Региональная практика субъектов – членов МАДВиЗ
по реализации Национальной социальной инициативы, направленной выявление и устранение барьеров при оказании гражданам услуг в социальной сфере – трудоустройство: ситуация, проблемы, перспективы
(Информация к заседанию Экспертного совета Ассоциации 17 марта 2020 года)
Субъекты-члены Ассоциации реализуют Национальную социальную инициативу по различным направлениям социальной сферы.
На Экспертном совете Ассоциации обсуждалась региональная практика устранения проблем по жизненной ситуации – трудоустройство, как инструменту создания качественной среды для жизни населения.
Республика Бурятия увеличила размеры выплат по социальному контракту. Это коснулось двух направлений – «поиск работы» и «помощь в преодолении трудной жизненной ситуации». В Бурятии социальный контракт по поиску работы – один из востребованных видов адресной социальной помощи, которая оказывается малоимущим гражданам, желающим трудоустроиться. Меры по преодолению трудной жизненной ситуации жителями республики осуществляются в рамках нацпроекта «Демография».
В Минсоцзащиты Бурятии сообщили, что при участии в данном мероприятии участник социального контракта в первый месяц постановки на учет в службе занятости в качестве безработного либо ищущего работу получает 15 034 руб., а затем такую же сумму в течение трёх месяца по факту трудоустройства. Если участник контракта намерен пройти переобучение, то ему, как и прежде выделяется сумма в размере 30 тысяч рублей, а вот размер стипендии увеличился до 7 517 рублей – это половина от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Изменился размер выплаты и в другом направлении социального контракта - «помощь в преодолении гражданином трудной жизненной ситуации». После 1 января 2022 года ежемесячная выплата составляет 15 034 рубля. Срок действия социального контракта – до 6 месяцев.
По информации Минсоцзащиты Республики Бурятия, по состоянию на 1 января 2022 года 2 214 граждан стали участниками программы «Социальный контракт» национального проекта «Демография». В том числе, направлением «поиск работы» воспользовались 544 жителя региона, средства на иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, получили 638 человек.
В Приморском крае определены региональные приоритеты Национальной социальной инициативы по жизненной ситуации – трудоустройство.
В соответствии с проблемными зонами Приморского края в Рейтинге оценки усилий региональных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан РФ за 2021 год приоритетами по целевой модели «Возможности для работы и карьеры» являются:
- среднее время поиска работы безработными;
- доля трудоустроенных граждан в численности граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы;
- доля людей получивших обратную связь по результатам собеседований, организованных центром занятости населения;
Ключевые региональные решения, направленные на устранение проблем по жизненной ситуации – трудоустройство: трудоустройство выпускников среднего профессионального образования при содействии центра занятости населения:
- профориентационная работа;
- создание профильных классов;
- непрерывный прием обратной связи по жизненной ситуации;
- составление базы резюме выпускников среднего профессионального образования;
- работа с индивидуальными планами трудоустройства.
Регионом отмечается важность получения обратной связи по результатам собеседований, организованных центром занятости населения. Ключевые решения:
- организация оперативных видео-собеседований с работодателем;
- организация сбора обратной связи по итогам собеседований от работодателей посредством цифровой платформы и оперативное взаимодействие с соискателями по результатам предоставленной обратной связи;
- непрерывный прием обратной связи по жизненной ситуации.
По результатам анализа проблематики утвержденных к реализации жизненных ситуаций в 2021-2022 годах, на уровне субъекта Федерации - Приморского края отсутствуют административные ограничения, преодоление которых требует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты субъекта Федерации.
По каждой из реализуемых и планируемых к реализации жизненным ситуациям проводится правовой комплаенс региональных и, при необходимости, федеральных нормативных правовых актов.
Межрегиональное взаимодействие по реализации НСИ в регионе обеспечивается в соответствии с регламентом реализации НСИ, утвержденным Губернатором Приморского края посредством регионального штаба НСИ, а также регионального сервисного уполномоченного НСИ в Приморском крае.
Кроме того, осуществляется постоянный мониторинг реализованных другими регионам решений посредством платформы «Смартека».
В 2022 году Приморским краем в рамках Национальной социальной инициативы продолжается реализация мер по жизненным ситуациям по целевой модели «Возможности для работы и карьеры»:
1. Трудоустройство выпускников среднего профессионального образования при содействии центра занятости населения;
2. Получение обратной связи по результатам собеседований, организованных центром занятости населения;
В рамках реализации НСИ в 2022-2023 годах по целевой модели «Возможности для работы и карьеры» будут реализованы дорожные карты по следующим жизненным ситуациям:
1. Проактивное трудоустройство граждан при содействии центра занятости;
2. Трудоустройство граждан при содействии центра занятости через обучение.
В Хабаровском крае региональным приоритетом Национальной социальной инициативы по жизненной ситуации - трудоустройство определено направление - Трудоустройство через Центр занятости населения (далее – ЦЗН) граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 23 лет (далее – целевой потребитель).
Губернатором края утверждена дорожная карта по реализации индивидуального плана развертывания (внедрения) Национальной социальной инициативы в Хабаровском крае по направлению «Рынок труда и поддержка занятости» в рамках жизненной ситуации «Трудоустройство через Центр занятости населения граждан из числа детей-сирот» на 2022 год.
Ключевыми региональными решениями в дорожной карте являются:
1) организация межведомственного взаимодействия с ОИВ, ОМСУ, НКО и работодателями края за несколько лет до обращения целевого потребителя в ЦЗН;
2) маршрутизация целевого потребителя при обращении в ЦЗН, направленная на сокращение сроков трудоустройства целевого потребителя, включающая:
- создание индивидуального плана поиска работы и системы контрольных точек при взаимодействии с целевым потребителем;
- предложение целевому потребителю примера вакансий как соответствующих компетенциям, так и соответствующих ожидаемому уровню зарплаты (ТОП-10);
- взаимодействие в рамках постинтернатного сопровождения целевого потребителя с органами опеки в ходе посещения работодателей для прохождения собеседований с целью дальнейшего трудоустройства;
- введение практики профессиональных экскурсий у работодателей;
- создание "Клуба выпускников" для сопровождения действующих соискателей из числа целевых потребителей, зарегистрированных в ЦЗН, участие в их социальной адаптации.
Предусмотренные федеральным законодательством государственные гарантии в виде пособия по безработице, назначаемого на срок 6 месяцев в размере среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации, приводит к отсутствию мотивации к трудоустройству впервые ищущих работу (ранее не работавших) граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 23 лет, обратившихся в ЦЗН за содействием в поиске подходящей работы.
Для формирования у целевого потребителя мотивации к скорейшему трудоустройству, а также повышению его конкурентоспособности и востребованности на рынке труда необходимо внесение изменений в действующее федеральное законодательство. А именно, внесение изменений в Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в части:
1) замены существующей выплаты пособия по безработице на материальную поддержку в виде:
- доплаты к заработной плате при первом трудоустройстве;
- финансовой помощи при прохождении профессионального обучения по направлению службы занятости;
2) увеличения периода, в течение которого принимается решение о признании целевого потребителя в качестве безработного, с 11 до 30 дней для более эффективной и всесторонней работы с данной категорией граждан;
3) возможности получения услуги по профессиональному обучению в рамках образовательного сертификата, что даст возможность получения профессии под реальную потребность соискателя.
Целесообразно Минтруду России пересмотреть меры социальной поддержки, предоставляемые после выпуска из организаций для детей-сирот данной категории граждан, в целях формирования у них стимулов к получению профессии и последующему официальному трудоустройству
Данные предложения направлялись Правительством Хабаровского края в адрес Минтруда России, а также АНО АСИ с предложениями о включении мероприятий, требующих проработки на федеральном уровне, в федеральную дорожную карту внедрения НСИ.
В Чукотском автономном округе численность рабочей силы в 2021 году составила 31,3 тыс. чел. (прирост на 0,3 тыс. чел. относительно 2020 года), в их числе 30,5 тыс. чел. были заняты в экономике, в то время как в 2020 году было занято в экономике – 29,6 тыс. чел.
Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2022 составил 1,9%, что на 0,2% ниже уровня на 01.01.2021 (2,1%).
В 2021 году ситуация на рынке труда Чукотского автономного округа была стабильной и контролируемой. Гибкий подход к вводу ограничений и мер предосторожности позволили вести деятельность как ведущим предприятиям горнодобывающей промышленности, так и бизнесу в полном объеме, и практически не замедлили реализацию действующих проектов.
Основные мероприятия по восстановлению численности занятого населения осуществлялись в рамках Государственной программы «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа».
Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 28 января 2021 года № 22-рп, был утвержден Комплекс мер по восстановлению численности занятого населения в Чукотском автономном округе на 2021 год (далее – Комплекс мер).
В рамках реализации Комплекса мер выделены следующие категории участников мероприятий, явившиеся резервом для восстановления сферы занятости:
- выпускники образовательных организаций;
- безработные граждане, длительно состоящие на учете;
- начинающие предприниматели;
- лица, испытывающие трудности в поиске подходящей работы.
Общий охват участников мероприятий при реализации комплекса мер по восстановлению численности занятого населения на рынке труда Чукотского автономного округа составил в 2021 году 2 880 чел. (план – 1778 чел.). Нашли постоянную работу или иным образом восстановили занятость 1 213 чел. (план – 233 чел.).
В рамках мероприятия «Создание условий для интеграции в трудовую деятельность граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет, граждан предпенсионного возраста; организация временной занятости» органами службы занятости Чукотского автономного округа реализованы следующие мероприятия:
- организация проведения оплачиваемых общественных работ для безработных граждан и граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (охват –39 чел.);
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (охват – 3 чел.);
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (охват – 94 чел.);
- организация деятельности трудовых отрядов подростков, участвующих в реализации социально значимых дел в летний период (охват – 692 чел.).
В рамках мероприятия «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан» в 2021 году направлены на профессиональное обучение 50 чел., из них завершили профессиональное обучение 50 чел.:
- женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком – 16 чел.;
- безработные граждане – 32 чел.;
- пенсионеры, стремящиеся возобновить трудовую деятельность – 2 чел.
Граждане прошли обучение по следующим профессиям: продавец продовольственных товаров, специалист по кадрам, бухгалтер, юрист, специалист по управлению персоналом, специалист в сфере закупок, педагог дополнительного образования детей и взрослых, оператор ЭВиВМ (со знанием 1С: Бухгалтерия предприятия)», социальный работник, делопроизводитель, основы предпринимательской деятельности, секретарь.
В рамках мероприятия «Возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при организации общественных работ и временной занятости» заключены соглашения с 7 работодателями на предоставление субсидии на возмещение затрат в рамках организации проведения оплачиваемых общественных работ для безработных граждан и граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, а также несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
В рамках мероприятия «Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела» впервые зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Чукотского автономного округа субъектам малого предпринимательства предоставляется финансовая поддержка в форме гранта в целях финансирования части целевых расходов в размере до 700,0 тыс. рублей – для обрабатывающих производств и сельского хозяйства, не более 500,0 тыс. рублей – в иных приоритетных направлениях на одного получателя поддержки.
По итогам проведения заседания Комиссии Чукотского автономного округа по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, состоявшегося 31 мая 2021 года, все заявленные претенденты (21 начинающий субъект малого предпринимательства) получили поддержку на общую сумму 10 745,6 тыс. рублей. С грантополучателями были заключены соглашения о предоставлении субсидии в форме гранта и перечислены средства субсидии.
В Чукотском автономном округе в 2022 году реализация мероприятия по содействию в трудоустройстве продолжится в рамках подпрограммы «Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» Государственной программы «Развитие занятости населения Чукотского автономного округа» (далее – Подпрограмма).
Подпрограмма направлена на решение следующих задач:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности;
- обеспечение защиты населения от безработицы и содействие в трудоустройстве;
- предоставление гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг, в том числе с целью организации предпринимательской деятельности;
- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;
- повышение качества и оперативности предоставляемых услуг в области содействия занятости населения;
- создание условий для предотвращения роста уровня безработицы и напряжённости на рынке труда;
- совершенствование организационных форм содействия занятости населения с учётом специфических потребностей отдельных социально-демографических групп населения.
Основные мероприятия Подпрограммы:
- реализация мероприятий активной политики занятости (временное трудоустройство, организация общественных работ, профессиональное обучение, экономическое стимулирование работодателей путем предоставления субсидий);
- осуществление социальных выплат безработным гражданам.
Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости населения, на 9 марта 2022 года составила 462 чел., что на 94 чел. меньше численности на начало 2022 года (на 1 января 2022 года – 556 человек, на 1 января 2021 года – 639 чел.).
Прогнозируется незначительный рост зарегистрированных безработных в апреле – июне 2022 года, связанный с цикличным увеличением размеров пособия по безработице с апреля – июня 2020 года и 6-месячным периодом получения пособия.
Количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, по состоянию на 9 марта 2022 года составило 1355 ед. Перечень наиболее востребованных вакансий для трудоустройства включает более 500 вакансий. Наибольшую потребность работодатели округа испытывают в квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта и рабочих родственных занятий, специалистах высшего уровня квалификации в области науки и техники, здравоохранения.
В первоочередных действиях по обеспечению адаптации экономики и дальнейшему социально-экономическому развитию Чукотского автономного округа в изменившихся экономических условиях организовано проведение мониторинга ситуации на рынке труда, а также мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций, что позволяет своевременно выявлять негативные факторы, влияющие на их устойчивое развитие и принимать необходимые решения.
Приглашаем принять участие в обсуждении реализации Национальной социальной инициативы, направленной выявление и устранение барьеров при оказании гражданам услуг в социальной сфере – трудоустройство, на страницах электронного журнала МАДВиЗ
Присылайте свои материалы на адрес Исполнительной дирекции ассоциации asoc@adm.khv.gov.ru с пометкой "Для размещения в электронном журнале на сайте".