Экспертный совет 20 июня 2019 года
Лучшая практика
Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации Приморского края
В пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края функционирует более 500 предприятий различных форм собственности, в которых занято порядка 14 тысяч человек. Доля пищевой промышленности края (без рыбной) в общем объеме промышленного производства составляет 12%.
Предприятия отрасли расположены в основном в крупных муниципальных образованиях: городах Владивосток, Уссурийск, Находка, Артем, что обусловлено наличием большого рынка сбыта выпускаемой продукции.
Особенность производства продуктов питания в Приморском крае состоит в том, что пищевые и перерабатывающие предприятия работают в основном на сырье, поступающем из-за пределов края. В мясоперерабатывающей отрасли используется 70% завозного сырья (Алтайский край, Бразилия, Аргентина), молокоперерабатывающей – 40% (Республика Беларусь, Алтайский край), хлебопекарной – 100% (Алтайский край).
Перспективы для развития сырьевой базы пищевой и перерабатывающей промышленности края обеспечивает реализация федерального закона о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) в Приморском крае. Так, к 2024 году обеспеченность собственным сырьем по отраслям составит:
мясоперерабатывающая – 75%;
молокоперерабатывающая – 80%;
масложировая промышленность – 100%;
консервная - 90%.
В 2018 году предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности отгружено товаров собственного производства на сумму 38,2 млрд рублей.
Государственная поддержка предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края осуществляется в рамках государственной программы развития сельского хозяйства Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2013-2021 годы на возмещение затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, в виде субсидии на возмещение фактических затрат на реконструкцию и приобретение оборудования для переработки молока, произведенных молокозаводами, имеющими собственное производство молока, в том числе аффилированными компаниями.
В Приморском крае осуществляют деятельность практически все формы сельскохозяйственной кооперации. В настоящее время производственную деятельность ведут 30 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них: 5 – кредитных, 17 – перерабатывающих, 8 – снабженческо-сбытовых.
Предприятия сельскохозяйственной кооперации вносят существенный вклад в экономику края. В их ведении находится около 10% посевных площадей, 9% поголовья КРС. На долю сельскохозяйственной кооперации приходится около 10% краевого валового производства сельскохозяйственной продукции. Около 800 жителей, занятых в сельском хозяйстве края, трудятся на предприятиях сельскохозяйственной кооперации.
Финансовая помощь сельскохозяйственным кооперативам в 2018 г. составила 30 млн. руб. (3,6 млн руб. - средства краевого бюджета и 26,4 млн. рублей – средства федерального бюджета).
На сегодняшний день основная задача состоит в более активном вовлечении сельскохозяйственных потребительских кооперативов в структуру сельскохозяйственной кооперации.
В рамках государственной программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2013 - 2021 годы» с 2013 года работает подпрограмма развития малых форм хозяйствования, одним из механизмов развития которой является создание сети потребительской кооперации в сельской местности.
Финансовая поддержка предоставляется сельскохозяйственным потребительским кооперативам по направлениям:
- организация закупки молока у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства в Приморском крае, а также у членов кооператива с дальнейшей его первичной переработкой и реализацией;
- организация закупки, в том числе у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства в Приморском крае, убоя и переработки свиней, птицы, крупного и мелкого рогатого скота с дальнейшей его первичной переработкой и реализацией;
- организация закупки, хранения и переработки картофеля и плодоовощной продукции, сои, зерновых и крупяных культур с дальнейшей реализацией;
- организация сбора, заготовки и переработки ягод, меда, дикоросов и прочих недревесных лесных ресурсов с дальнейшей реализацией.
Максимальные размеры гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае на 2016-2020 гг. по всем направлениям деятельности определены в размере до 30,0 млн. руб. ежегодно.
За 5 лет реализации программных мероприятий на поддержку по созданию кооперативов из федерального и краевого бюджета выделено 170,6 млн руб., в том числе в 2014 г. - 54,5 млн руб., в 2015 г. – 30,4 млн руб., в 2016 году – 29,8 млн руб., в 2017 г. – 25,94 млн руб., в 2018 году – 30 млн рублей. На 2019 г. выделено в общей сумме 30 млн руб., из них: 26,4 млн руб. – средства федерального бюджета, 3,6 млн руб. – средства краевого бюджета. Создано 10 кооперативов.
На территории Приморского края реализуются следующие инвестиционные проекты пищевой и перерабатывающей промышленности:
ООО ХАПК «Грин Агро» реализует проект по строительству завода по переработке молока более 300 тонн в сутки в Артемовском городском округе.
На текущую дату проведена реконструкция АО «Гормолокозавод «Артемовский» на 60 тыс. тонн в сутки.
АО «Производственно-логистический комплекс «Приморский кондитер» реализует проект по строительству завода пищевой промышленности с производственными линиями по разным направлениям (кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, полуфабрикаты) производственной мощностью 90 тыс. тонн в год на территории ТОР «Надеждинская». Проект находится в стадии проектирования. Заключен договор с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» по аренде земли.
ООО «Ратимир» — один из лидеров мясоперерабатывающей промышленности Дальнего Востока России. Это предприятие с уникальным, современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом выпускает более 200 наименований колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов под тремя торговыми марками «Ратимир», «Дымов», «Мясной ряд». За последнее время в цехах завода установлено передовое оборудование ведущих мировых производителей из Австрии, Германии, Швейцарии, запущен автоматизированный гравитационный склад.
ОА «Владхлеб» крупнейшее предприятие хлебопечения Приморского края, выпускает около 17 тыс. тонн хлебобулочных изделий в год. Ассортимент выпускаемой продукции представлен - хлеб, торты, пирожные, булочки, замороженные полуфабрикаты. За последние два – три года был реконструирован ржано-технологический участок. Это позволило улучшить качество выпускаемой продукции. Был внедрен проект автоматизации экспедиций склада готовой продукции, так называемая «Система отбора товаров», а также закуплено и установлено оборудование «Ролл-Лайн» для производства армянского лаваша, мексиканских тартильий, пшеничных роллов.
Администрацией Приморского края оказывается государственная поддержка предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края на реконструкцию и приобретение оборудования для переработки молока, произведенных молокозаводами, имеющими собственное производство молока.
Хлебопекарным предприятиям края предоставляется субсидия на одну тонну выпускаемой продукции из расчета 1,7 тыс. рублей. Для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и островных территориях Приморского края введен повышающий коэффициент в размере 1,5.
В Приморском крае осуществляют деятельность практически все формы сельскохозяйственной кооперации. В настоящее время производственную деятельность ведут 30 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них: 5 – кредитных, 17 – перерабатывающих, 8 – снабженческо-сбытовых.
Государственная поддержка в размере до 30 млн руб. в год предоставляется сельскохозяйственным потребительским кооперативам на обеспечение материально-технической базы по направлениям:
- организация закупки молока с дальнейшей его первичной переработкой и реализацией;
- организация закупки убоя и переработки свиней, птицы, крупного и мелкого рогатого скота с дальнейшей его первичной переработкой и реализацией;
- организация закупки, хранения и переработки картофеля и плодоовощной продукции, сои, зерновых и крупяных культур с дальнейшей реализацией;
- организация сбора, заготовки и переработки ягод, меда, дикоросов и прочих недревесных лесных ресурсов с дальнейшей реализацией.
За 5 лет реализации программных мероприятий на поддержку по созданию кооперативов из федерального и краевого бюджета выделено 170,6 млн рублей, из них средства федерального бюджета - 94,4 млн рублей, краевого бюджета 76,2 млн рублей. Создано 10 кооперативов.
Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации в Амурской области
В Амурской области производством продуктов питания занимаются порядка 280 предприятий, 98 % из которых относится к малому бизнесу. Приоритетными для региона направлениями развития являются переработка сои и переработка молока. В этих отраслях сосредоточены крупные промышленные предприятия, располагающие современными производственными мощностями, выпускающие конкурентоспособную продукцию, которая поставляется в другие регионы РФ и на экспорт. Именно эти отрасли демонстрируют положительную динамику на протяжении последних лет. По ряду других направлений (колбасные изделия, рыбная продукция, кондитерские изделия) наблюдается устойчивое снижение объемов производства, т.к. в данных сегментах идёт жесткая ценовая конкуренция с более дешевой продукцией из других регионов.
В 2018 г. индекс производства пищевых продуктов составил 110,4 %, индекс производства напитков – 102,7 %. Объем отгруженных товаров собственного производства: пищевые продукты – 24399,9 млн. руб. (110,3 %), напитки – 95,6 млн. руб. (106,1 %).
Производство основных видов продукции, тыс. тонн
|
2018 г. |
2018 г. к 2017 г., % |
2024 г. прогноз |
Мясо и субпродукты |
20,2 |
120,3 |
22,7 |
Колбасные изделия |
3,9 |
90,5 |
4,0 |
Молоко жидкое обработанное |
106,4 |
105,4 |
120,0 |
Кисломолочные продукты |
32,4 |
103,7 |
38,0 |
Творог |
3,9 |
110,6 |
4,5 |
Масло животное |
1,1 |
108,4 |
1,2 |
Рыбная продукция |
0,8 |
91,5 |
0,8 |
Масло соевое |
56,2 |
128,3 |
80,0 |
Шрот соевый |
265,2 |
127,0 |
350,0 |
Хлеб, хлебобулочные изд. |
50,9 |
100,3 |
51,5 |
Кондитерские изделия |
15,0 |
89,3 |
16,0 |
Крупа |
6,9 |
124,1 |
7,5 |
Комбикорма |
121,0 |
93,5 |
140,0 |
Переработка сои.
Основное направление переработки сои – производство масложировой продукции (масло, шрот). Кроме того, в настоящее время идет становление новой отрасли – глубокая переработка с получением соевых белковых продуктов (изолят, концентрат). В 2024 г. планируется увеличить производство соевого масла до 80 тыс. тонн (+42 % к 2018 г.), шрота до 350 тыс. тонн (+32 % к 2018 г.). В 2020 г. начнется выпуск соевого белкового изолята, производство которого к 2024 г. планируется довести до 15 тыс. тонн. Развитие отрасли будет осуществляться за счёт строительства новых и модернизации имеющихся мощностей, увеличения сырьевой базы региона, а также освоения новых рынков сбыта (в т.ч. стран Азиатско-Тихоокеанского региона).
Основная проблема данной отрасли заключается в том, что из-за повышенного спроса на амурскую сою со стороны экспортеров и потребителей из других регионов Российской Федерации наблюдается жесткая конкуренция за сырьевые ресурсы, которая приводит к увеличению закупочной цены на сою до 30 руб./кг. При этом отсутствуют льготные краткосрочные кредиты на закупку сои для масложировой промышленности, что не позволяет переработчикам провести заготовительную кампанию в оптимальном режиме.
Кроме того, по состоянию на май 2019 года остается нерешенным вопрос доступа соевого шрота на рынок КНР. С 2015 года Правительством Амурской области совместно с федеральными органами власти (Минсельхоз России, Россельхознадзор) и российско-китайскими структурами (советы, подкомиссии) ведется работа в данном направлении.
В 2019-2024 гг. к реализации запланированы следующие инвестиционные проекты:
1. ООО «МЭЗ «Амурский»:
- строительство II очереди завода по глубокой переработке сои, основной объект - цех соевого белкового изолята, мощность - 10 тыс. тонн/год, сроки реализации: - 2017-2019 гг.;
- строительство III очереди завода по глубокой переработке сои (цех соевых белковых продуктов (изолят, концентрат), мощность - 10 тыс. тонн/год), сроки реализации: 2021 - 2023 гг.;
- строительство цеха по розливу масла, мощность - 40 тыс. тонн/год, сроки реализации: 2020 - 2021 гг.;
- модернизация Серышевского элеватора с увеличением мощности единовременного хранения до 60 тыс. тонн, сроки реализации – 2020 - 2021 гг.
2. ООО «Соевый завод АНК», строительство маслоэкстракционного завода, мощность по переработке сои - 90 тыс. тонн/год, сроки реализации: - 2020-2021 гг.
3. ООО «Красная Звезда», строительство маслоэкстракционного завода, мощность по переработке сои - 30 тыс. тонн/год, сроки реализации: - 2017-2019 гг.
Переработка молока.
Основное направление переработки молока – производство цельномолочной продукции (молоко питьевое, кисломолочная продукция, творог и творожные изделия). В 2024 г. планируется увеличить производство молока питьевого до 120 тыс. тонн (+12,8 % к 2018 г.), кисломолочной продукции до 38 тыс. тонн (+17,5 % к 2018 г.), творога и творожных изделий до 4,5 тыс. тонн (+15,3 % к 2018 гг.). Развитие отрасли будет осуществляться за счет модернизации перерабатывающих мощностей, увеличения сырьевой базы региона, а также освоения новых рынков сбыта (в т.ч. КНР).
Основная проблема отрасли - отставание сырьевой базы региона от потребностей переработчиков. Имеющиеся молокоперерабатывающие мощности загружены амурским сырьем только на 50 %. Дефицит собственных сырьевых ресурсов приводит к росту закупочной цены на сырое молоко до 32-34 руб./кг, что существенно выше, чем в среднем по Российской Федерации. При этом развитие молочного животноводства затруднено из-за отсутствия крупных инвесторов, имеющих финансовые возможности вкладывать средства в капиталоемкие, с большим сроком окупаемости проекты.
В 2019-2024 гг. к реализации запланированы следующие инвестиционные проекты:
1. АО «Молочный комбинат Благовещенский»:
- модернизация цеха розлива с установкой технологической линии нового поколения по производству и фасовке жидких молочных продуктов компании «Тетра Пак», мощность - 10 тыс. тонн/год, сроки реализации: 2018-2019 гг.;
- модернизация с установкой технологической линии по производству и фасовке мороженого, мощность - 1,6 тыс. тонн/год, сроки реализации: 2022-2024 гг.
2. ООО «Хладокомбинат Партнер», модернизация с установкой 2 технологических линий нового поколения по производству и фасовке жидких молочных продуктов компании «Тетра Пак», суммарная мощность - 50 тыс. тонн/год, сроки реализации: - 2022-2024 гг.
3. ИП Мельниченко Д.В.:
- модернизация творожного цеха с установкой технологической линии нового поколения по производству рассыпчатого творога, мощность - 1,5 тыс. тонн/год, сроки реализации – 2018-2019 гг.;
- реконструкция молочного цеха, мощность по переработке молока - 18 тыс. тонн/год, сроки реализации: 2020-2021 гг.
Государственная поддержка.
В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447) для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности предусмотрено возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (взятым до 01.01.2017). С 2017 г. основным инструментом поддержки перерабатывающих предприятий является льготное кредитование. Кроме того, в случае получения статуса резидента ТОСЭР предоставляются налоговые льготы и другие преференции, предусмотренные законодательством.
В 2018 г. предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности оказана следующая государственная поддержка:
- возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 01.01.2017 – 63,9 млн. руб. (в т.ч. из федерального бюджета –47,4 млн. руб., из регионального бюджета – 16,5 млн. руб.);
- льготные инвестиционные кредиты – 110,0 млн. руб.;
- льготные краткосрочные кредиты – 158,2 млн. руб.
О ходе реализации регионального проекта «Экспорт продукции АПК в Амурской области
На территории Амурской области реализуется региональный проект «Экспорт продукции АПК» (далее – региональный проект), являющийся составной частью федерального проекта «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Региональный проект утвержден Советом при Правительстве Амурской области по стратегическому развитию и проектной деятельности 14.12.2018 (протокол заседания Совета при Правительстве Амурской области по стратегическому развитию и проектной деятельности № 1).
Паспорт регионального проекта внесен в подсистему управления национальными проектами системы «Электронный бюджет».
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Амурской области заключены соглашения о реализации регионального проекта (№ 082-2019-T2003-1 от 14.02.2019) и о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» (№ 082-08-2019-296 от 14.02.2019).
В целях реализации в АПК области регионального проекта в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» реализуется мероприятие «Реализация мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения».
В паспорте регионального проекта финансовое обеспечение из федерального и областного бюджетов на 2019 – 2024 годы составит 726,6 млн. рублей.
Финансовое обеспечение регионального проекта, млн. рублей
Источники финансирования |
Годы |
За 2019 – 2024 годы |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
ВСЕГО |
124,2 |
129,2 |
133,0 |
134,0 |
103,1 |
103,1 |
726,6 |
Федеральный бюджет |
120,5 |
125,3 |
129,0 |
130,0 |
100,0 |
100,0 |
704,8 |
Областной бюджет |
3,7 |
3,9 |
4,0 |
4,0 |
3,1 |
3,1 |
21,8 |
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доведены лимиты бюджетных обязательств субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» (федеральный бюджет).
Лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, млн. рублей
Источники финансирования |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
ВСЕГО |
124,2 |
129,2 |
133,0 |
Федеральный бюджет |
120,5 |
125,3 |
129,0 |
Областной бюджет |
3,7 |
3,9 |
4,0 |
В настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства Амурской области об утверждении правил предоставления субсидий на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
По состоянию на 01.04.2019 объем экспорта продукции АПК составил 14,75 % от планового значения показателя 2019 года (183,33 млн. долларов).
Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации Республики Саха (Якутия)
Зональная схема размещения производственных мощностей АПК сформировалась с учетом территориальной специализации товарного производства сельскохозяйственной продукции и основывается на принципах приближения производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления, в соответствии со специализацией улусов, занимающихся товарным производством сельского хозяйства.
Молочное производство. За 2018 г. от одной коровы надоено в среднем 2 465 кг молока. По итогам 2018 г. заготовительными организациями республики заготовлено 78 592,2 тонн сырого молока. Всего по республике заготовлено сырого молока на сумму 3 536,4 млн. руб., в том числе по 3 группе – 3 520,4 млн. руб. По Республике Саха (Якутия) средняя заготовительная цена на молоко составила 45,2 руб. за килограмм.
Результаты 4-х лет действия Программы на практике показали, что в тех хозяйствах, где планово соблюдается и совершенствуется технология производства, улучшается материально-техническая база, создаются условия труда, приоритетно развивается кормопроизводство, организовано искусственное осеменение коров, уделяется внимание на организацию и оплату труда - достигнуты высокие производственные показатели, повысился уровень заработной платы и платежеспособность хозяйства, одним словом внедрение Программы повысило эффективность развития скотоводства.
Мясное производство. Традиционными видами мясной продукции являются говядина, конина и оленина. По данным заготовительных организаций за 2018 год у сельскохозяйственных товаропроизводителей закуплено 1 016,9 тонн (в убойном весе) мяса КРС и лошадей (выполнение плана – 99,4%), в том числе:
- говядины – 729,3 тонн, выполнение 111,8%;
- жеребятины – 194,8 тонн, выполнение 65,5%;
- конины – 92,8 тонн, выполнение 125,8%.
Также есть птицеводческие хозяйства и свинофермы. В 2018 г. свиноводческие хозяйства поставили населению 10 862 голов свиней. Валовое производство мяса птицы (бройлеров) по итогам 2018 г., тонн в убойном весе составило 2 059,8 тонн. От общей потребности населения в продукции птицеводства 55% обеспечивается за счет местной продукции.
Приоритетные направления развития стратегически значимых отраслей пищевой и перерабатывающей продукции.
Производство мяса и мясопродуктов:
- повышение количества и качества животноводческого сырья;
- реконструкция и строительство производственных цехов по убою скота;
- техническое и технологическое перевооружение, строительство новых предприятий.
Продукция растениеводства. Всего в 2018 г. заготовительными организациями заготовлено 2 304,4 тонн картофеля, 945,7 тонн овощей открытого грунта.
Потребительская кооперация. В 2018 г. получателями грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов 2017 г. введены 2 модульных убойных цеха мощностью 10 тонн в смену, также введены 3 молочных цеха мощностью 0,5 тонн в смену.
Целью предоставления гранта является финансовое обеспечение затрат на развитие материально-технической базы (строительство, реконструкция или модернизация производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, приобретение специализированного транспорта, уплата части взносов (не более 8 процентов общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств.
Производство продовольственных товаров. Производство хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, и диетических хлебобулочных изделий составило 148 тонн, что на 10,4% выше планового.
Увеличение объемов производства обуславливается ростом спроса населения на хлеба, рекомендуемые к употреблению в рамках здорового образа жизни, которые обогащены всеми необходимыми организму человека микронутриентами.
Ввиду развития отрасли по сбору, заготовке и переработки дикорастущего сырья, показатель производства плодоовощных консервов составил 130 тыс. усл. банок, что более чем на 1,7 раза больше плана (план – 80 тыс. усл. банок).
По предварительным данным производство масла сливочного за 2018 г. составил 2,12 тыс. тонн. План выполнен на 103,6%.
Производство сыров и сырных продуктов составило 132 тонн при плане 116 тонн. Рост объемов производства обусловлен повышением качества молочной продукции (увеличен объем заготовки сырого молока АО «Якутский гормолозавод»).
Проект «Сделано в Якутии». По итогам 2018 г. знаком «Сделано в Якутии» отмечено свыше 140 наименований местной продукции 35 предприятий. При этом сертификацию прошли как продовольственные, так и непродовольственные группы товаров.
Основной задачей проекта «Сделано в Якутии» является поддержка местных сельскохозяйственных производителей и удовлетворение потребности жителей республики в качественных продуктах питания.
Основным результатом регионального проекта «Экспорт продукции АПК в Республике Саха (Якутия)» является достижение объема экспорта продукции АПК в 5 млн. долларов США к 2024 г. Финансирование проекта не предусмотрено.
Базовое значение в 2018 г. составляет 200 тысяч долларов США.
В настоящее время определены проекты по направлению «Экспорт продукции АПК в РС(Я), направленных на увеличение объема экспорта продукции АПК по следующим направлениям:
1) Дикоросное сырье и продукты переработки. Проведены работы по внесению программных мероприятий в проект государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы". В данное время составлен план кредитования АО ФАПК «Туймаада» на 2019 год, предусмотрено 50 млн.руб. на заготовку дикоросов в количестве 348,8 тонн, из них: ягоды – 293,7 тонны, иван-чай – 50 тонн, лук зеленый – 5,1 тонны. Для качественного увеличения объема сбора дикоросного сырья планируется систематизировать заготовку дикоросов в масштабе Республики Саха (Якутия)) путем создания заготовительных пунктов на базе действующих молокоприемных пунктов (морозильные камеры с возможностью единовременного хранения не менее 7 тонн ягоды) в количестве 200 единиц с 2019 по 2024 годы, в том числе в северных и арктических улусах Республики Саха (Якутия) для увеличения обратного вывоза промысловой продукции.
С льготным кредитованием на заготовку сырья, и увеличением технической возможности хранения дикоросного сырья планируется в 2023-2024 г. ежегодно заготавливать не менее 2 тыс. тонн сырья. Для обеспечения переработки указанного количества, планируется создание новых объектов переработки дикоросов, модернизировать техническую базу в действующих перерабатывающих производствах, переоборудовать незагруженные в полную мощность линии розлива молочной продукции в линии розлива соковой продукции, закупить линию по сублимации сырья. Далее при производстве ягодных соков и прочей продукции, планируется выход готового продукта на уровне не менее 8 тыс. тонн к 2024 г.
Кроме того, планируется ежегодное строительство мобильных цехов по первичной переработке чайного сырья (кипрей узколистный), всего 50 единиц с 2019 по 2024 г.
2) Алкогольная продукция. Прорабатывается вопрос обновления материально-технической базы путем привлечения кредитных средств из АО ФАПК «Туймаада» (Фонд АПК). Ведется работа по поиску контрагентов в странах азиатско-тихоокеанского региона в целях увеличения экспорта ликероводочной продукции.
3) По другим направлениям также ведется работа по источнику финансирования и поиску потенциальных инвесторов. До 2024 г. планируется реализовать не менее 4-х экспортоориентированных инвестиционных проекта.
По итогам реализации регионального проекта будут достигнуты следующие основные мероприятия и результаты:
- выполнить инвестиционную программу экспортного развития АПК, достижение целевых показателей экспорта продукции АПК в объеме не менее 5 млн. долларов США к 2024 г.;
- утвердить дорожную карту реализации проектов;
- утвердить план опережающего развития и сбалансированного плана по достижению целевых показателей экспорта продукции АПК;
- привести нормативно-правовую базу Республики Саха (Якутия) в соответствие с нормативными-правовыми актами по реализации механизма поддержки КПМК АПК. Принятие нормативных-правовых актов, устанавливающие меры поддержки организаций, реализующих КПМК АПК. Количество заключенных соглашений КПМК составит итогом 3 единицы к 2024 г.;
Проект позволит:
- развить системный подход к сбору и заготовке дикоросов в масштабе всей Республики Саха (Якутия), и дальнейшую их переработку для экспорта;
- нацелить развитие алкогольной промышленности на экспорт, с дальнейшим уклоном на брендирование флагманов с использованием компонентов, встречающихся преимущественно в РС(Я).
- развить рыбную промышленность, для поставки деликатесной продукции в целевые страны импортеры.
- организовать системную заготовку оленины и жеребятины и продуктов их переработки для дальнейшего экспорта в страны АТР.
Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации Республики Бурятия
В состав пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия входит более 400 предприятий с численностью работающих около 4 тысяч человек. Промышленность представлена девятью отраслями, связанными с переработкой сельскохозяйственного сырья и производством продуктов питания - мясная, молочная, мукомольно-крупяная, хлебопекарная, кондитерская, пивобезалкогольная, плодоовощная, масложировая, рыбная. Мясная отрасль является ведущей, на ее долю приходится свыше 70% от всей произведенной пищевой продукции в республике.
В 2018 году объем отгруженной продукции предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности составил 10,6 млрд. руб., что составляет 102,9 %к уровню 2017 года. Индекс физического объема производства пищевых продуктов составил 101 %, производство напитков – 97,4 %.
Увеличение индекса производства пищевых продуктов произошло благодаря росту объемов производства масла сливочного (101,1 %), творога (115,3 %), кондитерских изделий (106,8 %), напитков безалкогольных (109,8 %), воды минеральной (105,7 %), муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур смеси из них (в 1,6 р.).
Индекс производства напитков снижен ввиду недостижения уровня прошлого года объемов производства пива, который составил 78 %. Основная причина снижения объемов производства пива является высокая конкуренция на рынке пива и пивной продукции с завозимой из других регионов по ценовой политике и спроса населения.
Задачи, стоящие перед пищевой промышленностью - это стабильное обеспечение населения республики основными продуктами питания, выход на региональный и международный рынок. Для решения поставленной задачи в 2018 году было привлечено более 200 млн. руб. инвестиций для технического и технологического перевооружения, при этом большая часть их направлена на проведение модернизации существующих и ввод в эксплуатацию новых производств, внедрение современных технологий, обеспечивающих энергосберегающее производство.
Ведущие предприятия промышленности - ООО «Бурятмяспром», АО «Бурятхлебпром», ООО «КФ Амта», ООО «Аквабур»,
В 2018 году пищевыми предприятиями республики уплачено 546,8 млн. рублей налогов и сборов. В бюджет республики перечислено 372,8 млн. руб.
В структуре налоговых поступлений агропромышленного комплекса на пищевую промышленность приходится 74%.
Крупными налогоплательщиками являются АО «Бурятхлебпром», ООО «Бурятмяспром», ООО «Бурятская мясоперерабатывающая компания», ООО «Рыбозавод «Байкал»», ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии»».
По данным Бурятстата, в регионы РФ в 2017 году поставлено мяса до 30 % от произведенного в республике, изделий колбасных – 24,1 %, мясных полуфабрикатов – 8,3 %, консервов мясных – более 70 %, кондитерских изделий около 50%.
Основными системными проблемами, характерными для всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, являются:
- недостаток сельскохозяйственного сырья с определенными качественными характеристиками для промышленной переработки (на 100% привозном сырье работает кондитерская, хлебопекарная отрасли);
- высокий уровень расходов на доставку сырья из центральных регионов России;
- сезонность сельскохозяйственного производства, большие затраты на заготовку сырья, так как основное производство - молоко (свыше 90%), мяса (свыше 60%) сосредоточено в хозяйствах населения;
- дефицит оборотных средств;
- моральный и физический износ технологического оборудования,
- недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья;
- низкий уровень конкурентоспособности отдельных видов пищевой продукции на внутреннем и внешнем продовольственных рынках;
- неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и логистики товародвижения пищевой продукции;
- высокая конкуренция с продукцией, ввозимой из других регионов;
- неравные условия производства продукции в сравнении с соседними регионами, так, в Иркутской области тарифы на электроэнергию в три раза ниже, чем в республике.
Стратегические задачи развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Республике Бурятия:
- удовлетворение спроса и потребности населения Республики Бурятия в качественных продуктах питания в соответствии с рациональными нормами потребления;
- развитие импортозамещающих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, включая мясную, молочную и рыбную отрасли;
- производство продуктов переработки сельскохозяйственного сырья с высокой добавленной стоимостью;
- увеличение экспорта продовольствия, по мере насыщения республиканского рынка продуктами питания.
Экспортный потенциал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия:
- мясные продукты (консервы мясные и мясорастительные, мясо баранина, конина; колбасные изделия; полуфабрикаты);
- дикоросы - кедровый орех, лекарственно-технические травы, облепиха и продукты ее переработки;
- кондитерские изделия (мучные, высокорецептурные, сахаристые);
- рыбная продукция;
- вода питьевая, минеральная.
За последние годы на экспорт в Монголию поставлялась рыба переработанная (ООО «Рыбозавод «Байкал»), мясо свинины охлажденное (ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский»»), яйца кур (АО «Улан-Удэнская птицефабрика»), колбасные изделия (ООО «Бурятмяспром»), хлеб и хлебобулочные изделия (АО «Бурятхлебпром»), кондитерские изделия (ООО «Кондитерская фабрика «Амта»). В небольших объемах были поставки кондитерских изделий на рынок КНР.
Экспортным потенциалом обладает продукция мясоперерабатывающих предприятий республики. Так, ООО «Бурятмяспром» является потенциально крупным экспортером консервной продукции в Китай и Японию. Производственные мощности предприятия позволяют поставлять на экспорт консервной продукции в объеме от 10 млн. до 30 млн. банок в год. Годовые мощности по переработке мяса до 15тыс.тн. В 2018 году мощности были загружены на 52,2%. До 30% перерабатываемого сырья поступает из Монголии (в 2018 году 2,6 тыс. тн.), местное сырье занимает около 10%, остальное сырье ввозится из регионов России.
В настоящее время ООО «Бурятмяспром» проходит ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям стран импортеров (Япония, Китай).
ООО «Кондитерская фабрика «Амта» реализует инвестиционный проект «Модернизация производства и увеличение объема производства кондитерских изделий», срок реализации 2 года, объем инвестиций 70 млн.руб., рынок сбыта Сибирь и Дальний Восток, поставка в Китай и Монголию.
В настоящее время предприятием активно ведется работа по сотрудничеству и поставки продукции в Монголию, Казахстан и Китай. В 2019 году планируется поставить в Монголию 90 тонн, в перспективе до 2024 года до 1 тысячи тонн в год.
Реализация инвестиционного проекта позволит увеличить объем производства кондитерских изделий на 50% до 5 тысяч тонн в год, позволит создать дополнительно 30 рабочих мест.
ООО «Бурятхлебпром» реализует инвестиционный проект по увеличению мучных кондитерских изделий до 5 тонн в смену и выхода продукции на рынок Монголии. Проект будет реализован в 2019 году, к 2024 году до 200 тонн в год.
ООО «КЦ Березка» планирует реализовать инвестиционный проект по увеличению производственных мощностей до 5 тонн в сутки для поставки мучных кондитерских изделий на экспорт. Реализация проекта запланирована на 2020-2021 гг., Проект предусматривает увеличение поставок кондитерских изделий на экспорт до 300 тонн в год в 2024 году.
Прорабатывается поставка воды и напитков на международный рынок компаниями ООО «Аква», ООО «Дебют», АО «Аквабур» и другими компаниями.
Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации Республики Бурятия.
Потребительская кооперация вносит серьезный вклад в решение государственных задач по обеспечению продовольственной безопасности, занятости населения, импортозамещению, участвует в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе.
В республике работает Бурятский республиканский союз потребительских обществ - это сложная организационная структура потребительских союзов и предприятий различных организационно правовых форм, в основном субъектов малого и среднего предпринимательства.
Буркоопсоюз объединяет 24 потребительских общества, которые осуществляют хозяйственную деятельность в 15 районах республики и в городе Улан-Удэ.
В 2018 году совокупный объем деятельности Буркоопсоюза за 2018 год составил 2247 млн. рублей (торговля, производство продуктов питания, общепит, заготовка с/х продукции), на 31 млн. больше, чем в 2017 году.
В структуре совокупной деятельности Буркоопсоюза заготовительная и производственная деятельность занимают четвертую часть. В 2018 году организациями потребительской кооперации было закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму свыше 346,5 млн. рублей, произведено пищевой продукции на сумму 201,5 млн. рублей.
В системе Буркоопсоюза функционирует 27 цехов по производству продуктов питания и 55 магазинов.
Проблемы развития потребительской кооперации Республики Бурятия:
- устаревшая материально-техническая база;
- заготовительная деятельность занимает ¼ часть;
- отсутствие заготовительных контор;
- затратность содержания магазинов в удаленных районах;
- дефицит оборотных средств и отсутствие залогового обеспечения;
- отсутствие государственной поддержки для организаций потребительской кооперации.
В настоящее время необходима новая концепция товародвижения, новые формы заготовительной деятельности, учитывающие специфику современного рынка.
Деятельность потребительской кооперации в сельской местности должна играть большую роль в социальном развитии села, развитии производства, заготовительной деятельности и торговли.
Стабильный рост производства сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами и хозяйствами населения требует организованной системы закупа и переработки произведенной продукции, от совместной слаженной работы зависит развитие сельского хозяйства и села.
Необходимо развивать материально-техническую базу закупа продукции животноводства, растениеводства, дикорастущих плодов, ягод и грибов. Для достижения этих целей необходимо активизировать работу с личными подсобными и фермерскими хозяйствами.
Для развития потребительской кооперации необходима государственная поддержка на федеральном уровне.
Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации в Чукотском автономном округе
В силу неравномерности экономического развития населенных пунктов Чукотского автономного округа, их транспортной, коммуникационной и иной обеспеченности, пищевая и перерабатывающая промышленность округа не имеет четкого деления по отраслям.
Крупные предприятия расположены в районных центрах и городах автономного округа и объединяют в одном производстве несколько основных направлений производства.
На территории округа деятельность по производству пищевой продукции осуществляет одно государственное предприятие – ГП ЧАО «Пищевой комплекс «Полярный» – в городе Анадыре, 4 муниципальных предприятий, 12 обществ с ограниченной ответственностью, 3 индивидуальных предпринимателя в городских округах и муниципальных районах округа (в том числе - 34 сельских пекарни в составе муниципальных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью).
Основной вид деятельности пищевых предприятий округа – производство продуктов питания. Ассортимент производимой пищевой продукции разнообразен и насчитывает свыше 400 наименований, в том числе из мяса оленя – более 40.
В настоящее время пищевая промышленность в полном объеме обеспечивает потребность населения и учреждений социальной сферы округа хлебобулочными изделиями и в значительной степени – в мясе и мясопродуктах, рыбе, рыбной продукции, яйце.
В 2018 году пищевыми предприятиями округа произведено и реализовано населению и организациям –
4 730,0 тонн пищевой продукции. В расчете на одного жителя округа произведено 95,6 кг готовой продукции (в 2017 г. – 85,2 кг), рост – 112,2%. Ежемесячно производится и реализуется более 390 тонн пищевой продукции.
Государственная поддержка отрасли оказывается в рамках Подпрограммы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности» Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа».
В 2018 году на эти цели направлены субсидии в объеме 82 752,2 тыс. рублей, в том числе:
- на поддержку производства социально значимых видов хлеба 73 697,9 тыс. рублей;
- на поддержку производства мясной и молочной продукции 9 066,2 тыс. рублей;
- на поддержку обновления оборудования для производства пищевой продукции 8 988,1 тыс. рублей.
На реализацию подпрограммы в 2019 году запланировано 110 996,6 тыс. рублей.
Пищевые предприятия округа в целом обеспечены производственными линиями и технологическим оборудованием, однако большая их часть устарела и требует обновления, модернизации либо полной замены. Следует отметить, что в структуре пищевых предприятий отсутствует сеть торговых объектов и объекты общественного питания, предприятия не осуществляют реализацию подакцизных товаров (алкогольной продукции и табачных изделий), соответственно, – не имеют дополнительных коммерческих доходов для развития производственной базы.
Тем не менее, имеющиеся производственные мощности предприятий, при условии их обновления и модернизации, позволят увеличить объемы производства пищевой продукции с учетом потребительского спроса и емкости рынка.
Поддержка сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования
- Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 411 (далее – Подпрограмма), на поддержку предпринимательства в 2018 году было направлено 5164,6 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 500,0 тыс. рублей, окружного бюджета – 527,4 тыс. рублей, внебюджетных источников (собственные средства предприятий агропромышленного комплекса) – 138,2 тыс. рублей для реализации следующих мероприятий:
- «Поддержка начинающих фермеров» – 1716,1 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 1500,0 тыс. рублей, окружного бюджета – 130,4 тыс. рублей, средств внебюджетных источников – 87,5 тыс. рублей). В рамках реализации данного мероприятия грантовая поддержка оказана одному КФХ, глава которого является получателем «Дальневосточного гектара», в сумме 1350,0 тыс. рублей.
- «Субсидия сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение затрат по оплате договоров аренды торговых и производственных площадей» – 2418,5 тыс. рублей за счет средств окружного бюджета.
- «Субсидия на финансовое обеспечение затрат, связанных с закупкой и доставкой кормов» – 978,5 тыс. рублей за счет средств окружного бюджета, средств внебюджетных источников – 51,5 тыс. рублей
В рамках Подпрограммы «Поддержка сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования» Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 411 (далее – Подпрограмма), на поддержку фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации в 2019 году предусмотрено 12258,2 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 1380,0 тыс. рублей, окружного бюджета – 9452,3 тыс. рублей, внебюджетных источников (собственные средства предприятий агропромышленного комплекса) – 1715,5,0 тыс. рублей для реализации следующих мероприятий:
- «Поддержка начинающих фермеров» – 4999,8 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 1 380,0 тыс. рублей, окружного бюджета – 3120,0 тыс. рублей, средств внебюджетных источников – 499,8 тыс. рублей).
- «Субсидия сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение затрат по оплате договоров аренды торговых и производственных площадей» – 2000,0 тыс. рублей за счет средств окружного бюджета.
- «Субсидия на финансовое обеспечение затрат, связанных с закупкой и доставкой кормов» – 4100 тыс. рублей за счет средств окружного бюджета, средств внебюджетных источников – 215,7 тыс. рублей.
«Региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» - 12610,5 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 11 378,2 тыс. рублей, окружного бюджета – 232,3 тыс. рублей, средств внебюджетных источников – 1000,0 тыс. рублей).