40,6 %;

- Солнечный район – 33,9 %.

Ветхое жилье по БАМовским поселениям составляет более 50 %. Расчетная потребность в переселении из не предназначенных для проживания строений – 1,4 тыс. жителей, 17,0 тыс. кв. м.

Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее – комитет) проводит работу по содействию ОАО "РЖД" в привлечении трудовых ресурсов на объекты железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог, организованную в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) от 09.07.2021 № 16-4/10/В-8374.

В целях обеспечения кадровой потребности для работы на объектах Байкало-Амурской магистрали в настоящее время краевыми государственными казенными учреждениями центрами занятости населения (далее – центры занятости населения) продолжается информирование безработных и ищущих работу граждан о возможности трудоустройства на представленные ОАО "РЖД" вакансии, в том числе с вахтовым методом работы.

По состоянию на 12.04.2022 в центрах занятости населения об имеющихся в подрядных организациях ОАО "РЖД" вакансиях проинформировано порядка 400 безработных граждан. Также, сведения о 553 соискателях, имеющих подходящие специальности, переданы в АО "БАМСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ" для самостоятельного отбора кандидатов для трудоустройства. Сведения о представленных ОАО "РЖД" вакансиях размещены на информационных стендах и официальных сайтах центров занятости населения, а также в социальных сетях. Кроме того, информационные материалы (флаеры, объявления) направлены для размещения в администрации муниципальных образований края, филиалы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и отделения Пенсионного фонда Российской Федерации.

По состоянию на 12.04.2022 заявки на привлечение иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в рамках алгоритма действий по привлечению в экономику Российской Федерации иностранных граждан, а также в рамках деятельности межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края от работодателей, осуществляющих реализацию проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, в комитет не поступали. В случае обращения работодателей, заявки на привлечение иностранных работников будут рассмотрены в кратчайшие сроки.

Также от подрядных организаций ОАО "РЖД" не поступало предложений по участию в программе трудовой мобильности.

Информация о результатах работы ежемесячно направляется комитетом

в адрес Минтруда России. Вопрос содействия ОАО "РЖД" в обеспечении трудовыми ресурсами объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог находится на постоянном контроле.

Правительство Хабаровского края отмечает необходимость разработки федеральной программы развития притрассовых поселений, прилегающих к зоне Байкало-Амурской магистрали, при участии заинтересованных субъектов Российской Федерации, с разработкой мероприятий по:

- модернизации коммунальной и транспортной инфраструктуры;

- ликвидации аварийного и ветхого жилья;

- реконструкции и строительству объектов социальной сферы,

в том числе ремонты крыш, входных групп и оконных проемов;

- организации с участием населения мероприятий по улучшению среды проживания.

Данные предложения были направлены Правительством Хабаровского края в Минстрой России (от 25.05.2021 № 03.1-09-2521). Минстроем России предложено продолжить работу по этому вопросу в рамках Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (предложение согласовано Хуснуллиным М.Ш. 13.07.2021).

На федеральном уровне необходимо утвердить программу по оздоровлению р. Амур, включив в программу мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации систем водоотведения в притрассовых поселках БАМ.

Инфраструктура притрассовых поселений в Хабаровском крае:

- школы – 46 ед.;

- детские сады – 36 ед.;

- поликлиники – 6 ед.;

- ФАПы – 19 ед.;

- котельные – 36 ед.;

- уровень обеспеченности спортивными сооружениями – 100 %, за исключением Советско-Гаванского района (39 %):

- уровень обеспеченности библиотеками – 100 %, за исключением Советско-Гаванского района (83 %).

При этом около 60 % социальных учреждений в поселениях нуждаются в ремонте. Состояние структур коммунального хозяйства и электроэнергетики обеспечивает минимальные стандарты предоставления услуг населению и предприятиям. Котельные, отапливающие населенные пункты БАМ, строились с учетом перспективного промышленного развития, характеризуются излишне установленной мощностью.

Системы водоотведения притрассовых поселений, требуют восстановления. Необходимо строительство и реконструкция не менее чем 14 систем централизованного водоотведения с очистными сооружениями канализации.

Механизмы и государственные меры поддержки функционирования притрассовых поселений в Хабаровском крае:

1. Среднесрочный План ремонта и реконструкции объектов инфраструктуры, расположенных на территории Байкало-Амурской магистрали на 2020 – 2023 гг. (подписан Правительством края и филиалом Дальневосточной железной дороги 17.12.2019).

В План включены мероприятия по строительству, ремонту и обновлению материально-технической базы учреждений социальной сферы Верхнебуреинского, Солнечного и Ванинского районов (за счет бюджетных средств муниципальных образований и Правительства края, а также ОАО "РЖД").

В 2020 – 2021 гг. реализованы следующие мероприятия:

- в рамках регионального проекта "Современная школа" на базе МБОУ СОШ п. Хурмули открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", поставлено оборудование на сумму

1,1 млн. рублей;

- за счет средств краевого бюджета КГБУЗ "Солнечная районная больница" для амбулатории в п. Хурмули приобретен электрокардиограф;

- в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" в МБОУ СОШ п. Горин выполнен комплексный ремонт помещений спортивного зала на 1,8 млн. рублей;

- в МБОУ СОШ № 21 пос. Герби за счет средств района выполнен ремонт кабинетов математики и информатики, выполнен ремонт кровли;

- в МБОУ СОШ № 19 пос. Алонка за счет средств района проведен ремонт кабинетов физики и химии, осуществлен ремонт спортивного зала;

- в МБДОУ детский сад № 6 Тырминского сельского поселения за счет средств района установлены пластиковые окна.

Для устройства современной спортивного поля МБОУ СОШ № 11 имени А.А. Абрамова рп. Новый Ургал за счет средств района разработана проектно-сметная документация, стоимость работ – 73,0 млн. рублей (Минсельхозом края в январе 2022 г. направлена заявка в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для получения финансирования в рамках программы

в 2023 году. По состоянию на 20.04.2022 решение федеральным министерством не принято (на контроле Губернатора края по Перечню поручений от 15 июля 2021 г.).

2. Реализуется План социального развития центров экономического роста Хабаровского края (распоряжение Правительства Хабаровского края от 25.06.2018 № 362-рп).

План предусматривает реализацию мероприятий, направленных на развитие социальной инфраструктуры центров экономического роста, в том числе рп. Ванино, п. Токи Ванинского муниципального района и г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района (за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета края).

В 2020 – 2021 гг. реализованы следующие мероприятия:

- приобретение оборудования для реализации программ дополнительного образования технической направленности на базе школы № 4 рп. Ванино на сумму 50,7 млн. рублей;

- модернизация материально-технической базы системы среднего профессионального образования (КГБПОУ "Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум", КГБПОУ "Ванинский межотраслевой колледж (Центр опережающей профессиональной подготовки)" на сумму 50,0 млн. рублей;

- приобретение высокотехнологичного оборудования для учреждений здравоохранения (КГБУЗ "Ванинская центральная районная больница", КГБУЗ "советско-Гаванская районная больница") на сумму 53,06 млн. рублей;

- реконструкция системы водоснабжения рп. Ванино и п. Токи Ванинского муниципального района на сумму 206,7 млн. рублей.

В настоящее время продолжается реконструкция стадиона рп. Ванино Ванинского муниципального района (стоимость – 60,09 млн. рублей). Дополнительно в текущем году будет благоустроено 15 дворовых территорий

в рп. Ванино Ванинского муниципального района и г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района в рамках проекта "1000 дворов" (стоимость – 106,2 млн. рублей).

3. Реализация инвестиционных проектов в рамках преференциального режима свободный порт Владивосток (СПВ). Заключено 26 соглашений с резидентами СПВ (19 – Ванинский муниципальный район, 7 – Советско-Гаванский муниципальный район): объем заявленных инвестиций 166,3 млрд. рублей, количество новых рабочих мест – 6266 ед. (по состоянию на 01.03.2022 инвестировано 46,5 млрд. рублей, создано 2430 рабочих мест).

В Перечне поселений БАМ в Хабаровском крае в пяти районах находится 43 муниципальных образования:

- Верхнебуреинский район: п. Этыркен, п. Алонка, пгт. Новый Ургал, п. Ургал, п. Солони, п. Сулук, п. Герби;

- Солнечный район: п. Джамку, п. Амгунь, п. Березовый, п. Болен, п. Эворон, п. Харпичан, с. Кондон, п. Дуки, п. Горин, п. Мавринск, п. Хурмули, п. Хальгасо;

- Комсомольский район: п. Гайтер, с. Пивань, с. Большая картель, с. Эммер, п. Селихино, п. Снежный, с. Гурское, п. Уктур, п. Кенай, п. Новый мир;

- Ванинский район: п. Высокогорный, с. Датта, п. Кенада, п. Тулучи, п. Тумнин, с. Хуту, с. Уська Орочское, п. Монгохто, с. Дюанка, п. Токи, п. Ванино, п. Октябрьский;

- Советско-Гаванский район: г. Советская Гавань, п. Майский.

При этом Хабаровский край не включен в перечень субъектов Российской Федерации, которым предоставляются субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.

Вопрос 3. О совершенствовании законодательства по обеспечению жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Республика Бурятия

В Республике Бурятия отмечается длительный период ожидания социальной выплаты и улучшения жилищных условий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Права граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон). Улучшение жилищных условий граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для приобретения жилого помещения в рамках реализации Мероприятия.

В соответствии со ст. 1 Закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

По состоянию на 01.01.2022 год в Республике Бурятия на учете граждан по вышеуказанной категории состоит 4422 семья (11692 человека) (на 01.01.2021 - 4401 семей), в том числе категориям:

- «инвалиды» – 525 семей (1206 человека),

- «пенсионеры» - 2697 семей (6813 человека),

- «работающие» – 1200 семей (3673 человек).

Граждане, указанной категории, состоят на учете с 1995 года. Большая часть из них, по состоянию здоровья, из-за преклонного возраста, и в связи с медленным сокращением очередности, не дожидаются получения государственного жилищного сертификата.

В 2019 году для данной категории граждан Республики Бурятия было выделено средств из федерального бюджета 320127,9 тыс. руб. - выдано 156 сертификатов. В 2020 году было выделено 291644,1 тыс. руб. - выдано 150 сертификатов.

В Республике Бурятия к территориям Крайнего Севера и приравненных к ним местностям относятся 6 районов (Муйский, Северобайкальский, Баунтовский, Курумканский, Баргузинский, Окинский), имеющих центральные районные больницы. В перечисленных районах для привлечения молодых специалистов реализуются следующие меры:

1. За счет финансовых средств муниципальных образований республики:

- в Северобайкальском районе при трудоустройстве молодых специалистов в ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» предоставляется единовременная выплата в размере 50,0 тыс. рублей, а также возмещается 50 % суммы стоимости аренды благоустроенного жилья медицинским работникам;

- в Северобайкальском, Баунтовском, Окинском районах предоставляется служебное жилье (всего 30 квартир);

- во всех районах предоставляются детям медицинских работников места в дошкольные общеобразовательные учреждения.

2. За счет денежных средств центральных районных больниц:

- в ГБУЗ «Муйская ЦРБ», ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» в связи с отсутствием служебного жилья возмещается 50 % суммы за аренду жилья;

- в ГБУЗ «Баунтовская ЦРБ» предоставляются единовременные выплаты в размере 20,0 тыс. рублей.

3. Правительством Республики Бурятия возмещается часть расходов согласно Закону Республики Бурятия от 09.10.2007 № 2526-III «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных органах Республики Бурятия, государственных учреждениях Республики Бурятия, расположенных в приравненных к районам Крайнего Севера местностях Республики Бурятия»:

- единовременное пособие в размере двух должностных окладов и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада работника;

- оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте;

- компенсации расходов, связанные с переездом к месту работы в приравненные к районам Крайнего Севера местности;

- компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

С 2012 года за период реализации программы «Земский доктор/Земский фельдшер» трудоустроены 237 медицинских работников на территории Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, продолжают работу 105 медицинских работников.

С 2021 года медицинским работникам, работающим в населенных пунктах республики, относящихся к сельским агломерациям, предоставляются компенсационные выплаты по льготной ипотеке для приобретения или строительства жилья из средств республиканского бюджета (постановление Правительства Республики Бурятия от 19.05.2021 № 222 «О предоставлении компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников по ипотечным кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилья в сельской местности»). По данной программе медицинский работник вносит первоначальный взнос в размере 10% от стоимости жилья, остальные ипотечные выплаты оплачивает республиканский бюджет. В настоящее время данной мерой социальной поддержки воспользовались 8 медицинских работников, проживающие в районах Крайнего Севера.

Проблемным вопросом остается отсутствие в районах республики служебного благоустроенного жилья.

Немаловажным фактором выбытия населения притрассовых поселков, прилегающих к зоне БАМ, являются низкие социально-бытовые условия (неблагоустроенное жилье), низкая заработная плата молодым специалистам, отсутствие жилья для специалистов, низкая транспортная доступность (отсутствие дорог общего пользования, нет постоянного авто- и авиасообщения с отдаленными населенными пунктами), высокие цены на продукты питания, товары первой необходимости, ГСМ.

Для полного обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в рамках реализации Подпрограммы, Республике Бурятия необходимо значительное увеличение объемов выделяемых средств из федерального бюджета (порядка 16 млрд. рублей при нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади в размере 69261 руб., установленной на 1 полугодие 2022 года приказом Минстроя России от 17.12.2021 № 955/пр). Основополагающим фактором успешной реализации мероприятия по обеспечению жилыми помещениям может стать только значительное увеличение объема средств, выделяемых из федерального бюджета для данных категорий граждан.

Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», в том числе Положение о предоставлении субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696.

В соответствии с пунктом 5 Положения доля средств муниципального образования и вклада работодателя устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в размере не менее 20 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. При этом, в случае если работодателем является государственное, муниципальное учреждение в социальной сфере, то его участие в виде доли вклада работодателя не является обязательным.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27 марта 2020 г. № 158 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Комплексное развитие сельских территорий Республики Бурятия» утверждено Положение о предоставлении субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилого помещения (жилого дома), предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения .

В соответствии с пунктом 2.3 Порядков доля средств муниципального образования и работодателя составляет в размере 20 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в Республике Бурятия:

- 1 процент расчетной стоимости - доля средств муниципального образования;

- 19 процентов расчетной стоимости - доля средств работодателя.

В случае если работодателем является государственное, муниципальное учреждение в социальной сфере, то его участие в виде доли вклада работодателя не является обязательным. В таких случаях, вся сумма ложится на местный бюджет, что непосильно для муниципалитета по причине дефицита и отсутствия свободных средств. Обеспечение жильем при подобных условиях вызывает затруднения.

Предлагается, в случаях, если работодателем является государственное, муниципальное учреждение в социальной сфере, при строительстве жилья рассмотреть возможность по перераспределению средств работодателя (равного 19% от стоимости жилья) на федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации.

Данная мера окажет значительное содействие в решении вопросов по обеспечению жильем специалистов социальной сферы, а именно врачей и педагогов, изъявивших желание переехать на сельские территории, в то же время сохранить численность сельского населения и повысить престиж сельского труженика.

Для молодых специалистов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, родившихся и выросших в них, важно установить начисление северных надбавок в размере 50% с первого дня трудовой деятельности.

Необходима компенсация расходов на оплату проезда до места отдыха на личном транспорте для пенсионеров и инвалидов, получающих страховую пенсию и проживающих на Крайнем Севере и приравненных к ним местностям.

Приморский край

В Приморском крае реализуется Закон Приморского края от 23 ноября 2018 года № 389-КЗ «О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края», в рамках которого предусмотрен ряд мер социальной поддержки для педагогов, в том числе для педагогических работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а именно:

- единовременная денежная выплата размер, которой варьируется от 250,0 до 440,0 тыс. рублей в зависимости от уровня полученного образования, окончания учебного заведения с отличием, от расположения образовательного учреждения на территории муниципального района, муниципального или городского округа;

- ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется молодому специалисту в размере 10000,0 руб. до достижения трехлетнего педагогического стажа работы в образовательном учреждении;

- ежемесячная денежная выплата наставнику (высококвалифицированному педагогическому работнику) в целях стимулирования педагога, осуществляющего сопровождение профессиональной деятельности молодого специалиста в размере 5000,0 руб.;

- компенсация расходов за наем (поднаем) жилого помещения предоставляется молодому специалисту в размере 50 процентов фактических расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения, но не более10000,0 руб. в месяц в течение одного года работы в образовательном учреждении;

- компенсация части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, которая предоставляется педагогическому работнику по основному месту работы один раз в три года в размере 25 процентов фактических расходов стоимости путевки, но не более 15000,0 руб.

Для работников организаций Приморского края, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, действуют государственные гарантии и компенсации, установленные федеральным законодательством.

Повышенные гарантии установлены Законом Приморского края от 14.04.2006 № 350-КЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета, и проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств краевого бюджета»:

- заработная плата лицам, проживающим в местностях Приморского края, приравненных к районам Крайнего Севера, и являющимся работниками организаций, финансируемых из краевого бюджета, выплачивается с учетом районного коэффициента в размере 1,3. Также, предельный размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, установлен в размере 1,3;

- молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в местностях Приморского края, приравненных к районам Крайнего Севера, если они прожили в указанных местностях не менее пяти лет.

В соответствии со статьёй 325 Трудового Кодекса Российской Федерации предоставляется льгота по оплате один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно, указанная норма в обязательном порядке включается в коллективный договор организации и правила внутреннего трудового распорядка.

К обсуждению вопросов актуализации и совершенствования системы государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предлагаются следующие предложения

1. В части снижения нагрузки на работодателей, связанной с реализацией статьи 315 ТК РФ (осуществление оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате) и статьи 325 ТК РФ (компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно):

- установление пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда (выплата районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате);

- внесение изменения в действующее законодательство, предусмотрев механизм возмещения за счет средств федерального бюджета расходов хозяйствующим субъектам-работодателям, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно, через налоговые органы посредством предоставления сведений о произведенных расходах.

2. В целях привлечения и закрепления молодежи для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях о внесении изменений в статью 317 ТК РФ в части выплаты гражданам в возрасте до 30 лет процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

Хабаровский край

В Хабаровском крае лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральным и региональным законодательством предусмотрены различные социальные гарантии и компенсации (далее – "северные" гарантии), в том числе по отраслевому принципу и по возрастным группам (молодежь, трудоспособное население, пенсионеры).

Предоставление "северных" гарантий работающим гражданам (в том числе их объем) осуществляется за счет средств работодателя и зависит от его финансово-экономического положения. На практике гражданам, работающим на одной территории у разных работодателей (федеральных, региональных, муниципальных либо не относящихся к бюджетной сфере), предоставляются различные по объему "северные" гарантии. Работники субъектов малого и среднего предпринимательства зачастую вообще не получают предусмотренных законодательством гарантий.

Рекомендации по предоставлению "северных" гарантий работающим гражданам для рассмотрения Минтруда России:

- разработать единый нормативный правовой акт, устанавливающий размеры и порядок применения компенсаций за работу в особых климатических условиях (по территориальному принципу, исключив отраслевое деление), предусмотрев норму о выплате районных коэффициентов и процентных надбавок в южных районах Дальнего Востока;

- инициировать внесение изменений в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации, статью 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части установления для молодых людей (лиц в возрасте до 35 лет), проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет, выплаты процентной надбавки к заработной плате за стаж с первого дня работы;

- рассмотреть возможность использования механизма субсидирования перевозчиков (организациям авиа-, железнодорожного, водного, автомобильного транспорта) по аналогии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 215 (в целях определения единого подхода компенсация лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расходов на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно).

(При принятии положительного решения работодатель будет освобождаться от обязанности оплачивать проезд работника и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно, также это позволит реализовать право работника на отдых независимо от финансовых возможностей работодателя. Определять право работника на указанную компенсацию могут органы Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании сведений о трудовой деятельности, передаваемых работодателями в соответствии с федеральным законодательством, а также отчислений работодателя за работника в течение двух лет);

- рассмотреть возможность компенсации расходов, связанных с переездом в районы и из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (статья 326 Трудового кодекса Российской Федерации), путем предоставления субсидий перевозчикам;

- установить одинаковое пособие для всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и переезжающих на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (и выезжающих из этих районов).

Рядом федеральных законов (например, статья 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") закреплено право федеральных льготников на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), которой с 2005 года были заменены большинство ранее предоставлявшихся льгот. Размер ЕДВ зависит от льготной категории

и не зависит от региона проживания.

При этом разница в ценах на услуги в разных регионах проживания обеспечивает федеральным льготникам разный объем благ, которые они могут приобрести на ЕДВ. Таким образом, жители дальневосточных территории оказываются в заведомо худшем положении в сравнении с жителями центральных регионов России.

Сложившееся неравноправие могло бы разрешить увеличение ЕДВ на региональный коэффициент. В связи с чем предлагается внесение изменений в Федеральные законы от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

На федеральном уровне отсутствуют программные документы, направленные на поддержку и комплексное развитие районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Предлагается рекомендовать Минвостокразвития России инициировать вопрос о разработке федерального программного документа, направленного на поддержку и комплексное развитие районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отмечается низкая доступность товаров народного потребления первой необходимости, включая продовольственные товары по причине из-за высоких цен и ограниченного ассортимента. Предлагается рекомендовать Минвостокразвития России подготовить предложение в адрес Правительства Российской Федерации о формировании ценовой политики на товары первой необходимости и повышение доступности для населения путем субсидирования перевозчиков (организаций водного и авиатранспорта) по доставке в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности товаров, включая продовольствие, за счет федеральных средств.

Отмечается отсутствие у хозяйствующих субъектов, осуществляющих завоз товаров первой необходимости, оборотных средств в необходимом объеме для закупа товаров, в том числе в связи с изменениями условий оплаты поставщиками (предоплата). Предлагается Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье" обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями по:

- установлению льготных ставок по кредитам для хозяйствующих, осуществляющих поставку и реализацию товаров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- внесению изменений в Федеральный закон от 28.12.2010 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части увеличения сроков отсрочки оплаты за поставленный товар для организаций, осуществляющих поставку и реализацию товаров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В целях повышения доступности и качества авиасообщения (как единственного вида сообщения) с северными районами края, обновления парка воздушных судов, аэропортовой техники и приведения инфраструктуры аэропортов в соответствие с требованиями транспортной безопасности рекомендовано Минвостокразвития России подготовить предложения в адрес Правительства Российской Федерации:

- о государственной поддержке лизинговых компаний в виде их докапитализации из федерального бюджета в рамках программы льготного лизинга, что позволит предложить авиакомпаниям пониженную ставку по лизингу на приобретение воздушных судов в целях обновления авиапарка;

- рассмотреть вопрос о субсидировании из федерального бюджета российских авиакомпаний, региональных унитарных предприятий, осуществляющих социально значимые региональные пассажирские перевозки вне зависимости от наличия финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, малонаселенных и территориально разрозненных поселений поиск инвесторов, заинтересованных во вложении средств в проекты модернизации коммунальных систем муниципалитетов с длительным отопительным периодом, низкой плотностью населения в отсутствие развитого транспортного сообщения между отдаленными населенными пунктами, растягивается на годы, что также не отвечает требованиям законодательства. Предлагается внести изменения в федеральное законодательство в соответствии, с которыми предусмотреть возможность заключать договоры аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в случае признания конкурсов на право заключения концессионных соглашений несостоявшимися (до проведения повторных торгов и определения концессионера). Закрепление в отношении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям передачу объектов коммунальной инфраструктуры в концессию в качестве права, но не обязанности.

Чукотский автономный округ

Чукотский автономный округ – самый северо-восточный и самый удаленный регион России, имеющий стратегическое экономическое и геополитическое значение. Вся Чукотка входит в Арктическую зону России, около половины территории округа лежит за Полярным кругом.

Предоставление лицам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера, специальных гарантий и компенсаций связано, прежде всего, с тем, что указанные районы характеризуются суровыми климатическими условиями, повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечения, и требуют от проживающих в таких экстремальных условиях граждан дополнительных физических, материальных и моральных затрат.

Установленные в настоящее время гарантии призваны компенсировать гражданам эти дополнительные затраты и направлены на выравнивание условий жизни населения районов Крайнего Севера к среднему уровню жизни населения Российской Федерации, но недостаточны.

В качестве дополнительных мер, направленных на повышение качества жизни населения, снижения миграционного оттока и привлечения квалифицированных кадров на территорию округа, предлагается:

1. Разработать компенсационные меры за счет средств федерального бюджета для снижения нагрузки на субъекты предпринимательства, связанной с обеспечением определенных федеральным законодательством государственных гарантий для работающих в районах Крайнего Севера, включая «северные» льготы и компенсации (выплата северных коэффициентов и надбавок, оплата проезда в отпуск, сокращенная рабочая неделя для женщин).

2. Восстановить право молодежи до 30 лет на получение процентной надбавки к заработной плате в полном объеме с первого года работы, если они проживали перед началом трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных местностях не менее 5 лет.

3. Увеличить ежегодный объем финансирования из федерального бюджета на предоставление государственных жилищных сертификатов для выезжающих жителей Чукотского автономного округа для всех категорий, установленных Федеральным законом № 125-ФЗ, в целях обеспечения государственных гарантий для выезда незанятого населения.

4. Обеспечить дифференцированный размер социальных выплат за счет федерального бюджета с учетом повышающих коэффициентов для регионов Дальнего Востока в зависимости от региона проживания (для районов Арктической зоны – коэффициент 3).

5. Сохранить право на досрочное назначение страховой пенсии мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 лет календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 20 лет с сохранением в полном объеме размера пенсии при выезде из районов Крайнего Севера.

6. Освободить от уплаты налога на доходы физических лиц работающих родителей в многодетных семьях, проживающих на Дальнем Востоке, с компенсацией выпадающих доходов бюджетов субъектов за счет средств федерального бюджета.

7. В рамках программы «Дальневосточная ипотека»:

1) ускорить принятие изменений в условия программы в части продления действовавшего в 2021 году порядка для Чукотского автономного округа (право покупки на вторичном рынке);

2) предусмотреть возможность рефинансирования ранее взятых участниками программы ипотечных кредитов для покупки жилья на территории Чукотского автономного округа;

3) повысить возрастной ценз для участников программы, планирующих приобретение (строительство) жилья на Чукотке, до 40 лет;

4) включить в число участников программы на территории Чукотского автономного округа многодетные семьи без ограничений по возрасту родителей.

Информация субъектов-членов Ассоциации обсуждалась на совместном заседании Совета Ассоциации и Экспертного совета. Принятые решения будут размещены на официальном сайте МАДВиЗ.

 

Приглашаем к продолжению обсуждения тематики и благодарим за высказывания и предложения, которые просим направлять в Исполнительную дирекцию Ассоциации, электронный адрес: asoc@adm.khv.ru