Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева
Сообщение губернатора Хабаровского края Сергея Фургала
Сообщение временно исполняющего обязанности губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко
Сообщение губернатора Камчатского края Владимира Илюхина
Сообщение губернатора Магаданской области Сергея Носова
Из стенограммы:
Д.Медведев: Вчера я был в Чите, мы подробно обсуждали ситуацию в Забайкальском крае, который относительно недавно вошёл в состав Дальневосточного федерального округа. Подготовлен протокол совещания, включающий в себя различные позиции, касающиеся развития Забайкальского края. Мы вчера их обсуждали, не буду к этому ещё раз возвращаться, хочу сообщить, что такой документ подписан и подлежит применению.
Сегодня мы обсудим, как обстоят дела в целом в Дальневосточном федеральном округе с точки зрения социального развития центров экономического роста в регионе. Не буду убеждать присутствующих, что Дальний Восток – территория особенная, вы сами лучше, чем кто бы то ни было, это знаете. Жизнь здесь отличается от жизни в других регионах страны. Это отдалённость от центра, низкая плотность населения, дефицит инфраструктуры. Но при этом уникальный потенциал, возможности – и географические, и экономические. Именно поэтому мы не первый год стараемся системно заниматься развитием Дальнего Востока.
В регион привлекаются инвесторы, созданы особые режимы, условия для работы. Мы предоставляем субсидии региону на строительство необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. Эта инфраструктура нужна и бизнесу, и жителям Дальнего Востока. Продолжаем поддерживать льготные авиаперевозки на территорию Дальнего Востока. Одним из механизмов развития стали центры экономического роста, которые мы определили в Дальневосточном федеральном округе, их 58. По сути, это места, где локализуются инвестиционные проекты, в том числе сформированы территории опережающего социально-экономического развития, действует режим свободного порта. То есть это центры по привлечению финансирования. Но более важно, чтобы были созданы условия для нормальной жизни, поэтому надо строить детские сады, школы, больницы, поликлиники, спортивные сооружения, культурные объекты, благоустроенные улицы, дворы, парки. Здесь без поддержки государства не обойтись.
С прошлого года мы вместе с региональными властями реализуем планы по социальному развитию центров экономического роста, из федерального бюджета выделяются средства на эти мероприятия. Общий размер так называемой единой субсидии Дальнему Востоку на ближайшие три года составляет более 94 млрд рублей. Есть и дополнительные решения, в частности, я подписал распоряжение о внесении изменений в распределение денег, о выделении дополнительных средств, мы сегодня об этом тоже с вами поговорим. В целом такой объём средств – это довольно значительные для Дальневосточного округа деньги, они должны идти на самые важные направления для жителей каждой отдельной территории. Где-то есть проблемы с доступностью медицинской помощи, где-то не хватает яслей, в других регионах недостаточно жилья, есть проблема аварийного жилья. Откровенно говоря, большинство регионов под все эти критерии и попадает. В любом случае в региональных планах такая специфика должна учитываться.
Мы рассчитываем на конкретные результаты от вложений федерального бюджета, иного и быть не может. Есть точные показатели: до 2021 года должны появиться 19 новых больниц и поликлиник, 51 фельдшерско-акушерский пункт, 18 школ, 8 детских садов, 27 спортивных объектов, 20 объектов культуры, среди них дома культуры, музеи, библиотеки. Разумеется, предусмотрен и капитальный ремонт социальных объектов, речь идёт о 30 больницах, 105 образовательных учреждениях, 14 учреждениях культуры. Также, безусловно, очень важна поставка транспорта – это машины скорой помощи, автобусы, в необходимых случаях трамваи. И конечно – мы вчера здесь об этом говорили, когда прибыли на территорию Сахалинской области, с исполняющим обязанности губернатора, – вопрос расселения аварийного фонда. Скажем прямо, этот вопрос актуален для всех территорий, входящих в Дальневосточный округ. Этому тоже нужно сегодня уделить внимание.
Проведена реконструкция трёх аэропортов, если говорить по Сахалину. Также есть целый ряд других объектов инженерной инфраструктуры, на которые мы должны совместно обратить внимание.
В целом планы по социальному развитию центров экономического роста на Дальнем Востоке реализуются приемлемо. По итогам прошлого года, если говорить о кассовом исполнении, это почти 98% – в масштабах нашей страны неплохой результат, из 23,7 млрд рублей использовано 23,2 млрд. Есть вполне конкретные, реальные результаты и по школам, оборудованию, медицинской технике, в ряде областей по строительству дорог, жилья и так далее. В этом году предстоит завершить около 200 мероприятий на общую сумму около 16 млрд рублей. Важно следить за корректным, грамотным, эффективным использованием денежных средств. Эти деньги должны работать, а не простаивать. В целом таких прецедентов на Дальнем Востоке не было, но этому надо уделять особое внимание.
Ещё один момент. Надо сделать всё, чтобы не отставать от существующих графиков, я имею в виду графики сдачи объектов, тем более что климат здесь, как и по всей стране, разный, достаточно суровый, – при этом не забывая о качестве работ. В большинстве случаев это социально значимые объекты, которые должны на протяжении длительного времени служить людям, поэтому никаких проблем с качеством быть не должно.
Давайте послушаем всех, кто хотел бы доложить о том, как исполняются планы социального развития. Обобщающий доклад сначала сделает Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики. Александр Александрович (обращаясь к А.Козлову), пожалуйста.
А.Козлов: Экономика Дальнего Востока развивается опережающими темпами. Уже сейчас благодаря мерам государственной поддержки, таким как территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, субсидии на инфраструктуру, реализуется 1745 инвестиционных проектов. Инвесторами вложено в экономику Дальнего Востока почти 550 млрд рублей и создано 37,5 тыс. рабочих мест, введено в эксплуатацию 237 проектов.
Опережающие темпы развития экономики требуют наличия развитой социальной инфраструктуры, которая, к сожалению, на Дальнем Востоке недостаточна или находится в аварийном состоянии. Поэтому во исполнение поручения Президента, данного на третьем Восточном экономическом форуме, реализуются планы социального развития и экономического роста. У нас их 58. На территориях, которые они охватывают, живёт 6,6 миллиона человек – это почти 81% всего населения Дальнего Востока. И, Дмитрий Анатольевич, как Вы сказали в своём выступлении, мы получили на три года лимиты почти 94,3 млрд рублей. Ещё 1 млрд мы рассмотрели на подкомиссии недавно (это такие территории, как Амурская область, Бурятия, Забайкальский край) и планируем Вам представить на подпись в ближайшее время.
Я хотел бы добавить по перечню объектов, которые Вы перечислили, что социальная инфраструктура помогает строиться крупным проектам на Дальнем Востоке. Допустим, на примере комплекса «Звезда» в Большом Камне, который строит «Роснефть» (судостроение), – мы строим 750 квартир, помогаем Приморскому краю. Вы были в Приморском крае, вручали губернатору Кожемяко план на покупку медицинского оборудования. Могу Вас проинформировать, что это оборудование куплено и уже завезено в больницы края. Также в этом году начнётся реконструкция стадиона «Авангард».
Мы пошли дальше вместе с губернаторами и хотим воспользоваться единой субсидией, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства, и у нас такие проекты уже начали реализовываться. Я приведу примеры. В Якутии круглогодичный детский лагерь «Полярная звезда» мы реализуем, то есть мы выделили деньги, инвестор – со своей стороны; центр ядерной медицины в Бурятии, и сейчас прорабатываем вопрос, связанный с Камчатской краевой больницей. И у нас ещё один проект есть по Сахалину – социальный объект, дом престарелых.
Что мы сделали за 2018 год и первое полугодие 2019 года? Ввели школу в Якутске на 275 мест, 8 фельдшерско-акушерских пунктов, плавательный бассейн в Чегдомыне Хабаровского края, 3 стадиона, 9 спортивных площадок. На Сахалине, где мы сегодня находимся, – аквапарк, в котором 10 дорожек по 50 метров и 10 дорожек по 25 метров, ежесуточно его посещают до 500 детей, он пользуется большой популярностью среди местных жителей. Приобрели квартиры в Еврейской автономной области – 49 квартир для сотрудников медучреждений, которые приехали работать на территории. Даже не забыли оленеводческие бригады – 9 комплектов мобильных кочевых домов было приобретено для Чукотки. То есть программа наша дотягивается до всех – кто живёт в городах или ведёт кочевой образ жизни на Дальнем Востоке.
На этот год из запланированных 346 контрактов уже заключили 255. И, как Вы сказали, планируем закончить порядка 200 мероприятий в разрезе каждого региона.
В Бурятии – капитальный ремонт 48 социальных учреждений. Обновление оборудования в 32 учреждениях здравоохранения и 16 учреждениях специального образования. Строительство семи универсальных спортивных площадок. Три дома сельской культуры. Вы сказали, Дмитрий Анатольевич, о трамвайных вагонах в Улан-Удэ. Последний вагон покупался в 2008 году. При этом в городе Улан-Удэ всё население ездит в этих вагонах. Мы купим туда комфортные вагоны, и самое главное – они в том позволят перемещаться людям с ограниченными возможностями, как в Москве – такие красивые, новые покупаем.
В Забайкальском крае – 54 автомобиля, 6 уже на линии, 32 ждут оформления документов. В Магадане в рамках укрепления дороги мы начали строительство набережной, которой не было никогда в Магаданской области.
Этот перечень объектов очень внушительный, и охват населения в будущем, которое будет пользоваться новыми и отремонтированными объектами, исчисляется сотнями тысяч людей, живущих на этих территориях. Поэтому губернаторы и главы регионов должны вести постоянный контроль за реализацией этих мероприятий и выполнять в поставленные сроки взятые на себя обязательства.
Очень важный вопрос здесь связан с подготовкой аукционной документации, прохождением конкурсных процедур. И обязательно нужно обратить внимание на то, что потребуется помощь муниципального уровня, потому что на объекты, которые мы строим, на многие из них, конкурсы, документация – всё оформляется на уровне глав администраций муниципального уровня.
Руководители не были готовы к такому количеству денег. За три года 90 млрд рублей на муниципальный уровень для строительства социальной инфраструктуры – здесь перед коллегами стоит большой вызов и большая ответственность и контроль. Мы в свою очередь, пообщавшись с коллегами, в правоохранительных органах в том числе, передали им документы. Они помогают нам, администрируют это направление – не потом, чтобы возбуждать дела, а именно сейчас подсказывают, где есть какие-то расхождения.
Д.Медведев: Спасибо. Пусть теперь выскажутся руководители субъектов.
А.Николаев: В Республике Саха (Якутия) на средства единой субсидии до конца 2021 года планируется реализовать 10 объектов и мероприятий. На эти цели из средств федерального бюджета предусмотрено 6 млрд 769 млн рублей. По итогам 2018 года в рамках реализации данной работы уже введена школа в городе Якутске для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обновлена материально-техническая база по стандарту WorldSkills для шести техникумов, где мы сейчас уже начинаем готовить специалистов под потребности новых инвестиционных проектов, таких как, например, строительство Жатайской судоверфи.
На 2019 год у нас предусмотрено 942 млн рублей. Продолжается строительство восьми социально значимых объектов и мероприятий. Из них жизненно необходимым для республики, конечно же, станет кардиологический диспансер, который позволит нам достичь индикаторов, установленных национальным проектом «Здравоохранение». Я как раз на Правительстве на прошлой неделе докладывал про данный проект.
Начат сейчас и активно идёт ремонт детской поликлиники, реконструкция водопроводных сооружений у нас в центре угледобычи Дальнего Востока в городе Нерюнгри, начинается строительство школы-сада в посёлке Кангалассы, где у нас расположена территория опережающего социально-экономического развития. Как Александр Александрович (А.Козлов) сказал, мы одними из первых начинаем сейчас на принципах государственно-частного партнёрства создание круглогодичного детского центра отдыха и оздоровления «Полярная звезда» в районе города Якутска, где в год у нас будет отдыхать порядка 5,5 тысячи детей. Поэтому выражаю огромную благодарность, Дмитрий Анатольевич, за такую возможность, данную нам, дальневосточным субъектам. И с учётом хорошо зарекомендовавшего себя режима работы по реализации данного плана социального развития центров экономического роста субъектов Дальнего Востока прошу сохранить как эфективный и гибкий действующий механизм финансирования в виде иных межбюджетных трансфертов до конца действия наших соглашений, до конца 2021 года.
С.Фургал: В Хабаровском крае определено пять центров экономического роста: это агломерация «Комсомольск-на-Амуре ‒ Амурск ‒ Солнечный», Хабаровская агломерация, Николаевский центр развития, Верхнебуреинский центр развития и «Ванино ‒ Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел». На эти центры приходится 81,5% всего населения Хабаровского края. При этом территория ‒ 8,6%. И приходится 80% от оборота организаций. Как предполагается, до 2025 года именно эти центры дадут 90% прироста валового национального продукта края.
В этих центрах за счёт средств федерального бюджета по линии Минвостокразвития реализуется 10 социальных объектов на сумму 8,85 млрд рублей, в том числе на 2019 год 2,96 млрд рублей. Безусловно, ключевым является «Комсомольск-на-Амуре ‒ Амурск ‒ Солнечный». Здесь пять объектов (основное количество): два объекта ‒ это спорт, два объекта ‒ здравоохранение, один объект ‒ улично-дорожная сеть.
В соответствии с графиком ведётся строительство спортивных объектов. Это третий и четвёртый этапы регионального центра развития спорта в Комсомольске-на-Амуре. Проблем по объектам здесь мы не видим. Все работы ведутся в соответствии с установленным планом.
По объектам здравоохранения до конца текущего года завершаем строительство станций скорой медицинской помощи в Комсомольске-на-Амуре на 252 вызова в сутки, в декабре объект будет введён в эксплуатацию.
Есть сложности с объектом «Межрайонный онкологический диспансер» в Комсомольске-на-Амуре ‒ подрядчик ООО «Тутта». Работы выполняются подрядчиком со значительным отставанием от графика производственных работ. Техническая готовность объекта ‒ 7,1% при плане 9,2%. Несмотря на неоднократные требования, работы, к сожалению, не ускоряются, поэтому мы вынуждены пойти на расторжение контракта, возврат банковской гарантии и перезаключение контракта, для того чтобы всё-таки выполнить те обязательства, которые на нас лежат в 2019 году.
По объектам приведения в нормальное состояние улично-дорожной сети в городе Комсомольске-на-Амуре ‒ это три участка дорог, тоже есть определённые сложности с подрядчиком. К сожалению, подрядчик тоже отстаёт от графика, но здесь в ручном режиме правительство края под честное слово берёт субподрядчиков, и план будет выполнен.
Хочу отметить, что не все объекты долгосрочного плана Комсомольска попали под финансирование по линии Минвостокразвития. Кроме пяти, которые по Минвостокразвития, есть ещё 11 объектов, которые финансируются через государственные программы и другие федеральные министерства.
В связи со сложной гидрологической ситуацией и возможным паводком сложилась очень непростая ситуация с объектами инженерной защиты города Комсомольска-на-Амуре, второй и третий этап. Здесь тоже проблема с подрядчиком. Подрядчик выиграл аукцион с очень сильным занижением на конкурсе ‒ 19,5%, поэтому здесь тоже пришлось принять решение о расторжении контракта. И задача наша – до конца года заключить новые контракты на строительство дамбы. Мы все прекрасно понимаем и отдаём отчёт, что защитные сооружения – это безопасность города Комсомольска-на-Амуре, но хочу ещё раз отметить, что действующие конкурентные процедуры 44-го федерального закона занимают длительное время. Учитывая обстоятельства, в которых мы живём, Дмитрий Анатольевич, просим Вас рассмотреть вопрос о возможности заключения на единственного поставщика, хотя бы по дамбам, для того чтобы нам не отставать от графика.
Второй важный центр развития – это, конечно, Хабаровская агломерация. Здесь, в планах агломерации, строим краевой дворец единоборств «Самбо» в городе Хабаровске. Строительство объекта ведётся в соответствии с графиком, выполнено 75% работ, ввод объекта в следующем году. Никаких проблем не видим.
По второму объекту, в сфере здравоохранения, 22 июля 2019 года заключён контракт с компанией «РТ-Соцстрой» на проведение строительно-монтажных работ, – противотуберкулёзный диспансер в городе Хабаровске. Приступаем к строительству, здесь тоже проблем нет.
Ещё один центр роста – это Верхнебуреинский центр развития. Здесь один объект – плавательный бассейн в Чегдомыне. Объект введён в эксплуатацию в марте этого года. Для посёлка это действительно очень важное событие. Никогда за всю историю у населённого пункта с населением 12,5 тысячи не было ничего подобного. Сейчас это есть, и здесь огромная, особая благодарность от всех жителей.
В рамках Николаевского центра развития предусмотрено строительство одного, но, как мы считаем, очень важного для жителей района объекта. Это лечебный корпус центральной районной больницы города Николаевска-на-Амуре. Там были определённые трудности, но сегодня подрядчик вышел на двухсменную работу, работаем круглосуточно, график догоняем, поэтому тоже здесь особых проблем не видим. Будет всё выполнено.
В пятом центре экономического развития – Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел – объекты отсутствуют. Но я бы хотел особо остановиться на этом узле, потому что только в рамках режима свободного порта в данном конгломерате заявилось 18 компаний с общим объёмом инвестиций 93,5 млрд рублей, созданием более 2,6 тыс. новых рабочих мест. Конечно же, есть и подводные камни: не хватает инфраструктуры, очень тяжёлая логистика, транспортная доступность, в том числе авиационная. Нам хотелось бы, чтобы этот центр тоже был внесён в план социального развития. Правительство Хабаровского края уже направило предложения в Минвостокразвития по включению в план социального развития. Ждём ответа. По нашему мнению, ряд первоочередных объектов, которые необходимо профинансировать, – это реконструкция терминала аэропорта Май-Гатка, новый стационарный комплекс Советско-Гаванской больницы, районный молодёжный центр и детская школа искусств (село Ванино), строительство жилья для специалистов. Хочу подчеркнуть, что по всем объектам нами разрабатывается ПСД. Единственное, конечно, требуется открытие вопроса по федеральному финансированию.
Есть, конечно же, не только положительные моменты, но и, скажем так, ряд общих для всех центров экономического роста проблем. Во-первых, хотелось бы отметить финансирование скорой медицинской помощи, которое сегодня осуществляется за счёт средств территориальной программы обязательного медицинского страхования. Оплата осуществляется по подушевому нормативу, финансирование – в сочетании с оплатой по вызову скорой медицинской помощи. Учитывая нашу плотность населения и отдалённость населённых пунктов друг от друга, по нормативу скорость доезда должна быть не более 20 минут. Конечно же, это ложится очень серьёзным камнем на решение данной проблемы. Мы попросили бы при рассмотрении финансирования ОМС либо рассмотреть вопрос бюджетного финансирования, либо увеличения, конечно, тарифа.
Также очень большая проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, – это большие участки земли, которые могут активно использоваться, однако сдерживающим фактором является наличие запретных зон Хабаровского военного лесничества Министерства обороны. Особенно остро этот вопрос стоит на территориях Ванинского и Советско-Гаванского районов. В правительстве края проведена работа с Министерством обороны по изменению границ запретной зоны. Получено уже согласование командования Восточного военного округа и федерального государственного казённого учреждения «Управление лесного хозяйства». Однако решение вопроса приостановлено в связи с выходом федерального закона от 3 августа 2018 года №342, требующего принятия нового порядка установления запретных зон. Учитывая значимость этой проблемы, довожу до Вашего сведения и прошу содействия.
Ещё раз, если есть такая возможность, то прошу разрешить контрактование объектов инженерной защиты города Комсомольска-на-Амуре по единственному поставщику. А так в основном, конечно же, всё выполняем.
В.Лимаренко: У нас пять территорий опережающего роста. На период 2018–2021 годов запланировано строительство 180 объектов на сумму 80 млрд рублей, из них межбюджетный трансферт – 36 млрд. Осталось на период 2019–2021 годов 132 объекта. Это объекты здравоохранения – семь объектов; 17 объектов образования; четыре – культуры; физкультуры и спорта – 16 объектов; социальная политика – четыре; транспорт, дорожное строительство – 27; жилищное строительство – 16; коммунальное строительство – 24; топливно-энергетический комплекс, газификация – 15 объектов и прочее. Всего 132. По вводимым объектам: на 2019 год планируется ввод 37 объектов, в 2020 году – 48, в 2021-м – 25.
Хочу сказать, что с учётом всех источников финансирования, и не только касающихся этих пяти территорий, всего на территории реализуется на период 2019–2021 годов 482 объекта. В первую очередь это объекты жилищного строительства, мы планируем за ближайшую пятилетку построить чуть более 3 млн кв. м жилья. Это связано с тем, что у нас значительное количество аварийного, ветхого жилья – более 1 млн кв. м.
По дорожному строительству тоже планируется большое строительство – более 1000 км дорог. Это связано с тем, что у нас только одна треть автомобильных дорог сегодня асфальтирована. Остальные дороги – в грунтовом исполнении.
И для реализации национальных проектов у нас запланировано строительство объектов социальной инфраструктуры: 65 объектов здравоохранения, 72 объекта спорта и 48 объектов культуры.
Мы бы хотели обратиться с такой инициативой, которую мы прорабатываем с Юрием Петровичем Трутневым сейчас совместно. Идея заключается в том, чтобы на Курильских островах можно было бы обнулить федеральные налоги и, соответственно, налоги региональные, с тем чтобы привлечь инвесторов и развивать активно эту территорию.
У нас там есть широкополосный интернет, это даёт возможность развивать цифровые технологии и всё, что связано с цифровыми технологиями. Это даёт возможность создать высокооплачиваемые рабочие места, что очень важно, а также можно развивать туризм, и есть инвесторы, которые бы заинтересовались такой инициативой. Просьба к Правительству Российской Федерации рассмотреть такую инициативу. С Юрием Петровичем мы готовим сейчас обоснования и предложения.
В.Илюхин: На Камчатке реализуются три мероприятия плана социального развития. Общий объём финансирования – 4,7 млрд рублей. По годам это выглядит так: 2018 год – 537 млн, 2019 год – 1 млрд 660 и 2020 год – 2,5 млрд. В прошлом году, в 2018-м, запланированные средства федерального бюджета были исполнены в полном объёме.
Коротко о мероприятиях плана.
Первое – модернизация материально-технической базы и системы среднего профессионального образования. Благодаря реализации этих мероприятий восемь профессиональных учреждений получили новое оборудование для подготовки специалистов по востребованным специальностям. Новая техника, тренажеры, машины, станки – всё это является дополнительным стимулирующим фактором для привлечения молодёжи, получения специальностей, входящих в топ-50.
Нужно сказать, что благодаря реализации этих мероприятий в Камчатском крае уже сейчас достигнут показатель 2020 года по доле образовательных учреждений, которые готовят кадры по профессиям топ-50.
Стадион «Спартак». Техническая готовность объекта – более 41%. В прошлом году работы выполнены в запланированном объёме. На сегодняшний день работы ведутся в соответствии с графиком. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на осень 2020 года, но есть уверенность, большая уверенность, что этот объект будет сдан на несколько месяцев раньше – он очень востребован.
Что касается показателей, то благодаря реализации этого проекта доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, в 2020 году достигнет 37%. Достижению этих показателей будет способствовать и месторасположение этого объекта. Вы были в Петропавловске – он находится в самом центре города, в непосредственной близости от крупнейших образовательных учреждений. Это, конечно, позволяет объекту стать центром развития массового спорта и популяризации занятий физической культурой среди молодёжи.
Главный объект – это Камчатская краевая больница. Нужно отметить, что первое поручение решить положительно вопрос строительства краевой больницы объединённого субъекта – тогда ещё Камчатской области и Корякского автономного округа – было дано Президентом Владимиром Владимировичем Путиным ещё в 2005 году.
И я очень признателен Вам, Дмитрий Анатольевич, за то, что Вы поддержали нас в этом вопросе. Вами тоже было дано соответствующее поручение.
Действующая краевая больница располагается в приспособленных помещениях, корпуса находятся в высокой степени износа, обладают дефицитом сейсмостойкости. Сейсмоусиление, которое проводилось в 1990-х годах, результата не принесло. Сегодня эти корпуса находятся с дефицитом более трёх баллов, и это, конечно, серьёзно ограничивает развитие новых методов лечения, диагностики, препятствует размещению современного оборудования, не позволяет качественно оказывать медицинскую помощь в целом.
Строительство новой краевой больницы мы начали в 2013 году за счёт средств краевого бюджета. Общий объём финансирования на сегодняшний день составил более 1 млрд рублей, из которых 800 млн – это средства краевого бюджета, более 260 млн – это средства федерального бюджета, как раз средства, выделенные по единой субсидии в прошлом году.
В план развития центров экономического роста вошел первый этап строительства этой больницы. В прошлом году подрядчик завершил возведение фундамента лечебно-диагностического корпуса, устройство каркаса палатного комплекса. На сегодняшний день готовность объектов составляет порядка 14%.
Новая больница позволит существенно повысить качество медицинской помощи для населения, а также достичь ряда показателей сразу по нескольким национальным проектам –«Здравоохранение», «Демография», «Экспорт медицинских услуг»".
Нами проработан механизм заключения концессионного соглашения на выполнение работ по продолжению и завершению строительства краевой больницы, – об этом говорил Александр Александрович (А.Козлов), – как раз на условиях государственно-частного партнёрства. У нас проведён конкурс на отбор концессионера. Победителем стала дочерняя компания государственной корпорации «Ростех» – «Камчатка Мединвест». Таким образом, на наш взгляд, если использовать механизм концессии, получить наряду с государственными частные средства концессионера, уже в 2022 году в соответствии с графиком строительства Камчатская краевая больница будет введена в эксплуатацию и начнёт оказывать услуги населению в полном объёме.
Мы совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики ведём сегодня работу, с тем чтобы обеспечить возможность использования средств единой субсидии в качестве капитального гранта для концессионера в соответствии с подготовленным концессионным соглашением, и будем просить поддержки в решении этого вопроса. Кроме этого мы готовы ещё заявиться по нескольким объектам из сферы культуры, спорта. И конечно, очень важным является вопрос аварийного жилья – то, о чём Вы говорили. А у нас ещё и сейсмика.
С.Носов: По Магаданской области в рамках программы по социальному развитию центров экономического роста запланировано пять объектов. Я хотел бы отметить, что в течение 2019 года эта программа развивалась для нас и расширялась и добавлялись объекты. И я хотел бы сказать отдельное спасибо, Дмитрий Анатольевич, за поддержку, которая была оказана Магадану, Магаданской области в рамках приобретения техники, которая обслуживает дороги, помогает содержать дороги, что очень важно в нашем снежном и северном районе. Ну и, конечно, берегоукрепление, о котором мы говорили с Вами в 2018 году. Реализация этого мероприятия при поддержке и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, и Юрия Петровича Трутнева уже сегодня идёт полным ходом. Окончание – 2021 год. Также по этой программе, на средства единой субсидии, строятся два бассейна в районных центрах, производится ремонт двух больниц и укрепление материально-технической базы нашего министерства образования.
Было в 2018 году, скажу честно, небольшое отставание на уровне 2%, мы сегодня это наверстали. Вы совершенно правильно сейчас заметили, обратили внимание на качество выполнения работ, но я хотел бы отметить, что качество – это не всегда затягивание процесса, это ещё и зависит от организации на площадке. И у нас складывается сегодня, мы видим, такая ситуация, когда мы идём с перевыполнением графиков, а механизм существующий в принципе это сдерживает, то есть если график перевыполняешь, то финансирование… Проблемы с переброской с одного направления на другое.
Я тоже хочу поддержать коллег: сохранить механизм межбюджетных трансфертов, который сегодня есть, потому что он наиболее гибкий и, наверное, уже сложился или притёрся для работы здесь, на Дальнем Востоке.
В целом мероприятий, которые обеспечивают социальное развитие центров экономического роста, достаточно много, и это в рамках национальных проектов, и к реализации мы уже некоторых из них в соответствии с графиком приступили. Также идёт проектирование, и работа будет начинаться в следующем году. Я хотел бы отметить такой объект, как спортивно-оздоровительный комплекс, который начнёт реализовываться в 2020 году по программе партии «Единая Россия» в городе Магадане. Это тоже было сделано – ещё раз хотел бы Вас поблагодарить, Вы поддержали нас – в прошлом году.
Ещё раз хотел бы подчеркнуть или обратить внимание. У нас есть проблемы, как и у коллег, это связано с аварийным жильём и с качеством дорог. Надо признать, что мы попали в не очень приятную ситуацию, у нас возникли проблемы со статотчётностью. У нас, по статотчётности, с дорогами и с жильём было всё прекрасно. Сегодня мы эти проблемы преодолеваем. Я хотел бы также поблагодарить руководителей министерств профильных, агентство Росавтодор за понимание и совместную работу.
Д.Медведев: Я считаю важным обозначить сразу же позицию по некоторым моментам. Здесь упоминались иные межбюджетные трансферты. Напомню, мы договорились на заседании Правительства, как поступить. Есть предложение от этого инструмента отказаться, но мы должны все удобные моменты, которые связаны с так называемым иным межбюджетным трансфертом, сохранить на будущее. Вопрос не в том, как называется тот или иной инструмент, а в том, чтобы ничего не потерять. В этом я поддерживаю позицию присутствующих здесь высших должностных лиц субъектов Федерации.
Проблема с подрядчиками, занижение цен на конкурсе – эта ситуация, как говорят, достала. Константин Анатольевич (обращаясь к К.Чуйченко), напоминаю: два раза я давал поручения по поводу усиления ответственности в отношении таких подрядчиков, начиная от элементарной административной ответственности (хотя мы не считаем правильным раздувать этот пожар, но в некоторых случаях можно) и заканчивая, я просил просчитать, вопросом введения отдельного уголовного состава, связанного с манипуляциями итогами конкурса. Когда, по сути, деятельность участников конкурса направлена на то, чтобы заранее уничтожить его результаты. То есть заявка даётся в таком виде, что не может быть выполнена, соответственно, конкурс завершается, исполнить по таким правилам конкурс невозможно. В результате всё отменяется, мы теряем деньги, а кто-то наслаждается этой ситуацией. Причины могут быть разные: или просто разбить конкурс и поучаствовать в будущем в каких-то его частях, или просто назло и так далее. Надо с этим завершать. Эта проблема сплошная, по всей стране. Отдельные позиции коллеги обозначили. Просил бы включить в протокол, если речь идёт об отдельных населённых пунктах, о включении их в план работ.
Инициатива по обнулению налогов на Курилах интересная. Нам нужен специальный инструмент активизации бизнеса именно на этих островах. Они имеют особое значение для нашей страны. Я не предвосхищаю результаты, давайте рассмотрим имеющиеся предложения по поддержке бизнеса в этом регионе – Сахалинской области и в целом на Курильских островах.
Звучали ещё некоторые предложения по концессиям, тоже просил бы в проект протокола всё это включить.