Обсуждение и распространение в субъектах ДФО лучших практик по достижению на региональном уровне показателя по сокращению бедности в 2 раза: ситуация, проблемы, перспективы
(информация членов Ассоциации к заседанию Экспертного совета Ассоциации 17 марта 2022 года)
Указ Президента России от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определил национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и установил целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году: в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» - снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
Все субъекты-члены Ассоциации реализуют систему программных мероприятий, направленных на решение вопросов в области обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан, снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Ожидаемые результаты:
а) построение эффективной системы по выводу граждан из сложной жизненной ситуации посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, повышения адресности предоставления мер социальной поддержки, содействия занятости;
б) достижение в субъекте Российской Федерации в 2030 году целевого значения показателя «Уровень бедности».
Эти задачи решаются с учетом реализации мероприятий национальных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения, государственных программ Российской Федерации в сфере развития образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, содействия занятости населения, социальной поддержки граждан и др.
Все члены Ассоциации провели оценку реального уровня и структуры бедности на региональном уровне, проводят мониторинг влияния региональных мер социальной поддержки населения на снижение бедности, выявляют наиболее эффективные инструменты социальной поддержки, способствующие выходу семей из бедности, совершенствуют региональную нормативно-правовую базу социальной защиты населения.
В Забайкальском крае уровень бедности планируется снизить с 19,4% до 18% в 2022 году, том числе за счёт заключения 2 915 социальных контрактов, особое внимание уделяется снижению бедности семей с детьми.
В Еврейской автономной области Планом мероприятий («Дорожной картой») по снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Еврейской автономной области», утвержденным распоряжением правительства ЕАО от 03.11.2020 № 492-рп определены два приоритетных направления по реализации Плана:
1. Обеспечение устойчивого роста реальных располагаемых денежных доходов граждан.
2. Снижение уровня бедности в два раза.
При этом отмечается риск не достижения показателей Плана ввиду отсутствия рабочих мест, «теневой» занятости, низкой заработной платы, низкого уровня доходов неработающих пенсионеров, инвалидов, граждан, потерявших работу. Предложение к обсуждению – увеличение величины прожиточного минимума (расчет с учетом реальных расходов гражданина для достижения достойного уровня жизнеобеспечения).
В рамках заявленных в Плане целей реализуются следующие задачи:
1. Повышение уровня доходов граждан и повышение темпов роста доходов граждан, в том числе заработной платы, над темпом роста инфляции.
2. Снижение расходной части бюджета граждан, в том числе посредством развития системы социальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
3. Развитие системы социального контракта.
4. Организация социальной адаптации граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Предложение к обсуждению – увеличение размера МРОТ, влияющего на уровень заработной платы.
На территории Еврейской автономной области в рамках борьбы с бедностью введено предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (для семей с доходом ниже величины прожиточного минимума). С учетом введения данной выплаты и иных мер поддержки на территории области отсутствуют риски повышения уровня «детской» бедности
На территории области предусмотрена система мер социальной защиты, направленная на помощь нуждающимся гражданам, в том числе заключение социальных контрактов. Однако в настоящее время существует проблема в низкой заинтересованности граждан в заключении социальных контрактов на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства.
Регионом отмечается актуальность дальнейшего развития системы социального контракта, в том числе информирования граждан о преимуществах работы в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых (проведение обучающих семинаров и т.п.).
В Приморском крае уровень бедности за 2020 год составил 13,0% (в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, сведения о показателях, отражающих уровень бедности, размер и состав доходов населения, предоставляются Росстатом 29 апреля года, следующего за отчетным), (246,5 тыс. человек), что на 0,5 п.п. ниже уровня 2019 года (256,9 тыс. человек).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 № 2765-р «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» плановое значение показателя «Уровень бедности» для Приморского края на 2021 год установлено на уровне 12,3% (231 тыс. человек). Из бедности необходимо вывести еще 15,5 тыс. человек.
По состоянию на 01.02.2022 меры социальной поддержки по линии социальной защиты получали 167 тыс. граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, из них:
62%, или 103,6 тыс. граждан – городское население;
38%, или 63,4 тыс. граждан – сельское население.
Основными категориями бедных граждан в Приморском крае являются:
- семьи с детьми в возрасте до 16 лет (161,2 тыс. человек, или 96,5% в общей численности граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, состоящих на учете в органах социальной защиты населения);
- одинокие или одиноко проживающие граждане старше трудоспособного возраста (5,2 тыс. человек, или 3,1 % в общей численности граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, состоящих на учете в органах социальной защиты населения).
Постановлением Правительства Приморского края от 31.08.2021 № 578-пп «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Приморского края на 2022 год» на 2022 год установлены следующие величины прожиточного минимума, которые будут применяться для расчета при назначении мер социальной поддержки:
на душу населения – 15 058 рублей (увеличение на 107,8%);
для трудоспособного населения – 16 413 рублей (увеличение на 111,1%);
для пенсионеров – 12 950 рублей (увеличение на 106,9%);
для детей – 16 025 рублей (увеличение на 104,0%).
Для оценки достижения показателя «Уровень бедности», используемого для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68, Правительством Российской Федерации введен новый показатель «Граница бедности», учитывающий уровень инфляции. Значения базовых границ бедности установлены на уровне величин прожиточного минимума за IV квартал 2020 года (в Приморском крае – 14 025 рублей).
По предварительной оценке, за 2021 год граница бедности в Приморском крае составила 15 035 рублей (величина прожиточного минимума на душу населения на 2021 год – 13 963 рубля).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в Приморском крае реализуется региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Приморском крае», утвержденная постановлением Правительства Приморского края от 22.10.2020 № 913-пп.
В числе задач указанной программы – повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом инфляции.
По данным Росстата, в регионе среднедушевые денежные доходы населения в 2021 году увеличились по сравнению с 2020 годом на 8,2% и составили 40 350 рублей в месяц (в 2020 году – 37 304 рубля в месяц), потребительские расходы составили 33 279 рублей в месяц.
Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в 2021 году увеличились по сравнению с 2020 годом на 1,5%, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) выросли на 1,7%.
В структуре денежных доходов населения за 2021 год оплата труда составила 67,6%, социальные выплаты (пенсии, пособия и социальная помощь) – 20,6%.
Среднемесячная начисленная заработная плата за 2021 года составила 55 226,7 рубля (темп роста к предыдущему году – 109,8%), реальная заработная плата – 103,5%.
В Приморском крае действуют меры, направленные на обеспечение устойчивого роста доходов населения:
1) ежегодное повышение минимального размера оплаты труда (с 01.01.2021 – 12 792 рубля, с 01.01.2022 – 13 890 рублей (темп роста – 8,6%));
2) в бюджетной сфере:
- сохранение установленного указами Президента Российской Федерации соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (темп роста в 2021 году – 109,1%, в 2022 году – 106,6%);
- ежегодная индексация оплаты труда прочих («неуказных») категорий работников (с 01.10.2021 – на 3,9%, с 01.10.2022 – на 4%).
В целях достижения показателя «Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года», определенного Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», одним из приоритетных направлений деятельности министерства труда и социальной политики Приморского края является работа по обеспечению мер, направленных на устойчивый рост доходов населения.
Существенными и действующими мерами социальной поддержки, направленными на устранение проблем бедности, являются государственная социальная помощь на основании социального контракта, ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Вместе с тем, многие семьи с детьми лишены возможности получить данные меры социальной поддержки ввиду отсутствия официальных доходов в расчетный период.
В 2021 году Правительство Приморского края во взаимодействии с заинтересованными учреждениями и ведомствами являлись исполнителями мероприятий Комплекса мер Приморского края «Развитие эффективных социальных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми и улучшение условий жизнедеятельности детей в таких семьях» на 2020-2021 годы.
Семьям с детьми с учетом уровня дохода предоставляются в денежной форме 9 мер социальной поддержки, направленных на снижение бедности:
- ежемесячное пособие на ребенка;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
- ежемесячная денежная выплата до достижения детьми возраста 3 лет
- при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей;
- ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- меры социальной поддержки многодетным семьям;
- государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе на основании социального контракта;
- региональная социальная доплаты к пенсии;
- субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Основная причина бедности – низкий доход семей с детьми, обусловленный:
- экономическими факторами (безработица, низкая заработная плата, высокий уровень неформальной занятости, наличие «серых» схем оплаты труда);
- демографическими факторами (неполные семьи, многодетность);
- образовательно-квалификационным фактором (низкий уровень образования);
- иждивенческим подходом граждан к предоставляемым мерам социальной поддержки.
В целях реализации задачи «Формирование механизма устойчивого межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по внедрению эффективных механизмов оказания социальной помощи малоимущим семьям с детьми» реализован социальный проект, направленный на решение трудовой и социальной реабилитации подростков и молодых людей старше 18 лет с ментальной инвалидностью, включение в ремесленный труд, который позволит им в будущем реализоваться в самостоятельной трудовой деятельности. В рамках проекта было организовано привлечение волонтеров для продвижения идей социального партнерства, организована мастерская для реализации творческих возможностей воспитанников, организована гончарная мастерская.
В целях совершенствования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, увеличения числа несовершеннолетних, участвующих в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня Правительством Приморского края организовано участие школьников в олимпиадах, партнерами которых являются ВУЗы Приморского края. В 2021 году достигнуто увеличение в разы количества участников отборочного, и как следствие, заключительного этапов:
- Олимпиада «Океан знаний» - отборочный этап: 2020 г. – 301 чел., 2021 г. – 5586 чел.; заключительный этап: 2020 г. –35 чел., 2021 г. – 471 чел.
- Олимпиада «Ближе к Дальнему» - отборочный этап: 2020 г. –4368 чел., 2021 г. – 11789 чел.
- Многопрофильная олимпиада «ЗВЕЗДА» - отборочный этап: 2020 г. – 421 чел., 2021 г. – 31889 чел., заключительный этап: 2020 г. – 121 чел., 2021 г. – 9991 чел.
В 2021 году назначены 160 стипендий Губернатора Приморского края для одаренных детей по итогам 2020/2021 учебного года.
В рамках оказания поддержки семьям, имеющим детей, в 2021 году в Приморском крае для детей дошкольного возраста создано дополнительно 1958 мест (в том числе для детей в возрасте до 3 лет – 738 мест) за счет:
- завершения строительства 6 объектов дошкольного образования на 1200 мест (в т. ч. для детей в возрасте до 3 лет – 310 мест);
- выкупа 3 помещений для дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) на 370 мест (в т. ч. для детей в возрасте до 3 лет – 120 мест);
- открытия дополнительных групп на 145 мест в действующих муниципальных ДОО (для детей в возрасте до 3 лет – 65 мест);
- развития негосударственного сектора – 243 места для детей в возрасте до 3 лет: в рамках мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований края на софинансирование мероприятий, направленных на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста», а также в рамках Соглашения, заключенного между Минпросвещения России и Правительством Приморского края.
В целях обеспечения доступности дополнительного образования и обеспечения равных условий оказания услуг дополнительного образования, развернут общедоступный региональный навигатор дополнительного образования, расположенный на портале персонифицированного дополнительного образования Приморского края (https://25.pfdo.ru/) на котором регулярно ведется формирование реестра поставщиков образовательных услуг путем регистрации на сайте образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию программ дополнительного образования и индивидуальных предпринимателей, реализующих программы дополнительного образования.
В настоящий момент в навигаторе зарегистрировано 1 080 организаций, из них: 960 муниципальных организаций, 55 государственных, 3 федеральных и 62 частных.
На портал внесено 7 582 программ дополнительного образования, из них: 6 343 находятся в бюджетном реестре, 325 в сертифицированном реестре и 914 в реестре платных программ.
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» в 2021 году в Приморском крае реализуется мероприятие «Внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Мероприятие реализуется в два этапа: первый этап – 2021 год, второй этап – 2022-2023 годы.
В 2021 году в 34 муниципальных образованиях Приморского края введен персонифицированный учет, что подразумевает получение детьми в возрасте от 5 до 18 лет сертификата дополнительного образования, из них в 17 муниципалитетах внедрено персонифицированное финансирование дополнительного образования.
В 2022-2023 планируется внедрение в остальных 17 муниципалитетах края.
По состоянию на 31 декабря 2021 в Приморском крае утвержден ряд региональных и муниципальных документов, обеспечивающих реализацию права на дополнительное образование и регулирующих обеспечение равных условий оказания услуг дополнительного образования как для государственных (муниципальных) организаций, так и для частных:
Региональный уровень:
- постановление Правительства Приморского края от 15 апреля 2021 года № 230-пп «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Приморского края»;
- приказ Министерства образования Приморского края от 20 апреля 2021 года № 622-а «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Приморском крае».
Муниципальный уровень:
- во всех 34 муниципальных образованиях утверждено положение о персонифицированном дополнительном образовании.
- в 17 муниципалитетах, внедривших в 2021 году ПФДО утверждена программа персонифицированного финансирования дополнительного образования.
По состоянию на 31 декабря 2021 года в Приморском крае реализовали свое право на получение сертификатов 204 893 ребенка.
Принимаемые меры способствуют созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, а также направлены на поддержку семей с детьми.
Предложения по совершенствованию оказания государственной социальной помощи нуждающимся гражданам В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации (далее – ВПМ).
При этом перечень независимых причин, по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане не могут получать доход, равный или превышающий ВПМ, федеральным законодательством не установлен. Предлагается предусмотреть в федеральном законодательстве перечень независимых причин, в том числе перечень случаев, при которых доход семьи и одиноко проживающих граждан может отсутствовать.
В настоящее время Правительством Приморского края разработано и направлено для рассмотрения рабочей группой Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Социальная политика» предложение по снижению предельно допустимой доли расходов граждан при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 22% до 10%.
Введение на федеральном уровне такой меры поддержки позволит сохранить достигнутые темпы снижения уровня бедности в условиях внешнего санкционного давления.
В Республике Бурятия по данным 2020 г. уровень бедности населения составил 20%. По сравнению со значением данного показателя в 2019 г. (20,1%) он снизился на 0,1 процентный пункт. Среди 11 регионов ДФО республика находится на 9 месте.
В 2021 г. среднедушевые денежные доходы населения выросли на 6,2% в номинальном выражении (в 2018г. – 100,9%; в 2019г. -104,9%; в 2020г. – 103,3%).
Однако высокий рост цен на потребительском рынке Республики Бурятия нивелировал увеличение номинальных доходов населения. В результате произошло падение реальных денежных доходов населения в 2021 г. до 99%. В 2019 г. реальные денежные доходы населения составили 99,3%, в 2020 г. – 98,8% от уровня предыдущего года.
Анализ структуры денежных доходов населения показывает, согласно последним имеющимся данным о балансе денежных доходов и расходов населения за 2020 г., что в Республике Бурятия основными видами доходов являются:
- оплата труда наемных работников (58,8% от общего объема денежных доходов);
- социальные выплаты (26,7%);
- доходы от предпринимательской и иной производственной деятельности (8%);
- прочие денежные поступления (4%).
В результате ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020г., в структуре денежных доходов населения произошло снижение оплаты труда наемных работников на 1%, доходов от предпринимательской и другой производственной деятельности на 0,7 %, прочих денежных поступлений на 4,4%, к росту на 5,3% социальных выплат по сравнению с предыдущим годом.
Уровень бедности в условиях пандемии незначительно снизился благодаря программам (мерам) социальной поддержки незащищенных слоев населения.
Для снижения уровня бедности населения в Республике Бурятия утверждена и реализуется региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на территории Республики Бурятия» (постановление Правительства РБ от 20.08.2021 № 464).
Достижение цели Программы предусматривает решение следующих основных задач:
- сокращение численности безработных граждан на основе создания новых и дополнительных рабочих мест в сфере индивидуального, малого и среднего предпринимательства;
- повышение уровня доходов граждан темпами, опережающими рост инфляции;
- дальнейшее развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам и системы социального контракта.
Для повышения благосостояния и снижения уровня бедности в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» реализуется система социальных контрактов. В рамках предоставления государственной помощи на основании социального контракта граждане имеют возможность устроиться на работу, получив при этом выплату в качестве стимула для поиска работы, открыть собственное дело или организоваться в качестве самозанятого, повысить свои доходы от ведения личного подсобного хозяйства. В 2021 году на предоставление данной помощи для Республики Бурятия было предусмотрено 266 млн. рублей, в том числе федеральное финансирование (94%) - 250 млн. рублей, республиканское (6%) - 16 млн. рублей. Всего в 2021 заключено 2114 социальных контрактов, из них поиск работы – 25,7 %, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности – 34,8 %, ведение личного подсобного хозяйства – 9,3 %, преодоление трудной жизненной ситуации – 30,2 %.
На региональном уровне Республикой Бурятия предусмотрены государственные меры поддержки семьи и детей:
1. Для семей, в которых одновременно родилось трое и более детей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счет средств республиканского бюджета предусмотрена субсидия на приобретение жилья. Субсидия предоставляется на безвозвратной основе на приобретение или строительство жилых помещений из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Бурятия.
2. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка и последующих детей, начиная с 01.01.2019. Выплата предоставляется семьям, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум на душу населения в Республике Бурятия.
3. Пособие на ребенка семьям с детьми, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, выплачивается пособие на ребенка, при этом в повышенном размере на третьего и последующих детей.
4. Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях. Право на компенсацию имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации в случае, если среднедушевой доход его семьи не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Бурятия.
5. С 1 января 2021 года многодетные семьи освобождены от уплаты транспортного налога в размере 100 процентов от установленной ставки в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил включительно. Данным правом семьи воспользовались при уплате налога за 2020 год.
В Хабаровском крае в целях достижения национальных целей по снижению уровня бедности в крае реализуется региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума» (распоряжение Правительства края от 30.03.2021 № 229-пр).
Мероприятия программы направлены на:
- повышение уровня доходов работающего населения;
- повышение уровня занятости;
- развитие системы социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;
- поддержка семей с детьми и малообеспеченных граждан, неспособных трудиться по объективным причинам.
Уровень бедности в крае ежегодно снижается. По оценке министерства экономического развития Хабаровского края, в 2021 году уровень бедности в регионе составил 11,9 % (154,7 тыс. человек), что меньше, чем в 2020 году на 0,1 п.п. (на 3,2 тыс. человек).
В рамках снижения детской бедности в Хабаровском крае осуществляются ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей, в том числе ежемесячная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
В 2021 году ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – ежемесячная выплата) произведена на 53 381 ребенка, сумма расходов составила 6,2 млрд. рублей. В зависимости от уровня дохода семьи ежемесячная выплата предоставляется в размере 50 %, 75 % и 100 % от величины прожиточного минимума на детей. По итогам проведенной оценки доходов семей с детьми, которым осуществляется ежемесячная выплата, порог бедности за счет выплаты преодолела 36 391 семья.
При предоставлении мер социальной поддержки и государственной социальной помощи применяются различные подходы по признанию граждан малоимущими. Для достижения комплексного подхода к снижению уровня бедности необходимо разработать единый для признания граждан малоимущими в целях предоставления им мер социальной поддержки и государственной социальной помощи. Принятие на федеральном уровне единого подхода по признанию граждан малоимущими, в том числе с учетом имущественной обеспеченности.
В целях расширения практики оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта предлагаем на межрегиональном уровне организовать проведение форумов, семинаров по обмену опытом среди субъектов по предоставлению государственной социальной помощи.
В Чукотском автономном округе в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» разработана Региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Чукотском автономном округе на 2021-2030 годы (Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 09.02.2021 № 39-рп).
Региональные приоритеты реализации мероприятий по сокращению бедности:
Задача 1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции. Реализуемые меры:
- мониторинг достижения индикативных показателей средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с майскими Указами Президента Российской Федерации (по итогам 2021 года по всем категориям «указных» работников планируется достижение показателей с учетом допустимых пяти процентов);
- обеспечение проведения индексации заработной платы работников бюджетной сферы (с 01.10.2021 оклады (должностные оклады) работников всей бюджетной сферы Чукотского автономного округа проиндексированы на 3,8%);
- мониторинг погашения задолженности по выплате заработной платы перед работниками организаций Чукотского автономного округа и организация работы по ее сокращению (ликвидации) (ситуация с выплатой заработной платы на предприятиях и в организациях региона находится на постоянном контроле у Правительства Чукотского автономного округа. Фактов невыплаты или несвоевременной выплаты заработной платы из-за отсутствия финансирования из окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований не выявлено. Все выплаты по государственным социальным гарантиям осуществляются своевременно и в полном объёме);
- проведение мероприятий активной политики занятости населения по недопущению роста уровня безработицы по методологии Международной организации труда выше 5% (уровень общей безработицы в 2021 составил 2,6 %; в 2020 году – 4,4%);
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста в рамках реализации национального проекта «Демография» (в 2021 году организовано информирование граждан о возможности получения дополнительного профессионального образования и прохождения профессионального обучения. Приступили к обучению 19 человек в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста; 2020 году – 6 человек);
- организация переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях в рамках национального проекта «Демография» (в 2021 году организовано информирование женщин о возможности получения дополнительного профессионального образования и прохождения профессионального обучения. Приступили к обучению 19 женщин, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; в 2020 году – 27 женщин);
- активизация деятельности судебных приставов по взысканию алиментов (в 2021 году находилось на исполнении 825 исполнительных производств (далее – ИП), окончено и прекращено 406 ИП; в 2020 году находилось на исполнении 994 ИП, окончено и прекращено 418 ИП);
- пропаганда работы службы судебных приставов в средствах массовой информации и на телевидении (в 2021 году опубликован 191 материал; в 2020 году – 179 публикаций);
- исследование в полном объеме имущественного положения должника (в 2021 году количество произведенных арестов составило 88; в 2020 году – 85);
- принятие мер по розыску должника и его имущества (в 2021 году числилось 136 розыскных дел, окончено 52 розыскных дела; в 2020 году числилось 32 розыскных дела, окончено 19 розыскных дел).
Задача 2. Развитие и поддержка предпринимательства в Чукотском автономном округе.
Предусмотрена реализация мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства: предоставление грантовой поддержки (в 2021 году грант предоставлен 6 главам крестьянских (фермерских) хозяйств, в 2020 году – 1 главе крестьянского (фермерского) хозяйства.
Задача 3. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам.
В Чукотском автономном округе социальная помощь нуждающимся гражданам оказывается по следующим направлениям:
- предоставление государственной социальной помощи гражданам (социальный контракт) (в 2021 году – заключено 87 социальных контрактов на общую сумму 9 110,3 тыс. руб.; 20 – региональных контрактов на общую сумму 1 000,0 тыс. руб.; в 2020 году – 59 социальных контракта на общую сумму 1 180,0 тыс. рублей);
- осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (в 2021 году 613 получателей общая сумма выплат 130 042,14 тыс. руб.; 2020 год 474 получателя -111 396,0 тыс. руб.);
- осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (в 2021 году 419 получателей сумма выплат 107 850,2 тыс. руб.; 2020 год 284 получателя - 68 128,2 тыс. руб.);
- осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка (2021 год 221 получатель на общую сумму 15 485,5 тыс. руб.; 2020 год 252 получателя - 15 884,2 тыс. руб.);
- пособие на ребенка в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 29.11.2004 № 51-ОЗ «О пособии на ребенка в Чукотском автономном округе» (2021 год 2 173 получателя общая сумма выплаченного пособия 59 350,6 тыс. руб.; 2020 год 2 182 получателя - 65 520,6 тыс. руб.);
– осуществление ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (2021 год 1356 получателей на общую сумму 245 952,0 тыс. руб.; 2020 год 1 311 получателей - 202 466,4 тыс. руб.);
- предоставление субсидии, социального пособия и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в Чукотском автономном округе (в 2021 году 6 987 получателей на сумму 89 978,2 тыс. руб.; 2020 год 9 887 получателей - 65 520,6 тыс. руб.);
- предоставление государственной социальной помощи в виде региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам (2021 год 1 591 получатель общая сумма доплат 136 124,4 тыс. рублей; 2020 год 2006 получателей - 146 691,5 тыс. руб.).
Задача 4. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам, направленной на улучшение жилищных условий:
- предоставление социальной выплаты на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Чукотского автономного округа многодетными семьями с последующим ежемесячным частичным возмещением процентов по жилищным кредитам:
- социальная выплата на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Чукотского автономного округа (в 2021 году 1 получатель на сумму 1 500,0 тыс. руб.; 2020 год - 1 получатель сумма 950,0 тыс. руб.);
- частичное погашение процентов по жилищным кредитам (ежемесячно) (2021 год 5 получателей общая сумма 222,4 тыс. руб.; 2020 год 3 получателя - 188,7 тыс. руб.);
- единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения семьям, имеющим детей (в 2021 году 1 получатель на сумму 5 000,0 тыс. руб.; в 2020 году 5 получателей на сумму 23 500,0 тыс. руб.);
- единовременная выплата на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям (2021 год 11 получателей общая сумма 4 587,0 тыс. руб., 2020 год 8 получателей на сумму 4 000,0 тыс. руб.)
- компенсация стоимости найма жилого помещения семьям, имеющим детей (2021 год
3 получателя сумма 580,0 тыс. руб.; 2020 год 3 получателя сумма 325,0 тыс. руб.);
В 2022 году продолжена реализация мероприятий по сокращению бедности. В Чукотском автономном округе в связи с увеличением в 2022 году величины прожиточного минимума (по категориям населения) в Чукотском автономном округе, увеличены размеры следующих выплат:
- на 26,4% увеличен размер ежемесячной выплаты по заключенным социальным контрактам по поиску работы и осуществлению мероприятий, направленных на преодоление гражданином тяжелой жизненной ситуации, по сравнению с размером ежемесячной выплаты в 2021 году;
- на 16,7% по сравнению с 2021 годом выросли:
- ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
- ежемесячные денежные выплаты, назначаемый в случае рождение третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
- единовременная выплата при рождении первого ребенка;
-на 12,6% увеличен размер ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно по сравнению с размером ежемесячной выплаты в 2021 году (в денежной форме размер выплаты зависит от критерия нуждаемости);
-на 8,4% увеличен размер пособия на ребенка в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 29.11.2004 № 51-ОЗ «О пособии на ребенка в Чукотском автономном округе», по сравнению с размером пособия на ребенка в 2021 году;
- на 8,3% увеличен размер регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка по сравнению с размером регионального материнского (семейного) капитала в 2021 году.
В 2022 году пересмотрен размер социальной помощи нуждающимся гражданам, направленной на улучшение жилищных условий (социальная выплата на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Чукотского автономного округа многодетными семьями с последующим ежемесячным частичным возмещением процентов по жилищным кредитам):
- предельный размер выплаты на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита на приобретение жилого помещения на территории Чукотского автономного округа многодетными семьями увеличен с 1 500,0 тыс. руб. до 3 000,0 тыс. руб. – при отсутствии у членов семьи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, с 1 000,0 тыс. руб. до 2 500,0 тыс. руб. – при наличии у членов семьи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности;
- предельный размер на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита на строительство индивидуального жилого дома на территории Чукотского автономного округа увеличен с 1 500,0 тыс. руб. до 3 000,0 тыс. руб. (50% для многодетных семей, 55% семьям, имеющим, детей-инвалидов);
- предельный размер ежемесячного частичного возмещения процентов по жилищным кредитам многодетным семьям с 50 до 100%, в денежном выражении с 10,0 тыс. руб. до 20,0 тыс. руб.
Региональные меры по снижению детской бедности В закон об окружном бюджете Чукотского автономного округа в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 06.08.2016 № Пр-1542 ежегодно включается отдельное приложение об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей.
В него вошли расходы региона из пяти государственных программ: «Социальная поддержка населения Чукотского автономного округа», «Развитие здравоохранения Чукотского автономного округа», «Развитие культуры, спорта и туризма Чукотского автономного округа», «Развитие образования и науки Чукотского автономного округа», «Обеспечение охраны общественного порядка и повышения безопасности дорожного движения в Чукотском автономном округе». В 2021 году на 14,9% увеличено направление средств федерального и окружного бюджетов на государственную поддержку семьи и детей по сравнению с 2020 годом. В расчете на одного ребенка (проживающего на территории Чукотского автономного округа) рост составил 14,4% по сравнению с 2020 годом.
На 2022 год окружным бюджетом предусмотрен рост расходов, финансируемых из окружного и федерального бюджетов, на государственную поддержку семьи и детей по сравнению с 2021 годом на 10,4%.
В 2022 году продолжится оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании:
- социального контракта в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в Чукотском автономном округе, утвержденным Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 09.04.2021 № 104;
- регионального социального контракта в соответствии с Положением о порядке заключения региональных социальных контрактов с малоимущими семьями Чукотского автономного округа, утвержденным Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 06.09.2021 № 348.
Приглашаем принять участие в обсуждении реализуемых мер по сокращению бедности населения в 2 раза, на страницах электронного журнала МАДВиЗ
Присылайте свои материалы на адрес Исполнительной дирекции ассоциации asoc@adm.khv.gov.ru с пометкой "Для размещения в электронном журнале на сайте".