Информация о реализации Национальной морской доктрины в Хабаровском крае и необходимых мерах по закреплению населения на прибрежных территориях

04 сентября 2019

ИНФОРМАЦИЯ

о реализации Национальной морской доктрины в Хабаровском крае и необходимых мерах по закреплению населения на прибрежных территориях

Морская доктрина Российской Федерации является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности – национальную морскую политику Российской Федерации (далее – национальная морская политика).

Одной из основных целей национальной морской политики выступает обеспечение устойчивого экономического и социального развития страны.

В Хабаровском крае на морской береговой линии протяженностью свыше 2,5 тыс. км вдоль Охотского и Японского морей находятся порты Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Охотск, Николаевск-на-Амуре.

Объем грузооборота морских портов Хабаровского края в 2018 году составил 42,7 млн. тонн. (рост 5,0 % к 2017 году).

С 2008 года прирост объема морских перевозок через морские порты Хабаровского края составил 53,4 %.

Переработка экспортных грузов составила 39,6 млн. тонн, что на 6 % выше 2017 года.

Объем перевалки сухогрузных судов увеличился на 1 % к 2017 году и составил 25,5 млн. тонн.

Крупнейший транспортный узел региона – морской порт Ванино перерабатывает более 70 % объема грузов всех морских портов Хабаровского края и входит в десятку наиболее крупных морских портов России.

В рамках развития портовой инфраструктуры края ведется реализация следующих инвестиционных проектов:

- "Строительство в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля"
с планируемой мощностью терминала 24 млн. тонн угля в год, инициатор проекта АО "ВаниноТрансУголь", сроки реализации проекта 2012 – 2023 гг.;

- "Строительство в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке Хабаровского края терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов СУГ" с планируемой мощностью терминала
2 млн. тонн сжиженных газов в год, инициатор проекта АО "Прайм", сроки реализации проекта 2016 – 2022 гг.;

- "Строительство глиноземного терминала в акватории бухты Ванино" с планируемой мощностью терминала 1,5 млн. тонн глинозема в год, инициатор проекта ООО "Причал", сроки реализации проекта 2016 – 2023 гг.

- "Создание угольного перегрузочного терминала в районе мыса Бурный (Хабаровский край)" с планируемой мощность терминала 15 млн. тонн угля в год, инициатор проекта "Дальневосточный Ванинский порт", сроки реализации проекта 2016 – 2023 гг.

- "Строительство транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов в порту г. Советская Гавань" с планируемой мощностью терминала 2 млн. тонн сжиженных газов в год, инициатор проекта ООО "Компания Ремсталь", сроки реализации проекта 2016 – 2022 гг.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 2178-р в рамках госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" утверждено решение о расширении морского порта Ванино в целях реализации инвестиционного проекта по строительству морского угольного терминала мощностью 15 млн. тонн в районе мыса Бурный, направленное на развитие портовой инфраструктуры и создание новых перевалочных мощностей.

Строительство угольного перегрузочного терминала в районе мыса Бурный (Хабаровский край) предусматривается в рамках комплексного инвестиционного проекта "Строительство железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва".

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы Российской Федерации" в подпрограмме "Морской и речной транспорт" предусмотрено финансирование программного мероприятия "Реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения "Ванино – Холмск" в морском порту Ванино". Цель и основные задачи реконструкции – обеспечение устойчивой связи острова Сахалин с материком посредством паромной переправы Ванино – Холмск. После указанной реконструкции паромная переправа сможет принимать как действующие паромы класса "Сахалин", так и новые паромы проекта CNF11CPD.

Срок реализации реконструкции – 2021 год. Общий объем финансирования составляет 1,6 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 0,7 млрд. рублей.

Морские порты имеют важное стратегическое значение для предприятий края и сопредельных регионов при организации экспортных поставок и развитии внешнеэкономических связей.

Кроме того, одной из проблем прибрежных территорий, как и всего Дальнего Востока, остается отток населения.

За 27 лет численность населения Дальнего Востока сократилась
в 1,3 раза – с 10,5 млн. человек в 1991 году до 8,1 млн. человек в 2019 году. За этот же период Хабаровский край потерял пятую часть населения – 303,2 тыс. человек (численность населения сократилась с 1 624,7 тыс. человек в 1991 году до 1 321,5 тыс. человек в 2019 году). В настоящее время в результате миграционного оттока населения число жителей Дальневосточного федерального округа ежегодно уменьшается на 0,3 – 0,5 %. Миграционный отток населения остается ключевым фактором, сдерживающим ускорение развития макрорегиона. Это говорит о недостаточности мер, принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне субъектов Дальнего Востока.

В этой связи в целях привлечения и закрепления населения на Дальнем Востоке, в том числе на прибрежных территориях, предлагаем введение дополнительных мер:

- субсидирование из федерального бюджета внутрирегиональных авиаперевозок, связывающих региональные центры с районами и поселениями, расположенными в труднодоступных и отдаленных местностях;

- субсидирование авиаперелетов с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении для граждан, проживающих в Дальневосточном федеральном округе;

- компенсация из федерального бюджета затрат работодателей в части оплаты проезда к месту отдыха и обратно для специалистов и их семей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- установление для молодых людей, проживающих не менее пяти лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплаты процентной надбавки за стаж к заработной плате с первого дня работы;

- увеличение размера единовременной компенсационной выплаты врачам по программе "Земский доктор" до 2 млн. рублей, фельдшерам по программе "Земский фельдшер" до 1 млн. рублей;

- установление уровня софинансирования расходных обязательств субъектов ДФО из федерального бюджета на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в медицинские организации в размере 97 %;

- предоставление за счет средств федерального бюджета сберегательного капитала специалистам, прибывшим для работы в учреждения социальной сферы, имеющие наиболее острую кадровую потребность и расположенные в отдаленных и труднодоступных районах;

- выделение из федерального бюджета средств на подготовку специалистов с высшим образованием для учреждений социальной сферы на договорной основе на условиях срочности и возвратности. Оплата обучения и дополнительных мер материальной поддержки (проживание в общежитии; проезд к месту прохождения практики и обратно, месту трудоустройства, выплата дополнительной стипендии).

Указанные выше инициативы легли в основу предложений Правительства Хабаровского края в проект поручений по итогам заседания президиума Госсовета Российской Федерации по вопросу "О национальной программе развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года", запланированного к проведению в сентябре 2019 г. во Владивостоке в рамках V Восточного экономического форума.

 

Также предлагается обсудить в рамках электронного журнала (в формате дискуссии вопросы стандартизации услуг образования в Российской Федерации).