Лучшая практика
Поддержка доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере
Республика Саха (Якутия)
1. О реализации мер, направленных на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы. Поддержка доступа некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
Поддержка СОНКО является одним из долгосрочных приоритетов государственной политики Российской Федерации. Согласно п.п. «л» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ) Правительству РФ поручено предусмотреть, начиная с 2013 года, меры, направленные на увеличение поддержки СОНКО.
В целях реализации Указа в 2016 году в РФ принят ряд комплексных документов в направлении расширения доступа негосударственных, прежде всего – СОНКО, к оказанию населению услуг в социальной сфере, предоставляемых за счет бюджетных средств:
- Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, разработанный во исполнение поручения по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 года, и утвержденный Заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец решением от 23.05.2016 года № 3468п-П44;
- Дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 08.06.2016 года № 1144-р.
Мероприятия Комплекса мер и дорожной карты нацелены на совершенствование существующей нормативной правовой базы в целях обеспечения доступа СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере за счет бюджетных средств, на повышение потенциала и компетенций СОНКО в качестве поставщиков данных услуг, а также на координацию деятельности всех органов власти по обеспечению доступа СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере.
В целях реализации дорожной карты и комплекса мер, а также расширения участия негосударственного сектора в оказании социальных услуг распоряжением Правительства РС (Я) от 08.12.2016 года № 1527-р утвержден Комплексный план мероприятий РС (Я) на 2016-2020 годы по обеспечению поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности СОНКО.
Распоряжением Главы РС (Я) от 22.01.2018 года № 28-РГ «О персональных поручениях членам Правительства РС (Я) на 2018 год» поручено обеспечить увеличение доли негосударственного сектора в сфере социального обслуживания до 10% от общего количества учреждений всех форм собственности (п.10.2.). На данный момент в реестре состоит 46 поставщиков социальных услуг, из них ИП – 21, коммерческих организаций – 7, СОНКО – 18.
В государственном бюджете РС (Я) в рамках реализации государственных программ РС (Я) «Социальная поддержка граждан в РС (Я) на 2012-2017 годы» и «Социальная поддержка граждан в РС (Я) на 2018-2022 годы» по мероприятию «Развитие рынка социальных услуг» для выплаты компенсации поставщикам социальных услуг (коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, социально ориентированным некоммерческим организациям) были предусмотрены средства: в 2016 году – 2 839,74 тыс. рублей, в 2017 году – 3 646,73 тыс. рублей, в 2018 году (3 уточнение) – 46 440,23 тыс. рублей. Фактическое финансирование за эти периоды составило: за 2016 год – 2 164,40 тыс. рублей или 76,2% от плана, за 2017 год – 3 051,79 тыс. рублей или 83,7% от плана, за 1 полугодие 2018 года – 15 498,09 тыс. рублей. Из них доля полученных СОНКО средств составила в 2016 году – 58,6%, в 2017 году – 71,4%, за 1 полугодие 2018 года – 60,1%.
Касательно только некоммерческих организаций необходимо отметить, что в связи с ростом числа НКО, предоставляющих социальные услуги, а также обслуживаемого ими количества получателей социальных услуг, сумма выплат компенсации увеличилась в 7,3 раза по сравнению с 2016 годом:
- в 2016 году компенсация в размере 1 269,23 тыс. рублей на возмещение затрат предоставлена ОО "Реабилитационный центр освободившихся из мест лишения свободы Чурапчинского улуса" за предоставление социальных услуг 22 получателям.
- в 2017 году компенсация в размере 2 179,23 тыс. рублей на возмещение затрат предоставлена ОО "Реабилитационный центр освободившихся из мест лишения свободы Чурапчинского улуса", АНО "Санаторий "Абырал". Социальные услуги предоставлены в целом 41 получателям;
- в 2018 году компенсация в сумме 9 315,93 тыс. рублей на возмещение затрат предоставлена ОО "Реабилитационный центр освободившихся из мест лишения свободы Чурапчинского улуса", АНО "Санаторий "Абырал", АНО по социальной защите людей с ограниченными возможностями и людей пожилого возраста "Алгыс" (Благословение), АНО "Центр реабилитации и превенции социального исключения лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации "Горизонт+", АНО "Реабилитационный центр социальной адаптации "Пробуждение", ОО инвалидов "Феникс". Социальные услуги предоставлены в целом 125 получателям.
Таким образом, в 2018 году количество получателей социальных услуг возросло в 5,7 раз по сравнению с 2016 годом, и в 3 раза - с 2017 годом соответственно. Число поставщиков социальных услуг-СОНКО за период 2016-2018 годы возросло от 1 до 6.
2. О состоянии и мерах по развитию конкуренции в сфере услуг образования:
- рынок услуг дошкольного образования;
На начало 2018 года к частным (негосударственным) дошкольным образовательным организациям относилось 27 автономных некоммерческих дошкольных образовательных организаций «Алмазик» и 4 негосударственных учреждения некоммерческих дошкольных образовательных организаций «Центр развития ребенка» «Якутскэнерго» с охватом 5 017 детей (9% от общего числа детей, охваченных дошкольным образованием). Индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования и присмотр и уход за детьми, - 30 с охватом 1 956 ребенок; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми без реализации образовательных программ, - 55 с охватом 975 детей.
N |
Показатели |
Ед. изм |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||
план |
факт |
план |
факт |
|||||
1. |
Удельный вес численности воспитанников негосударственных дошкольных образовательных организаций в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций |
% |
8,2 |
8,5 |
9,1 |
9,1 |
9,5 |
10,0 |
Услуги в сфере дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в Республике Саха (Якутия) на 1 сентября 2018 года оказывают:
- 72 индивидуальных предпринимателя с охватом 4305 детей, из них в возрасте от 3 до 7 лет - 3020 детей.
- 2 НКО с охватом 5646 детей, из них в возрасте от 3 до 7 лет - 3846 детей. Из них получает субсидию на осуществление образовательной деятельности 1 НКО с охватом 3999 детей.
Нормативная правовая база:
- постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 09 сентября 2014 года №284 «О реализации пилотного проекта «Партнерство дошкольных образовательных организаций и субъектов малого и (или) среднего предпринимательства»,
- постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 октября 2014 года №336 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)"
- постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2015 года №261 «О Порядке предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам в целях софинансирования мероприятий, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста».
- рынок услуг детского отдыха и оздоровления;
Значительное влияние на уровень конкуренции оказывает ГАУ ДО РС(Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор», занимающий доминирующее положение на рынке отдыха и оздоровления, так как является государственным учреждением, обеспечивающим потребность в обеспечении полноценным отдыхом, оздоровлением и дополнительным образованием, а также соответствует всем требованиям по безопасности.
В силу спроса населения по оказанию услуг на рынке отдыха и оздоровления детей в большей части по качеству оказания услуг и укомплектованию пед.работниками преимущественным спросом пользуются государственные и (или) муниципальные предприятия (учреждения).
Состояние конкуренции на рынке отдыха и оздоровления в регионе оценивается как рынок с недостаточно развитой конкуренцией. По сравнению с 2017 годом уровень конкуренции на рынке не изменился. Факторы, повлиявшие на состояние конкуренции - низкий потребительский спрос на учреждения отдыха и оздоровления детей негосударственного типа, внешнеэкономические факторы, высокие авиатарифы на межрайонные перелеты.
- рынок услуг дополнительного образования;
В республике отмечается устойчивая тенденция увеличения доли организаций негосударственной формы собственности в общем количестве организаций на рынке услуг дополнительного образования детей.
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Количество хозяйствующих субъектов на рынке |
10 |
14 |
21 |
22 |
28 |
33 |
Количество хозяйствующих субъектов на рынке на 1000 человек населения |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
Количество новых хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке |
4 |
4 |
7 |
1 |
6 |
5 |
Количество государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность на рынке, находящиеся в ведомстве Минобрнауки РС(Я) (находящиеся в ведомстве Минобрнауки РС(Я), Минспорта РС(Я), Минкультуры РС(Я)) |
127 |
128 |
132 (227) |
111 (224) |
114 (226) |
115 (225) |
Доля рынка государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность на рынке (по числу зарегистрированных учреждений) |
92,7 |
90,1 |
91,5 |
91,1 |
89,0 |
87,3 |
Объем субсидирования государственных и муниципальных предприятий (учреждений) млн.руб. |
1688,9 |
1978,0 |
2483,8 (4312,4) |
2708,9 (5082,0) |
2610,0 (5147,7) |
3017,1 (2719,0) |
Основными поставщиками услуг на рынке дополнительного образования детей являются муниципальные и государственные учреждения. На территории всех муниципальных образований имеется не менее чем по 1 учреждению дополнительного образования. Также услуги дополнительного образования детей оказывают школы, имеющие лицензии на дополнительное образование детей. В городских округах достаточно развита конкуренция среди муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования по широкому спектру дополнительных общеразвивающих программ.
Услуги дополнительного образования в муниципальных и государственных учреждениях оказываются бесплатно на высоком профессиональном уровне. Население в большинстве наслегов не готово оплачивать услуги негосударственных поставщиков на платной основе.
В целях устранения избыточного государственного регулирования и снижения административных барьеров в 2017 году реализованы следующие мероприятия.
По оптимизации процессов предоставления государственных услуг, относящихся к полномочиям Республики Саха (Якутия), для субъектов предпринимательской деятельности в рамках модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования в 2016-2017 годах реализован проект персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в РС(Я) (далее – ПФ ДОД). Под системой ПФ ДОД понимается организационно-финансовая система, предусматривающая бюджетное финансирование реализации дополнительных общеобразовательных программ, выбираемых обучающимися в возрасте от 5 до 18 лет, независимо от организации, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует указанную образовательную программу, по персональным сертификатам ДОД. Таким образом, проект предоставляет равные возможности к получению бюджетных средств за оказанные услуги дополнительного образования как муниципальным учреждениям, так и негосударственным учреждениям и индивидуальным предпринимателям, что способствует развитию конкуренции среди поставщиков услуг дополнительного образования детей.
В 2016 году проект апробирован в ГО «город Якутск». В качестве поставщиков услуг в проект ПФ ДОД вошли 9 учреждений, в том числе 3 негосударственных: ИП Максимова Надежда Романовна (Учебный центр «ANT»), Якутская республиканская общественная организация поиска и развития одаренных детей Якутии «Дьогур» (Дарование), Индивидуальный предприниматель Хачиров С.В. Доля негосударственных учреждений по количеству учреждений в проекте – 33%, по числу обслуживаемых сертификатов дополнительного образования – 5,7% (200 из 3517). Объем оказанных услуг дополнительного образования детей негосударственными учреждениями составил 200,0 тыс.руб.
В 2017 году проект внедрялся в 27 муниципальных образованиях республики. Однако, несмотря на созданный механизм и равные возможности для поставщиков, в проекте приняли участие только негосударственные учреждения на территории города Якутска в том же составе. В остальных муниципальных учреждениях негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования нет. Доля фактически оказавших услуги негосударственных учреждений по количеству учреждений в проекте – 5,7% (3 учреждения из 52), по числу обслуживаемых сертификатов дополнительного образования по РС(Я) – 1,3% (200 из 16028). Аналогичные показатели по г.Якутску – 33% (3 из 9 учреждений) и 3,7% (200 из 5397 сертификатов). Объем оказанных услуг дополнительного образования детей негосударственными учреждениями составил 1 640,0 тыс.руб.
В 2018 году проект внедряется в крупных муниципальных образованиях, где есть предпосылки для развития конкурентной среды между поставщиками услуг дополнительного образования: ГО «г.Якутск», МР «Нерюнгринский район», МО «Мирнинский район». За 1 полугодие 2018 года в проекте приняло участие 2 негосударственных учреждения г.Якутска - ИП Максимова Надежда Романовна (Учебный центр «ANT»), Якутская республиканская общественная организация поиска и развития одаренных детей Якутии «Дьогур» (Дарование). Доля негосударственных учреждений по количеству фактически оказавших услуги учреждений в проекте – 16,7% (2 учреждения из 12), по числу обслуживаемых сертификатов дополнительного образования – 3,2% (170 из 5397). Объем оказанных услуг дополнительного образования детей составил 1 065,9 тыс.руб.
Сдерживающим фактором роста числа негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования в рамках проекта является ограниченность бюджетных средств муниципальных бюджетов.
В связи с этим Окружной администрацией города Якутска принято постановление от 29 июня 2018г. №191п «О завершении реализации Программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории ГО «город Якутск», утвержденной постановлением Окружной администрации города Якутска от 26 января 2017г. №16п».
Также для повышения конкуренции рынка услуг дополнительного образования детей функционирует общедоступный региональный навигатор системы дополнительного образования – детямякутии.рф. Это информационный портал с муниципальными сегментами, позволяющий семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка. Реализуется этап заполнения навигатора программами, реализуемыми организациями дополнительного образования, в том числе негосударственными.
Состояние конкуренции на рынке услуг дополнительного образования детей в регионе оценивается как недостаточно развитая конкуренция. Из 36 муниципальных районов конкуренция на рынке услуг дополнительного образования присутствует только в ГО «город Якутск». По сравнению с 2016 годом уровень конкуренции на рынке незначительно увеличился. Факторы, влияющие на состояние конкуренции в системе дополнительного образования детей:
Географическая отдаленность и малочисленность населенных пунктов, в том числе в северных и арктических районах Республики Саха (Якутия);
Малое количество негосударственных учреждений – поставщиков услуг дополнительного образования детей;
Низкая платежеспособность населения для оплаты услуг негосударственных поставщиков.
3.О реализации мер по развитию конкуренции в сфере труда и социальной защиты граждан: рынок услуг в области социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.
Постановлением Правительства РС (Я) от 16.01.2015 года № 8 утвержден Порядок выплаты и определения размера компенсации за предоставление социальных услуг поставщикам социальных услуг, включенным в Реестр поставщиков социальных услуг РС (Я), но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) и предоставляющим гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой. Выплата компенсации поставщику социальных услуг осуществляется в целях возмещения его затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям. Основными задачами выплаты компенсации поставщику социальных услуг являются:
- повышение эффективности, доступности и качества социальных услуг, предоставляемых гражданам;
- расширение круга субъектов, занятых в сфере социального обслуживания.
Поставщику социальных услуг ежеквартальная компенсация для возмещения затрат предоставляется после проверки документов, подтверждающих факт предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Правом на получение компенсации стоимости социальных услуг, предоставленных гражданам в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, пользуются организации социального обслуживания независимо от форм собственности, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг РС (Я), кроме государственных (муниципальных) учреждений.